Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний пригласил избранный народ в святую землю. Как же Моше имел право приглашать и Итро воспользоваться подарком Всевышнего? На самом деле, он не мог бы его пригласить, если бы у земли Израиля не было четких границ.

«И говорил Б-г Моше в пустыне Синай…»[1].

Написано в Мидраше[2]: Это то, что сказано: «…был ли Я пустыней для Израиля, или страной мрака?!»[3]Всевышний сказал это в ответ на претензию народа Израиля к Моше: «Зачем ты вывел нас из Египта, умертвить в пустыне?!»[4]Был ли Я пустыней для Израиля?! — разве человек, который попадает в пустыню, находит там воду и пропитание? Разве находит там покой? А вы были рабами в Египте, и вывел Я вас оттуда, и вел Я вас как царей, как сказано: «И повел Б-г народ»[5]. И еще Я назначил вам трех наставников: Моше, Аарона и Мирьям. В заслугу Моше вы ели ман, в заслугу Аарона вас окружали облака Славы, а в заслугу Мирьям — колодец с водой». И продолжает Мидраш: Отчего же сказал народ Мой: «Мы отдалились (радну) от Тебя, и не придем к Тебе боле»[6].

На языке мудрецов Мишны[7] слово радну происходит от слова родэ — вынимает горячий хлеб из печи. Сказал народ Израиля: «Разве хлеб, который пропекся, и пришло время доставать его из печи, может снова прилипнуть к стенке печи? И мы были как в печи, как сказано: “и очаг Его в Иерусалиме”[8]. И теперь Ты отправил нас в изгнание в Вавилон. Что же Ты еще от нас просишь сейчас?!»

Эти слова Мидраша требуют разъяснения. Но сначала приведем то, что сказал Моше Итро: «Отправляемся мы в то место, о котором сказал Б-г: “Его отдам вам”. Иди же с нами, и сделаем мы тебе добро»[8]. Следует обратить внимание на слова: «Его отдам вам», которые заостряют внимание на чем-то конкретном, особом.[9]

Притча.

Купец приехал в город со своим помощником и его пригласил к себе один богач. Купец спросил: «Чем ты меня накормишь?» Богач ответил: «Знай, что у меня ты будешь есть досыта!» Купец явился вместе с помощником, и сел вместе с ним за стол. Сказал ему богач: «Я пригласил тебя, а не твоего помощника». На другой день богач снова позвал к себе купца. Тот снова поинтересовался, что ему подадут. Богач ответил: «Столько-то хлеба, рыбы, и мяса». Купец пришел на трапезу один. Хозяин спросил: «А почему твоего помощника нет сегодня? Из-за того, что вчера я был недоволен его приходом? Но ведь вчера я сказал тебе, что накормлю досыта тебя, а если бы я позвал и его, то должен был бы приготовить больше пищи. Но сегодня я сказал тебе, сколько еды будет на столе, и ты можешь делиться ей с любым количеством людей». Смысл этой притчи в том, что Всевышний пригласил избранный народ в святую землю. Как же Моше имел право приглашать и Итро воспользоваться подарком Всевышнего? На самом деле, он не мог бы его пригласить, если бы у земли Израиля не было четких границ. Но поскольку границы земли Израиля были четко размечены, Моше мог брать туда того, кого пожелает. И это то, что говорится в стихе: «Отправляемся мы в то место, о котором сказал Б-г: “Его отдам вам”» — конкретное место с конкретными границами. Поэтому Моше мог предложить Итро: «Иди же с нами, и сделаем мы тебе добро», и дальше сказано: «…ведь Б-г обещал благословение Израилю». Это, как сказали мудрецы[10], схоже тому, как сказано: «А эти должны будут стоять над проклятьем»[11]. Стоять над проклятьем — как большой возвышается над маленьким (контролирует его). И здесь тоже Моше сказал: «ведь Б-г обещал благословение Израилю» (дословно благословение над Израилем) — то есть, благословение больше, и народ Израиля попадает под него. Это означает, что благословения не будет ограниченное количество. А потому ты, Итро, можешь не беспокоиться, и тебе и нам хватит. Но не принято у знатных людей получать подачки. Это удел бедняков. Поэтому Итро сказал: «Не пойду, но в страну свою и на родину свою пойду»[12]. На это Моше ответил ему: «Прошу, не оставляй нас, ведь ты знаешь наши пристанища в пустыне, и был ты нам глазами!»[13](ты знаешь все чудеса, которые Б-г нам сделал — прим.). Ведь уже сказал рабби Шимон бар Йохай, да покоится с миром[14]: «Три прекрасных подарка дал Всевышний народу Израиля, и условие приобретения всех их связано со страданиями. Это Тора, земля Израиля и будущий мир». Мучения в Египте еврейский народ пережил для того, чтобы получить Тору, как сказано: «Когда выведешь народ из Египта, будете служить Б-гу на этой горе»[15]. Скитания по пустыне увенчались наследованием земли Израиля, как сказано: «…как наставляет (йасер, тот же корень, что у слова йисурим — страдания, мучения — прим.) человек сына своего, так Б-г наставляет тебя. Ведь Б-г твой ведет тебя в страну хорошую»[16]. И так сказал Моше Итро: Поскольку ты терпел вместе с нами муки пустыни, испытал их на себе, а терпеть их пришлось, чтобы наследовать землю Израиля, то это благо, которое мы за эти муки должны получить, причитается и тебе, об этом сказано: «ведь ты знаешь наши пристанища в пустыне». И поэтому: «…и благо, которое Б-г дает нам, дадим и тебе» — то добро, которое мы получим, благодаря нахождению в пустыне, и ты получишь, ведь ты тоже терпел с нами и ради нас.

Для дальнейшего разъяснения приведем следующее: евреи думали, что избавление из Египта, это и есть конечное избавление, как сказано: Так скажи сынам Израиля: «Б-г, существующий вечно, послал меня к вам»[17]. И не хотел Б-г открывать им, что в будущем их ждет еще изгнание, ведь как сказали мудрецы: «Достаточно знать о беде, когда она приходит». А в Мидраше[18] приводится история об одном жителе Ципори, у которого умер сын. У него находился один отступник, и в это время пришел рабби Йосе бен Халафта утешить скорбящего. Он сел, и лицо его было радостным. Скорбящий отец спросил его: «Чему ты радуешься?» Рабби Йосе бен Халафта ответил: «Я радуюсь, так как предвижу, что в будущем мире ты снова встретишься со своим сыном». Отступник воскликнул: Недостаточно человеку его горя, так ты еще добавляешь ему?! Разве есть разбившийся горшок, который можно собрать?! Разве не сказано: «Разобьешь их как посуду горшечника?» Ответил ему рабби Йосе: Не сказано: «Разобьешь их как глиняную посуду», а сказано: «Разобьешь их как посуду горшечника». Из посуды горшечника, пока ее не обожгли, можно сделать другую посуду.

Правило такое: если испортилась вещь, изготовление которой уже завершилось, то ее уже нельзя исправить. Но вещь, которая испортилась в процессе изготовления, еще есть надежда ее починить. И так разъясняет пророк: «Встань и сойди в дом горшечника… и когда испортился сосуд, который он делает, то он сделает (из этой глины) снова другой сосуд. Разве Я не могу сделать с вами, дом Израиля, то же, что и этот горшечник?!»[19]

Теперь можно понять Мидраш. Еврейский народ считал, что избавление из Египта являлось окончательным избавлением, и наследование земли Израиля тоже было навеки. Поэтому они решили, что уже достигли совершенства. Затем они согрешили, «сломались», и посчитали, что теперь уже ничего нельзя исправить, как хлеб, который вытаскивают из печи — если он сломается, то уже ничего не поможет ему снова стать целым. И когда евреи «сломались» (ушли в изгнание — прим.), то думали, что уже нет им исправления. Всевышний же объясняет, что они ошиблись. Избавление из Египта было на время и наследование земли Израиля тоже пока что было временным, как сказал Б-г Моше: «Я Тот, кто пребывает вечно». А если спросишь: раз наследование земли Израиля было временным, то почему же тогда нам пришлось терпеть муки в пустыне? — на это Всевышний отвечает: «был ли Я пустыней для Израиля?»

 

Притча.

Один человек был болен и очень обеспокоен этим. Он обратился к знающему врачу. Была осень, не лучшее время для действия лекарственных трав. Врач увидел, что человек очень переживает и грустит, и задумался: «Если я скажу ему подождать весны, он умрет от страха и переживаний!» Он решил поступить хитроумно, и сказал больному: «Не бойся, я вылечу тебя! Но ты должен довериться мне, и принимать все горькие травы, которые я тебе дам. Если будешь меня слушаться, выздоровеешь». Больной согласился, и врач каждый день делал вид, что готовит ему лекарство. На самом же деле, он просто капал в воду или другой напиток цветные капли, и велел пациенту немедленно глотать эти «лекарства». Пациент был уверен, что глотает горькие лекарства, и прикладывал всю силу воли, чтобы их принимать. Через некоторое время врач сказал ему, что он уже вылечился и может отправляться домой. Когда настала весна, врач снова вызвал пациента к себе и сказал ему: «Знай, что ты все еще болен, как и прежде, и тебя надо лечить. На самом деле, я до сих пор тебя не лечил». Больной возразил: «Но ведь я принимал горькие лекарства!» Врач ответил: «Я не давал тебе никаких лекарств, это твое воображение убедило тебя, что это горько. Мне пришлось обмануть тебя, потому что ты очень сильно переживал. Но теперь пришло время, когда травы обрели целебную силу, и я могу начать тебя лечить по-настоящему. Когда ты попробуешь настоящее лекарство и почувствуешь его горечь, то поймешь разницу между ними!»

Смысл этой притчи в том, что поскольку евреи считали, что избавление из Египта было окончательным, то думали, что пережитое ими в пустыне являлось мучениями, которые они должны были перенести, чтобы наследовать землю Израиля. Но все мучения были только в их воображении. О мане они говорили: «Надоел душе нашей этот непригодный хлеб, неужели недостаточно было могил в Египте…», и жаловались на «страдания» в пустыне еще неоднократно. Когда после того, как они унаследовали землю, они были изгнаны с нее, они решили, что уже все потеряно, как это бывает с вещью, которая достигла своего совершенства и испортилась. На это Всевышний отвечает им: «был ли Я пустыней для Израиля?» То есть, на самом деле Я не подвергал вас мучениям, которые обычно испытывают в пустыне. В заслугу Моше у вас был ман, в заслугу Аарона вас защищали облака Славы, а в заслугу Мирьям у вас постоянно был источник воды. Так что вы ошиблись, в пустыне не было у вас страданий, в заслугу которых вы получили бы перечисленные Мидрашом блага навечно. Только в будущем, перед окончательным избавлением и вечным наследованием земли Израиля, еврейскому народу придется сначала пройти через страдания, «пустыню», голод и дргое, а уже потом придет вечное избавление.

Написано в Мидраше[20][21]: «Хоть бы был Я в пустыне. Где все чудеса, которые Я вам делал?» И сказано: «Кто бы дал Мне (быть) в пустыне»[22], ведь в пустыне Я славился, как сказано: «Поднимет голос пустыня, и города и селения, где живет Кедар, ликовать будут»[23].

Это похоже на царя, который захватил одно государство. Жители увидели его и убежали в страхе (что царь заберет все их имущество — прим.). Он захватил другое, и там тоже от него бежали. Затем он прибыл в разрушенный, бедный город. Жители этого города (которым нечего было отдавать) вышли его встречать, и стали восхвалять. Сказал царь: «Это самый лучший город, из всех, где я побывал. Здесь я построю столицу и установлю свой престол!» Так случилось и когда Всевышний приблизился к морю: оно убежало от берегов, как сказано: «Увидело море, и убежало»[24]. И горы тоже: «скакали как овны»[25](во время дарования Торы на горе Синай — прим.). Но когда Он появился в пустыне, та стала Его восхвалять, как сказано: «Поднимет голос пустыня…». Сказал Всевышний: «Это место лучше всех других. Здесь Я хочу основать свой престол!» Пустыня стала радоваться, как сказано: «Возрадуются пустыня и безводная земля, наполнится весельем степь, и расцветет»[26]. (И Б-г приказал построить Его Мишкан в пустыне — прим.)


[1] Бемидбар 1:1

[2] Мидраш Бемидбар Раба 1:2

[3] Ирмеяу 2:31

[4] Бемидбар 21:5

[5] Шмот 13:18

[6] Ирмеяу 2:31

[7] Трумот глава 10, мишна 3

[8] Йешаяу 31:9

[9] Бемидбар 10:29

[10] Мидраш Ваикра Раба 2

[11] Дварим 27:13

[12] Бемидбар 10:30

[13] Бемидбар 10:31

[14] Брахот 5

[15] Шмот 3:12

[16] Дварим 8:5-7

[17] Шмот 3:14

[18] Мидраш Берешит Раба 18

[19] Ирмеяу 18:2-6

[20] Бемидбар 21:5

[21] Мидраш Берешит Раба 18

[22] Ирмеяу 9:1

[23] Йешаяу 42:11

[24] Теилим 114:3

[25] Теилим 114:4

[26] Йешаяу 35:1

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше