Из цикла «Религиозные законы (алаха) лечения в Шаббат», темы: Шабат, Алаха, Еврейские законы, Тора и медицина, Здоровье
Существует много недомоганий, таких как, быстропроходящая (мимолетная) кожная сыпь, или сенная лихорадка, и болезни с легким течением, как например легкая простуда или головная боль, которые могут быть очень неудобны, и даже неприятны, но не настолько серьезны, чтобы заставить человека остаться в кровати, и которые конечно не опасны для жизни. Шульхан Арух (свод еврейских законов) группирует болезни с легким течением этого типа в категорию, которая называется «простое недомогание». Чтобы облегчить работу читателя, мы сошлемся на эту категорию как «Недомогание.»
Секция А этой главы имеет дело с определением, по которому виды болезней соответствуют:
А. Что Входит в категорию недомоганий
1. Страдающий недомоганием при сопутствующей патологии
2. Ребенок
3. Риск ухудшения состояния здоровья
В Секции B этой главы мы будем изучать, что страдающий недомоганием не позволяется отвергнуть любые запрещения Шаббат. (В отличие от людей, которые больны и вынуждены находиться в кровати или Выведено из строя (нетрудоспособны), другие алахические категории.)
B. Не Позволяется Отвергнуть Запрещения Шаббат
1. Не Позволяется Отвергнуть Запрещения Шаббат
2. Не Позволяется попросить нееврея
Секция C обсуждает запрещение принятия лекарств на Шаббат. Рассматривает использование болеутоляющих, витаминов, или обычной пищи, которые используют для лечения.
C. Не Позволяется Принять Лекарства
1. Запрещение Принятия Лекарств и Исключения к Правилу
2. Таблетки, Мази, Примочки, Капли, Инъекции, лекарственные аппликации.
3. Витамины
4. Пища, которая лечит
Секция D обсуждает другие виды лечения или терапии, которые не вовлекают медицину, но также запрещены. Например, может ли человек пользоваться клизмой, полосканием теплой воды, или делать физиотерапевтические процедуры в Шаббат.
D. Не Позволяется принимать Терапевтические виды лечения
1. Минеральный Источник, Теплое Водное Полоскание, Теплая Ванна
2. Клизма
3. Горячая Водная Бутылка
4. Сильный Массаж, Терапевтическое Упражнение
5. Ортопедический аппарат, ретайнер (непрорезавшийся зуб)
6. Лед, Холодная Вода, Холодный компресс
В Секции E мы имеем дело с исключением к запретам использования лекарств в Шаббат: вещества, которые принимают, чтобы облегчить состояние, но которые в действительности не лечат. Например, еврей может взять сырые яйца, чтобы очистить его голос, кофеина таблетки (например, No-Doz), чтобы сохранить бдительность, носовой ингалятор (например, Vicks), чтобы открыть носовые проходы и другое?
E. Исключение: Вещества или виды Лечения, Которые не лечат
1 — Сырое Яйцо
2 — Репеллент (средство, отпугивающее насекомых)
3. Жидкость для полоскания рта
4. Удаление занозы, пункция волдыря
5. Вставление ваты в Ухо
6. Снотворные таблетки
7. Таблетки Кофеина, диетические таблетки
8. Носовой Ингалятор
1. Страдающий недомоганием при сопутствующей патологии
2. Ребенок
3. Риск ухудшения состояния здоровья
Эта категория ссылается на недомогания, которые не достаточно серьезны, чтобы заставить человека остаться в кровати, и не настолько серьезны, чтобы причинить жгучую боль и слабость во всем теле, и конечно не опасны для жизни. Сюда включаются:
• Аллергии, как например сенная лихорадка;
• Нарушения пищеварения, как например запор, диспепсия, незначительная изжога, и незначительные желудочные боли;
• Слуховые проблемы, как например инородное тело в ухе, боли в ухе от воспаления или внешней слуховой инфекции;
• Нарушения со стороны глаз, как например, астенопия (быстрая утомляемость глаз), воспаление век, и красный глаз;
• Грибковые инфекции, как например эпидермофития стопы, афтозный стоматит, паховый зуд, молочница, бородавки и дрожжевые инфекции;
• Головные боли (не сильные или хронические);
• Геморрой;
• Болезни от насекомых, как например, пчелиный или осиный укусы (кроме сильной реакции организма на укус), укус москита, инвазия вши или острицы;
• Бессонница;
• Суставная боль, как например артрит;
• Мышечные боли, как например, мышечные судороги или дисменорея (нарушение менструального цикла);
• Проблемы кожи, как например прыщ, волдыри, мозоли, потрескавшиеся руки, опрелость, дерматит, и экзема. Также, незначительные случаи крапивницы, ядовитый плющ, или загар;
• Зубная боль (незначительная);
• Вирусная инфекция, как например, легкий насморк, гиперемия слизистых носа, или фарингит;
• Раны, как например незначительные разрезы и синяки, или незначительные ожоги
Алахот для людей в этой категории более строги, чем для людей, которые нетрудоспособны. Людям в этой категории не позволяется отвергнуть любое запрещение Шаббат, но им разрешается принять любые лекарства, как будет объяснен в этой главе.
Почти каждое недомогание может, теоретически, стать острым, до того, что это становится истощением, и причиняет жгучую боль или слабость во всем теле (при котором человек считается нетрудоспособным). Недомогание может даже стать опасным для жизни, особенно, если человек с недомоганием находится в плохом состоянии.
Например, здоровый человек, который заразился дрожжевой инфекцией должен ждать пока не закончится Шаббат, чтобы принять антигрибковые лекарства. (Дрожжевая инфекция непосредственно, хотя и приносит неудобства, но не является опасной для жизни.) Однако, если человек с такой инфекцией находится в плохом состоянии (то есть при сопутствующей патологии), и его иммунная система снижена (например, благодаря диабету, раку, ВИЧ, старости, и т.п.), инфекция может проникнуть через кровь к жизненно важным органам, и может стать опасной для жизни. В этом случае, препараты (или любое другое лечение) разрешается в Шаббат. (Алахот опасных для жизни болезней, другие алахические категории, обсуждаются в Главе Три.)
Ребенок, которому 3 года или подросток (в соответствии с некоторыми Поским, до 9 лет), кто страдает любой болью или дискомфортом получает те же послабления, что и взрослый в категории Выведенного из строя (посмотрите Главу 2).
При ожидании у страдающего недомоганием того, что риск ухудшения состояния здоровья возрастет позже (или даже после Шаббат) до того, что ему придется остаться в кровати или это станет мучительным для всего его тела, также рассматривается как нетрудоспособный (смотри Главу 2), даже до того, как это случится.
1. Не Позволяется Отвергнуть Запрещения Шаббат.
2. Не Позволяется попросить нееврея
Нам позволяются многочисленные облегчения, когда мы имеем дело с человеком, чья болезнь достаточно серьезна, что заставляет его остаться в кровати, или же причиняет жгучую боль и слабость во всем его теле.
Эти облегчения не разрешаются для человека, страдающего недомоганием. Недомогания — болезни, которые не настолько серьезны, чтобы заставить человека остаться в кровати, и не настолько серьезны, чтобы причинить жгучую боль человеку и слабость во всем его теле.*
Страдающему недомоганием:
• Не позволяется отвергнуть запрещения Шаббат, и
• Не позволяется попросить нееврея, и
• Не позволяется принимать лечение (посмотрите Секцию C), и
• Не позволяется взять терапевтические методы лечения (посмотрите Секцию D).
1 Не Позволяется Отвергнуть Запрещения Шаббат
Еврею не позволяется отвергнуть запрещения Шаббат для Страдающего недомоганием, даже, чтобы сделать иссур дерабонан (запрещение согласно Раввинскому закону, предписанному мудрецами Талмудической эры) и даже если он делает действие через шинуй.
2 Не Позволяется попросить нееврея
Страдающему недомоганием не позволяется попросить нееврея выполнить запрещение Торы для него. Страдающему недомоганием — не разрешается даже попросить нееврея выполнить иссур дерабонан для него.
Исключение — болезненное недомогание.
Однако, если недомогание является более чем только легкая болезненность, хотя и не делает его нетрудоспособным, есть одно маленькое послабление. Такому человеку позволяется попросить нееврея сделать иссур дерабонан для него. Эти два шага удалены из запрещения Toры. Во-первых, нужно просто попросить нееврея выполнять действие, и, во-вторых, действие, которое выполняется должно быть иссур дерабонан. Хазаль разрешили просить нееврея, чтобы выполнять иссур дерабонан в случаях, связанных с болью.
Например, страдающие артритом обычно испытывают сильные боли в пораженных суставах, но они все еще могут функционировать и не ограничивают себя кроватью. Поэтому, артрит считается как недомогание, хотя и может быть абсолютно дискомфортен. Хотя страдающий артритом не имеет послабления, как у людей в категории «Нетрудоспособные» (например, он, не может применять локальное (местное) лечение в пораженных суставах), однако ему разрешено попросить нееврея выполнить иссур дерабонан — то есть приложить локально лечебный крем или мазь для обезболивания.
Это послабление не относится к просьбе к нееврею осуществить иссур дерабонан для себя самого. В вышеупомянутом примере, страдающий артритом не может просить нееврея двигаться или включать свет для того, чтобы получить лечение артрита.* Это послабление также не освобождает Еврея от принятия лечения путем иссур дерабонан при его недомогании, даже если его недомогание болезненно (как будет обсуждаться в следующей секции).
1. Запрещение Принятия Лекарств и Исключений к Правилу
2. Таблетки, Мази, Примочки, Капли, Инъекции, лекарственные аппликации.
3. Витамины
4. Пища, которая лечит
Хазаль понимали, что люди, страдающие разными болезненными состояниями, в случае их неотложности, для получения облегчения, склонны (ошибочно) рационализировать нарушение запрещений Шаббат. Хазаль, поэтому, запретили страдающему недомоганием использование любой формы лечения в Шаббат.
ПРИМЕЧАНИЕ: Хазаль только запретили принятие лекарств в Шаббат. Употребление лекарств до Шаббата, которые будут действовать весь Шаббат, разрешено.* Поэтому, страдающий недомоганием может обойти запрет принятия лекарств в Шаббат путем наложения аппликации, или заранее до Шаббата принять препараты с замедленным высвобождением (МВ), которые будут продолжать свое действие весь Шаббат.
а. Исключение: Растворенные лекарства в пище перед Шаббатом
Некоторые Поским разрешают использование лекарств в Шаббат для лиц, страдающих от болезненных недомоганий, если человек смешает лекарство с пищей или жидкостью до Шаббата. Лекарство в пище или жидкости должно быть растворено до Шаббата, и не должно обнаруживаться. По мнению Раввина Гаона Моше Файнштейна, светлой памяти праведника, человеку не позволяется принять лекарства этим методом.
b. Исключение: лекарства, которые должны быть приняты ежедневно
Согласно многим Поским, лекарства, которые должны быть приняты ежедневно, на протяжении 8 и более дней, в том числе в Шаббат, могут быть приняты в Шаббат. Некоторые Поским занимают даже более облегчающую позицию, разрешая любой курс лечения, который был начат даже за день или два до Шаббата, и продолжается в Шаббат.
Гаон Рав Моше Файнштейн, светлой памяти праведника, постановил, что, даже если недомогание не может быть вылечено без ежедневного принятия определенных лекарств, в том числе в Шаббат, тем не менее, принимать лекарства запрещено.
c. Исключение; Социальное Достоинство
Хазаль часто делают исключение, когда человеческое или социальное достоинство — в опасности. Согласно некоторым Поским, если выделения из носа человека раздражают людей, находящихся рядом с ним, то запрет принятия лекарств при недомогании аннулируется. Такому человеку позволяется принять лекарства или капли, чтобы остановить выделения из носа и, таким образом, сохранить социальное достоинство.
d. Исключение: Вещества, которые не излечивают
Вещества, которые приняты внутрь, чтобы облегчить состояние, но не излечивают, обсуждаются в Секции E этой главы.
e. Изменение Бесплодия или плодовитости
Использование лечения для того, чтобы облегчить бесплодие или предотвратить плодовитость обсуждается в Главе Семь.
Все формы лечения запрещены, употребляемые орально (через рот) как например, таблетки, капсулы, жидкости, или травяные выдержки, или местно, как например, примочки, кремы, мази, или спреи, капли (например, для глаз, ушей, носа), или капли носа, свечки или инъекции.
Лечение Боли
Прием рецептурных обезболивающих препаратов или продаваемых в розницу (как, например, аспирин, ибупрофен и др.) в Шаббат запрещен для страдающего недомоганием, даже для болезненного недомогания. Поэтому каждый, кто страдает от головной боли, зубной боли, или боль в желудке, не может принимать болеутоляющие (если только боль не приводит к нетрудоспособности в виде слабости во всем теле или заставляет его остаться в кровати).*
Витамины, которые принимаются, чтобы вылечить существующую болезнь, считаются лекарством, и не могут приниматься в Шаббат (кроме нетрудоспособного человека, или когда неприем витаминов сделает его нетрудоспособным).
Гаон Рав Моше Файнштейн, благословенна память праведника, постановил, что витамины и минеральные вещества, которые принимаются, чтобы снабжать тело жизненными питательными веществами для роста, или которые принимаются, чтобы постепенно увеличить сопротивляемость организма нарастающей болезни, не считаются лекарством. **
Другие Поским придерживаются мнения, что все витамины являются лекарством. Согласно этому мнению, в Шаббат запрещено использовать любой вид витаминов.
Однако, еврей может достичь желаемой цели, если примет их непосредственно перед Шаббатом и сразу после него.
Однако, каждый, кто имеет железодефицитную анемию, не может принимать железосодержащие добавки, потому что в этом случае он принимает их подобно лекарству — для лечения его анемии. (Он должен принять добавки, содержащие железо до и после Шаббата.
Так же, некоторые люди принимают таблетки цинка или витамин C при первых симптомах простуды, которые, могут увеличивать способность иммунной системы блокировать рост вируса простуды (этот подход не является доказанным). Поскольку те таблетки используются в качестве лекарства, чтобы защититься от вируса, они не могут быть использованы в Шаббат (если только человек не является нетрудоспособным, где все виды лечения, включая витамины, разрешены).
А. Лекарственные Вещества, Которые Съедобны
Вещества, которые могут приниматься как пища, но которые едят только за их лекарственные качества, не могут употребляться в Шаббат, чтобы облегчить недомогание. Например, кто-нибудь, страдая от изжоги, не может выпить газированный (двууглекислый) напиток, как например, «Алка-Зельтцер» или принять антацид (нейтрализующий повышенную кислотность желудка), как например Тумс (который выпускается в виде конфеты). Хотя эти вещества съедобны, но так как они в основном, используются в качестве лекарств (в данном случае, чтобы облегчить изжогу), они входят в запрещение, и, не могут использоваться в Шаббат.
b. Обычная пища — для обработки раны (использование как лечение).
Даже обычная пища, которую в норме используют в качестве лекарства, не может быть использована для лечебных целей в Шаббат. Поэтому, еврей не может приложить пищу к ране, чтобы излечить или облегчить боль. Например, еврею нельзя принимать виски, уксус, или гвоздику к болеющему зубу, с тех пор, как указываются что человек стал использовать такую еду в качестве обезболивающего агента.* Люди, наблюдающие кого-нибудь, использующего пищу в этой форме, могут затем (ошибочно) предположить, что лечение таких болезней также разрешено. Поэтому, Хазаль запретили это.
Однако, еврей может, использовать пищу, если это не указывает на явно лечебный характер. Поэтому, он может выпить виски нормально, и при этом сама жидкость будет действовать на зуб.
c. Больной человек, который кушает обычную пищу для лечения или облегчения его недомогания
Больной человек может есть обычную пищу в нормальном состоянии, даже если она имеет целительные свойства, и даже если его намерение — это, исключительно вылечить его недомогание. С тех пор, как этот вид пищи едят здоровые люди, даже если это помогает излечить страдающего недомоганием, никто (ошибочно) не предполагал бы, что лечение таких болезней — также разрешено.
Например, болеющий насморком (даже если он не болен достаточно, чтобы лежать в кровати), может есть нормальную пищу, что поможет облегчить симптомы простуды (например, куриный суп, чай с медом, и т.п.) хотя он только ест их, чтобы помочь его насморку. Человек, который желает оставаться бдительным, может выпить кофе или другие кофеинсодержащие напитки, хотя он только пьет это как стимулятор для сохранения бдительности.*
1. Минеральный Источник, Теплое водное полоскание, Теплая ванна
2. Клизма
3. Горячая водная бутылка
4. Раздражающий Массаж, Терапевтическое Упражнение
5. Ортопедический аппарат, ретайнер (непрорезавшийся зуб)
6. Лед, Холодная Вода, Холодный компресс
Хазаль не только запретили прием лекарств, но они также запретили использование других видов лечения, которые не связаны с медициной. Хазаль запрещают любое, что похоже на лечебные процедуры.
Они боялись, что, если такие виды лечения были бы разрешены, люди (ошибочно) предполагали бы, что лечение таких проблем было бы также разрешено.
Однако, лечение, которое облегчает состояние, но не вылечивает — разрешено, как обсуждается в следующей секции.
Еврей не может забираться в минеральный источник в Шаббат. Минеральные источники обычно используются в качестве альтернативы для болеутоляющего средства или других видов лечения. Например, страдающие экземой пробуют облегчить их кожное заболевание путем принятия минеральных ванн. Поэтому, если терапия минеральными водами была бы разрешена, то люди, возможно, ошибочно полагали бы, что, прием лекарства от недомоганий, которые лечатся минеральными водами — также разрешен. Много Поским придерживаются мнения, что человек, страдающий от миалгии (мышечной боли) не может сидеть в Шаббат в теплой ванне (даже если вода была нагрета перед Шаббатом). Начиная с купания в Шаббат, что уже не является нормальной практикой, то очевидно, что ванна используется в Шаббат только по терапевтическим причинам. Аналогично, страдающий от легкого случая загара или зуда кожи, не может (нельзя) сидеть в холодной ванне в Шаббат. (Однако, если мышечная боль или загар или наружный зуд — приводят к нетрудоспособности — смотрите страницу 46.)
а. Исключение: разрешенное полоскание теплой водой.
Еврей может полить теплую воду на больные мышцы или части тела. Вода должна быть разогрета перед Шаббатом (т.е. горячая вода из крана, смешанная с холодной водой в резервуаре), и должна литься в таком количестве, чтобы вымыть беспокоящие части тела. Хотя теплая вода используется в качестве терапии для боли в мышцах, однако, мытье — это деятельность здоровых людей, никто ошибочно не предположил бы, что лечение мышечных болей или частей тела — также разрешено.
b. Исключение: Разрешенный Холодный Душ
Еврей может принять холодный душ в Шаббат для того, чтобы облегчить боль, даже если боль только легкая (т.е. боль не достаточна для того, чтобы Вывести его из строя (сделать нетрудоспособным)). Например, если человек страдает от легкого солнечного ожога, он, может попробовать облегчить боль поливанием прохладной воды на пораженную область или принимая холодный душ. Однако, губку или тряпку для мытья посуды, нельзя использовать.
Еврею нельзя пользовать клизмой в Шаббат.* Хотя, беря клизму не обязательно использовать лекарственное средство, однако, с тех пор, как это напоминает терапевтическую процедуру, и есть средства для запора, то если это было бы разрешено, то люди, возможно, ошибочно предполагали бы, что взятие лекарств — также разрешено. Согласно некоторым Поским, еврей может использовать чистую воду (без любых добавок) в качестве клизмы для запора.
Использование горячей водной бутылки в Шаббат для страдающего недомоганием — неоднозначно. Некоторые Поским разрешают использование горячей водной бутылки, потому что, по их мнению, это — не альтернатива медицине. Поэтому, если человек имеет сильную боль в мышцах или нервах, и нуждается для облегчения его боли в горячей водной бутылке, он может принять облегчающее мнение, и использовать ее в Шаббат. Он должен наполнить горячей водой бутылку (или пластиковый пакет), которая не была нагрета в Шаббат.
Еврей может наполнить бутылку горячей водой из раковины (которая была нагрета до Шаббат). Поскольку горячая вода (в бутылке) находится в кли шейни (второй сосуд, то есть перелитие горячей жидкости из сосуда с горячей водой в другой), он, может добавить как много, так и мало воды по желанию.
Еврей не может выполнять сильные терапевтические упражнения или массажи для того, чтобы усилить потоотделение. Терапевтические упражнения и массажи, которые не будут усиливать потоотделение, как например массирование утомленных ног или болезненной спины — разрешены.
Физиотерапевтические упражнения могут также выполняться в Шаббат, при условии, что, они — не усиливают потоотделение. Например, физиотерапевт может предписать такие специфические упражнения, как терапия при ишиасе. Эти упражнения, могут состоять из расположения лежа на полу, поднимания торса (туловища), или разгибания назад или сгибания вперед. С таких упражнений не намереваются усилить потоотделение, поэтому они — разрешены.
Обычные не терапевтические упражнения (например художественная гимнастика, приседания, зарядки, и т.п.) разрешаются в Шаббат, даже если они усиливают потоотделение.*
Еврей может надеть в Шаббат Ортопедический аппарат, потому что его функция — обеспечить фиксацию, выпрямление, или, чтобы предотвратить дальнейшее уродство (деформацию), все это не выполняется с лечебной целью.
Таким же образом, еврей с зубными скобками, может носить ретайнер в Шаббат. Выправление же зубов не может быть выполнено с лечебной целью, ношение ретейнера не может рассматриваться как альтернатива для медицины, и, поэтому — разрешены.
а. Лед
Еврей может лечить недомогание, которое вызывается воспалением (даже незначительное воспаление, как например вызываемое укусом москита), использовать лед (например, ледяная сумка или обычная пластмассовая бутылка с кубиковым или намятым льдом) в Шаббат. Лед можно мять в Шаббат. Приложенный лед к ране — не альтернатива лекарствам.
b. Холодная Вода
Так же, еврей может, приложить холодную воду к небольшому синяку или ожогу для того, чтобы помочь уменьшить отек и уменьшить боль. Здесь тоже, холодная вода на рану — не альтернатива для нормального лечения.
c. Холодный компресс, холодный пакет геля
Ранее люди делали компресс, помещая полотно или полотенце в холодную или горячую воду. Готовя и используя мокрый полотняный компресс в Шаббат, можно повлечь нарушение запрещения Шаббат; возможно даже нарушающее запрещение Toры. Сегодня, мы имеем пластиковые пакеты, наполненные холодным гелем, которые хранятся в морозильной камере и прикладываются к пораженной области. Использование таких современных (неполотняных) холодных компрессов не нарушает никакого запрещения Шаббат.
1. Сырое Яйцо
2 — Репеллент (средство, отпугивающее насекомых)
3. Жидкость для полоскания рта
4. Удаление занозы, пункция волдыря
5. Вставление ваты в Ухо
6. Снотворные таблетки
7. Таблетки Кофеина, диетические таблетки
8. Носовой Ингалятор
Мы узнали (Секция C, выше), что такие виды лечения, как терапевтические виды лечения, запрещаются в Шаббат. Вещества и виды лечения, которые помогают облегчить состояние, но не исцеляют — не рассматриваются лекарствами, и могут использоваться в Шаббат.
1. Сырое Яйцо
Еврей может проглотить сырое яйцо для того, чтобы улучшить ясность его голоса. Сырое яйцо успокаивает голосовые связки и увеличивает громкость голоса, но не заживляет.
2. Репеллент (средство, отпугивающее насекомых), Крема от загара
Еврей может побрызгать репеллент на его тело (но не на его одежду) в Шаббат. Репеллент предотвращает укусы насекомого; это не излечивает от них. Так же, еврей может, побрызгать себя кремом для загара, так как это препятствует его телу стать загорелым; это также не излечивает.
3. Жидкость для полоскания рта
Еврей может прополоскать рот в Шаббат с не содержащей лекарственное вещество жидкостью для полоскания рта, чтобы освежить свое дыхание и зубы. Он может также использовать капли или пластины, освежающие дыхание, потому что удаления аромата не является действием заживления. Но еврей не может почистить зубы зубной пастой.
4. Удаление занозы, пункция волдыря
Еврей может удалить занозу в Шаббат*, и он может проткнуть (пунктировать) волдырь и удалить гной из него в Шаббат**. Удаление занозы или гноя — не излечивающее действие; скорее, это ближе к удалению грязи из своего тела. Относительно снятия полностью зажившего струпа (корки).
5. Вставка Ваты в Ухо
Человек, страдающий от недомогания, связанного с ушами, может вставить вату в его ухо. Вата не излечивает; скорее, её цель — защитить ухо от холода, или чтобы абсорбировать выделения.
Еврей не должен отрывать вату от большего куска, потому что разрыв ваты или ткани в Шаббат запрещен.
Еврей не должен формировать вату в ушной тампон, потому, что это создает посуду, которая запрещена в Шаббат.
6. Снотворные таблетки
Некоторые Поским разрешают страдающим бессонницей принять Снотворные таблетки в Шаббат, потому что Снотворные таблетки не излечивают.
Другие Поским приравнивают Снотворные таблетки к лекарству, и запрещают их***, кроме случаев, когда отсутствие сна ослабило бы страдающего до того,, что он рассматривался бы нетрудоспособным, в таком случае — принятие лекарств — разрешено.
7. Таблетки Кофеина, Таблетки для похудания (диетические)
Хотя таблетки кофеина принимаются, чтобы остаться бдительным, а не излечивают болезнь, однако, использование таблеток кофеина в Шаббат сомнительно. Много Поским запрещают использование таблеток кофеина в Шаббат*, поскольку это слишком напоминает лечение. Однако, еврей может выпить кофе или кофеинсодержащие напитки, даже если это делается исключительно с целью пребывания бдительным (посмотрите страницу 38, выше).
Так же, хотя таблетки для похудания принимаются, чтобы подавить аппетит, вместо того, чтобы излечить болезнь, однако, использование таких таблеток в Шаббат — сомнительно.
8. Носовые Ингаляторы, Нашатырный спирт
Использование носовых ингаляторов (например, ингалятор Vicks) в Шаббат — сомнительно и зависит от того, содержит ли ингалятор противоотечные средства или другие лекарственные вещества.
Нашатырный спирт, который используется, чтобы пробудить сознание, не рассматривается лекарством и может использоваться в Шаббат и Йом Кипур.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»