Из цикла «Религиозные законы (алаха) лечения в Шаббат», темы: Шабат, Алаха, Еврейские законы, Тора и медицина, Здоровье
Есть много болезней (как например сильный насморк), которые не опасны для жизни, но достаточно серьезны, что заставляют человека остаться в кровати.
Шульхан Арух группирует Болезни этого типа в категории, которые называются «больной человек, который вынужден находиться в постели из-за его болезни, но который не подвергается опасности для жизни». Шульхан Арух обрисовывает определенные облегчения для таких случаев. Чтобы сделать это легче для читателя, мы сошлемся на эту категорию, как «Выведенный из строя (нетрудоспособный).»
В Секции А этой главы, мы определяем, какой вид болезни или состояние квалифицируют человека, как Выведенного из строя. Например, может ли человек, страдающий от мигрени, быть классифицированным как «Выведенный из строя (нетрудоспособный).»?
А. Кто Входит в Категорию Выведенного из строя
1. Прикованный к постели
2. Поражение всего тела, Слабость, Вялость, невозможность функционировать Нормально
3. Не Больной Сейчас, но имеется риск ухудшения состояния здоровья
4. Сомнение в нетрудоспособности
5. Ребенок
6. 1 Месяц после Рождения (Послеродовой уход)
Секция B обсуждает облегчения, которые Хазаль позволили для того, чтобы обеспечить лечение и уход за человеком, который Выведен из строя.
Например, может ли Еврей нести вне эрува (специальным образом окруженная территория, что в ней разрешено переносить в Шаббат), чтобы принести нетрудоспособному пациенту его лечение?
B. Что Разрешается для Выведенного из строя человека
1. Возможные облегчения Запрещения Дерабонан путем использования Шинуй
2. Позволяется попросить нееврея
Секция C обсуждает Алахот лекарств и методов лечения (таблетки, кремы, аппликации, содержащие лекарственное вещество, свечки, инъекции, и т.п.), нужные для лечения Выведенного из строя человека.
Например, если пациент болеет в кровати гриппом, может ли он принять болеутоляющие? Если он Выводится из строя (становится нетрудоспособным) из-за мышечной боли, может ли он принять горячую ванну в Шаббат?
C. Разрешенные для приема лекарства
1. Алахот Принятия лекарств для Лечения Выведенных из строя людей
2. Оральные препараты
3. Местное Лечение (Кремы, Мази)
4. Аппликации, Свечки
5. Инъекции
6. Виды лечения, Которые напоминают Медицину
А. КТО ВХОДИТ В КАТЕГОРИЮ «НЕТРУДОСПОСОБНЫЕ»
1. Прикованный к постели
2. Поражение всего тела, Слабость, Вялость, невозможность функционировать Нормально
3. Не Больной Сейчас, но имеется риск ухудшения состояния здоровья
4. Сомнение в нетрудоспособности
5. Ребенок
6. 1 Месяц после Рождения (Послеродовой уход)
1. Прикованный к постели
Человек, чьи болезни не жизненно опасны, но который чувствует себя так, что он остается в кровати (например, кто-нибудь с сильным насморком или гриппом), считается нетрудоспособным.
2. Поражение всего тела, Слабость, Вялость, невозможность функционировать Нормально
Даже тот, чье болезненное состояние не вынуждает его оставаться в кровати (например, кто-нибудь с сильной диареей), но это заставляет все его тело мучиться или чувствовать себя слабым и вялым, он также считается нетрудоспособным.
К тому же, когда болезнь причиняет человеку столько боли или дискомфорта, что он не может функционировать нормально (т.е. он «вне комиссии» так, что он остался бы в кровати, если бы это помогло ему), то такой человек считается нетрудоспособным.
Например, человек, страдающий от сильной грибковой инфекции (как например сильная Дрожжевая инфекция), или от внезапного болезненного обострения артрита, обычно не будет лежать в кровати, но он, может иметь столько боли и дискомфорт, что он не сможет функционировать нормально. Когда состояние становится настолько плохим, что пациент остановил бы всю свою деятельность и только находился бы в кровати, если бы это помогло ему, то полагается, что человек считается нетрудоспособным.
И другой пример, легкая или умеренная головная боль дает страдающему локализованную боль, но он все еще может ходить и функционировать. Однако, если он имеет сильную мигрень до того, что он чувствует себя слабым, или до того, что он должен сделать большие усилия, чтобы нормально функционировать, он считается нетрудоспособным.
Человек, которая не может функционировать нормально из-за психического расстройства, как например депрессия или тревожные расстройства, также считается нетрудоспособным.
3. Не Больной Сейчас, но имеется риск ухудшения состояния здоровья
Еврей, который не чувствует себя Выведенным из строя в Шаббат, но чье состояние подразумевает риск ухудшения состояния здоровья, даже после Шаббата, до того, что ему придется остаться в кровати (постели), или что будет поражено все его тело, считается нетрудоспособным, даже до того, как ему будет действительно плохо.
Например, еврею сообщают на утро Шаббата, что его стрептококковый тест дал положительный результат. Он пока еще не почувствовал на себе эффект стрептококковой инфекции, выводящий из строя. Однако, если он не примет антибиотики в это время (утро Шаббата), инфекция будет распространяться и делать его больным настолько, что он будет вынужден лежать в кровати. Поэтому такой человек находится в категории «Выведенного из строя».
И даже больше, ему позволяется попросить нееврея купить ему антибиотики, таким образом, чтобы он смог начать их прием утром в Шаббат (когда узнал о тесте). Ему не придется ждать действительного наступления состояния нетрудоспособности.
Так же, еврею, который выздоровел после бактериальной инфекции, требуется закончить его предписанный курс антибиотиков, для того, чтобы препятствовать рецидиву (возврату) инфекции. Поэтому ему разрешено принять антибиотики в Шаббат, хотя он больше не чувствует себя больным, потому что антибиотики требуются для того, чтобы предотвратить повторение его Выводящей из строя болезни.
Если человек склонен к Выводящим из строя головным болям из-за поста, некоторые Поским позволяют ему брать обезболивающее с пролонгированным действием в Шаббат вечера 9 ава, для того, чтобы такой человек не стал нетрудоспособным в воскресенье из-за поста.
4. Сомнение в нетрудоспособности
Человек, у которого имеется Сомнение в нетрудоспособности также рассматривается в категории «нетрудоспособного».
Например, еврей посещает доктора в пятницу после обеда с симптомами возможной стрептококковой инфекции. Доктор сомневается, не имеет ли пациент стрептококковую инфекцию, и советует пациенту начать принимать антибиотики, и в этом случае стрептококковый тест дает положительный результат.
Хотя его статус «Выведения из строя» сомнителен, однако, ему позволяется облегчение, как «Выведенному из строя», и он может принимать лекарства в Шаббат.
Это не относится к человеку, который неуверен, что его болезнь достаточно опасна, чтобы ему быть алахически классифицированным как «Выведенный из строя». В таком случае, он должен проконсультироваться с раввином (алахическим авторитетом). Другими словами, будучи неуверенным в алахе (еврейском законе) не устанавливают сомнение (софек).
5. Ребенок
Ребенку трех лет или подростку (согласно некоторым Поским, вплоть до возраста 9 лет), кто страдает недомоганием в виде боли или дискомфорта, позволяются те же облегчения, как и взрослому, который находится в категории «Выведенного из строя (нетрудоспособного)».
Например, взрослый, укушенный пчелой, обычно перенесет не более чем легкое местное раздражение и беспокойство. Недомогание не заставит его оставаться в кровати, как и не будет воздействовать на его собственное тело. Поэтому ему не разрешено облегчение в виде взятия орального (через рот) или местного лечения в Шаббат. Однако, если ребенок жалуется, нам позволяется дать ему лекарство. Если лекарство должно быть куплено, нам позволяется попросить нееврея приобрести его и принести к нам.
Если ребенок из-за недомогания не страдает от боли или дискомфорта, ему не делается облегчение «Выведенного из строя» человека. Например, если по животу ребенка видно, что он страдает незначительным запором, но ребенок не жалуется на боли или дискомфорт, нам не позволяется предоставить ему клизму или лекарство. Однако, если он жалуется, или раздражителен, или напряжен и имеет трудности «сходить в туалет», то он подлежит тому же облегчению, что и те из взрослых, кто «Выведен из строя» (посмотрите страницу 140.).
Относительно переноса больного ребенка к доктору — смотрите страницу 256.
6. 1 Месяц после рождения (послеродовой уход).
От семи дней до 30 дней после рождения, мать рассматривается как «Нетрудоспособная». (Посмотрите Главу Восемь.). Хотя она обычно не ограничена кроватью, и, обычно не является нетрудоспособной, тем не менее, ее тело подверглось большим изменениям от существенного физического стресса и потери крови, она получает все облегчение человека с выводящей из строя болезнью.
B. ЧТО РАЗРЕШАЕТСЯ ДЛЯ ВЫВЕДЕННОГО ИЗ СТРОЯ ЧЕЛОВЕКА
l. Возможность облегчить Запрещения Дерабонан путем Шинуй.
2. Позволяется попросить нееврея
Toра не освобождает больного еврея от запрещений Торы, если только не имеется риск для его жизни. Однако, Хазаль разрешили три существенных облегчения для того, чтобы обеспечить лечение и уход за человека, который Выведен из строя:
1. Еврею позволяется выполнять действие, используя почти любые иссур дерабонан, если он делает действие с шинуй (т.е. он делает действие не нормальным способом, смотри страницу 252)
2. Еврею позволяется попросить нееврея выполнить запрещенные действия для себя — даже запрещения Торы.
3. Выведенному из строя человеку позволяется взять лечение в Шаббат. Это обсуждается в следующей секции этой главы (Секция C.).
l. Возможность облегчить (отвергнуть) Запрещения Дерабонан путем Шинуй.
Еврейскому врачу или пациенту непосредственно, или кому-либо, помогающим им, позволяется отвергнуть (облегчить) почти любые иссур дерабонан, для того, чтобы помочь вылечить пациента или уменьшить его боль, при условии, что он выполняет действие через шинуй*. Используя шинуй, Еврейская врач может сделать иссур дерабонан себе, и от него не требуется, чтобы он пошел искать нееврея, который бы сделал это для него.
Например, если твоя жена лежит в кровати с бактериальной инфекцией и ей нужны определенные антибиотики в таблетках. Чем скорее она начнет прием антибиотиков, тем быстрее она поправится.
Лекарство, которое находится в соседнем доме, однако нет эрува между двумя домами — перенос от одного дома к другому в данном случае не сможет нарушить запрет Торы (т.е. нет необходимости нести через решут хараббим (общественное владение)). Поэтому, еврей может принести таблетки**, используя шинуй (например, неся таблетки в его шляпе).
2. Позволяется попросить нееврея
Еврей может попросить нееврея выполнить любое действие в Шаббат, необходимое, чтобы вылечить или облегчить боль человека, который Выведен из строя, даже если это нарушает запрет Торы.
Например, еврей может попросить нееврея поехать в аптеку и купить нужное больному лекарство; перелить группу крови*; повернуть лампу; или включить обогреватель; включить или выключить кондиционер (если у пациента высокая температура или сильный озноб). Если пациенту требуется специальная пища, мы можем попросить нееврея подогреть или приготовить пищу для него.**
ПРИМЕЧАНИЕ: Хотя нам разрешено (a) отвергнуть иссур дерабонан путем использования шинуй, и (b) попросить нееврея сделать действие для нас, и (c) принять лекарства, однако, если возможно достичь цели лечения нетрудоспособного человека без отвергания иссура, или без прошения нееврея, или без принятия лекарств в Шаббат, то мы должны сделать так. Для иллюстрации:
а. Хотя еврей может отвергнуть иссур дерабонан принесения лекарств через шинуй из вне эрува, тем не менее, если еврей имеет выбор получения лечения от соседа***, который имеет запас лекарств в пределах его эрува, он должен сделать так. Даже если получающий лечение в пределах эрува затратит больше времени или заплатит больше (после Шаббата), однако, как только он может получить лечение без отвергания запрещения, он должен сделать так.
b. Хотя еврей может попросить выпустить кровь (в лечебных целях), если это нужно сделать в Шаббат, однако, если это может быть отсрочено до окончания Шаббат без ухудшения состояния пациента (даже если выполнение этого действия после Шаббат будет стоить ему добавочного времени, усилия, и денег) он не может просить нееврея сделать это в Шаббат.
c. Хотя Выведенный из строя человек может принять лекарства в Шаббат, однако, самое лучшее алахическое мнение — использовать препараты, которые могут быть назначены в течение недели, и оставаться эффективными весь Шаббат. Если нужное лекарство выпускается в виде длительно действующей формы,* больной должен попросить своего доктора, если это выполнимо, предписать эту форму препарата, во избежание необходимости принять лекарства в Шаббат.
C. Разрешенные для приема лекарства
1. Алахот Принятия лекарств для Лечения Выведенных из строя людей
2. Оральные препараты
3. Местное Лечение (Кремы, Мази)
4. Аппликации, Свечки
5. Инъекции
6. Лечения, Которые напоминают Медицину
1. Алахот Принятия лекарств для Лечения Выведенных из строя людей
Хотя Хазаль запретили принятие лекарств (и лечения, которые подобно медицине) в Шаббат**, они не запретили лечение Выведенного из строя человека.
а. Шинуй
Мы узнали (в предыдущей секции этой главы), что еврей может отвергнуть иссур дерабонан для Выведенного из строя (нетрудоспособного) человека, но должен сделать это путем шинуя. Так же, и при экстренном приеме препарата (например, лечебные кремы, лекарственные аппликации) каждый должен сделать это путем шинуя.
Однако, существует облегчение относительно оральных (принимаемых внутрь) лекарств (например, таблетки). Согласно большинству Поским*, оральные лекарства могут использоваться без шинуй.
b. Вылечить Болезнь также желательно, как и Облегчить Боль от Болезни
Выведенный из строя человек может принять лечение, чтобы вылечить или управлять своею болезнью, также как и облегчить боль.
Пациент может принять только те лекарства, которые необходимы для лечения Выводящих из строя болезней. Он не может брать лекарство для лечения другого, несвязанного недомогания.** Некоторые Поским придерживаются мнения, что только больному разрешается принять лечение от Выводящей из строя болезни, и он может принять любое другое лечение, от которого ему будет хорошо.
c. Мукция (отделенное, отложенное в сторону)
Если еврей был уже болен перед Шаббатом, и намеревался принять лекарство, то такое лекарство не мукция. Однако, если человек еще не был болен до Шаббата, или не намеревался принять лекарство до Шаббата, то, когда начался Шаббат, лекарство не предназначалось, чтобы принять его в Шаббат, поэтому такое лекарство — мукция. Еврей может отвергнуть запрещение мукции для того, чтобы предоставить лечение Выведенному из строя больному. Однако, он должен переместить лекарство с минимальным шинуй (например используют большой палец кисти, чтобы держать таблетку). — (Посмотрите Алахот мукций*, страница 79)
d. Открытие Пакета
Еврей может разорвать упаковку для того, чтобы извлечь лекарство. Предпочтительно избегать разрыва напечатанных слов, открывая упаковку; однако, позволяется разрывать слова, если иначе не получится ее открыть (т.е. не может быть открыта без разрыва слов на защитном клейме). Когда возможно, предпочтительно открыть упаковку до Шаббата.
2. Оральные препараты
Выведенный из строя человек может принять оральные препараты, такие как, таблетки**, капли, жидкие суспензии***, или сиропы.
3. Местные (с локальным действием) препараты: кремы, Мази.
Человек, который Выведен из строя может применять местные препараты, такие как, примочки, кремы, спреи и мази. Приложение (аппликации) местно действующих препаратов нужно сделать с шинуем. Например, еврей должен держать трубку подальше от тела и позволять некоторому количеству мази капнуть на пораженную область.
Применение успокаивающего крема или мази в Шаббат — запрещено. Поэтому, еврей должен осторожно поместить применяемые крем или мазь только на пораженную область, и не мазать это или натирать это место. Человек может забинтовать эту область, даже хотя это в конечном счете размажет крем поровну.
Например, применяя мазь (например, «Деситин», или оксид цинка) к опрелости, больной должен применить это посредством шинуй на пораженную область, немного в одном пятне и немного в другом. Ребенка можно затем запеленовать, даже хотя это в конечном счете размажет мазь поровну.
4. Аппликации, Свечки
Большинство лечебных аппликаций и некоторые суппозитории (свечки) могут быть применены до Шаббата. Однако, в случае, когда именно в Шаббат Выведенному из строя человеку нужны аппликация или свечка, которая применена в Шаббат, то он может ими воспользоваться. Аппликации или свечки нужно делать с шинуй. Например, еврей может держать свечку между тыльными сторонами пальцев, близко к суставу пальца, и вставлять ее таким же образом.
5. Инъекции
Если Выведенному из строя (нетрудоспособному) человеку нужна инъекция в Шаббат*, желательно, чтобы он попросил нееврейского медицинского работника помочь ему ее сделать. Однако, если есть серьезная и неотложная потребность в инъекции, и нееврей не доступен, еврей может сделать подкожную (только под кожу) или внутримышечную (в мышцы) инъекцию.**
Еврейский медицинский работник не может начать внутривенное вливание для Выведенного из строя человека (если только не существует опасность для жизни), потому что начало внутривенного вливания, может повлечь нарушение запретов Торы. Еврей может, однако, заменить пакет для капельницы или ввести лекарство в уже существующие линии (например в венозный катетер).
6. Виды Лечения, Которые похожи на медицину
Когда Хазаль запретили прием лекарств, они также запретили излечение с помощью других видов лечения или терапии, которые напоминают медицину (лекарства, а, именно, минеральные ванны, клизмы, или горячие водные бутылки). (Посмотрите страницу 38.) Это запрещение не относится к людям, которые «Выведены из строя». Человек, который «Выведен из строя» может принимать лекарства, также ему позволяется использовать виды лечения, которые напоминают медицину, но должен он это сделать посредством шинуй (когда это возможно сделать).
а. Разрешенная Клизма
Еврею, который страдает от сильного запора до того, что это поражает все его тело, разрешено пользоваться клизмой в Шаббат. Он должен вставить клизму посредством шинуй. Например, он может держать пузырек клизмы между пальцами, близко к суставам пальцев, с наконечником, направленным далеко от ладони, и вставлять ее таким же образом.
b. Ванна, разрешенная Минеральная Ванна
Еврей, который «Выведен из строя» из-за боли в мышцах может облегчить боль, наполнив ванну теплой водой, которая была нагрета до Шаббата. Еврею, который «Выведен из строя» из-за загара или кожного заболевания можно сидеть в холодной ванне в Шаббат. Тому, кто лежит в кровати с лихорадкой можно попробовать понизить его температуру путем сидения в холодной ванне в Шаббат.
Страдающий артритом, чьи боли так сильны, что его все тело ослаблено и выведено из строя, может забраться в минеральную ванну в Шаббат (с водой, которая не была нагрета в Шаббат), чтобы помочь облегчить боль.
ПРИМЕЧАНИЕ: Практичное и алахически приемлемое предложение для подготовки горячей водной бани для использования в Шаббат — включить очень маленький поток горячей воды до Шаббата — достаточно, чтобы была трубка, по которой продолжала течь горячая вода*. Согласно многим Поским действие, которое было сделано до Шаббата (включить кран) рассматривается как продолжение действия в Шаббат, поэтому горячий водный кран не нужно закрывать до конца Шаббата.
c. Холодный/Горячий Пакет, Разрешенная Горячая Водная Бутылка
Выведенный из строя человек, которой нуждается в применении тепла к пораженной области может использовать горячую водную бутылку или пластмассовую сумку, наполненную теплой водой, которые были нагреты до Шаббата**.
Еврей должен избегать использования мокрого компресса в Шаббат, потому что это может повлечь нарушение запрещений Торы.
Много людей используют гелевые пакеты, новая и более удобная альтернатива горячим водным бутылкам или мокрым компрессам.
Следующие виды пакетов с гелем могут использоваться в Шаббат:
1. Наполните контейнер водой от урны (нагретой до Шаббата).
2. Перелейте от этого контейнера во второй контейнер (например, перелить из урны в чашку, и из чашки в чашу (кубок).
3. Погрузите пакет геля во второй контейнер, пока это не поглотит тепло и не станет достаточно горячим для использования.
ПРИМЕЧАНИЕ: Мы узнали, что «Выведенный из строя» человек, или любой еврей, который ухаживает за таким человеком, может только отвергнуть иссур дерабонан, и должен выполнить действие с шинуем. Поэтому, Выведенному из строя человеку, которому требуется медицинское внимание, предпочтительно видеть не еврейского доктора, или Шомер Шаббат (соблюдающий и охраняющий Шаббат) доктор (кто не нарушит Шаббат, когда это не положено)*. Однако, когда необходимо, еврей может идти к не соблюдающему Еврейскому доктору в Шаббат, но не может просить его выполнить запрещенное действие. Еврею позволяется поместить себя под уход Еврейского доктора в Шаббат, согласно некоторым Поским, даже если пациент косвенно заставляет доктора нарушить запрещения Шаббата (например, чтобы написать информацию для составления счета), потому что доктор делает это по его собственной воле.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»