Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Насо, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Не будет у коэнов и всех членов колена Леви части в добыче и надела как у (остального) народа Израиля...». И подобное Б-г сказал Аарону: «Не будешь наследовать их землю, и не будет тебе надела среди них. Я (Б-г) твоя участь и твой надел среди сынов Израиля»[1].
Притча.
Один купец отправился за море вместе с сыновьями. Он решил не брать с собой слуг, чтобы сэкономить. Купец был стар и уже не мог готовить себе пищу, а из его сыновей только один умел готовить. Но отец заметил, что тот недолюбливает братьев и беспокоился, что он не будет готовить им из вредности. Тогда он поступил хитро: когда собирались, он тайком велел слуге занести в корабль кастрюли большого размера, а всю маленькие уничтожить. Таким образом, даже если его сын захотел бы готовить только себе, он не смог бы варить маленькую порцию в большой кастрюле, а будет должен наполнить ее. А этого хватит на всех.
Смысл этой притчи в том, что евреи нуждаются в благе с Небес, но своими силами получить его не могут. А коэны, которые вышли из колена Леви, которое служит в Храме, обладают необходимыми духовными силами и качествами для того, чтобы провести благо на землю, как говорит Мидраш[2]: «Взгляд Б-га (устремлен) на трепещущих перед Ним» — это говорится о колене Леви. И это то, что сказано: «Пищу дал он трепещущим перед Ним, помнит союз Свой вечно»[3][4]. Богобоязненность и праведность колена Леви будет вечной, и оно всегда будет достойно получать благословение с Небес. Но что если колено Леви захочет получать благо только для себя, но не для других колен? Чтобы этого не произошло, Всевышний сказал Аарону: «Не будешь наследовать их землю, и не будет тебе надела среди них» — не сможешь «готовить себе в маленькой кастрюле», ведь твой надел Я, а Я нахожусь среди всех сынов Израиля, так что и твой надел находится «в большом котле» вместе со всеми. Таким образом, никакой обвинитель не сможет приостановить поток изобилия, ведь благословение придет в заслугу колена Леви, и придет оно в большом количестве. Самому колену столько не будет нужно, оно выльется на весь народ Израиля, а народ, в свою очередь будет отделять от этого труму коэнам и десятину левитам, благодаря которому это изобилие получил. Ведь если бы у колена Леви был собственный надел, как могли бы остальные евреи получать благо с их помощью? И это то, что сказал пророк: «Принесите все отделенное в хранилище (которое было при Храме — прим.), и это будет для постоянного пропитания в Моем доме (для коэна и левита — прим.)». «Испытайте Меня этим, — сказал Б-г Воинств, — не открою ли вам небесные “окна”, и не вылью ли на вас благословение до бесконечности», то есть, Всевышний даст народу больше, чем необходимо, чтобы они давали то, что полагается коэнам и левитам. И сказали мудрецы: «до бесконечности» — ад бли дай, — пока ваши губы не иссохнут от повторения: «хватит» — ад ше-иблу (сфатаим) ми-ломар дай (от изобилия).
Притча.
Ребенок пришел из хедера и попросил у матери: «Дай мне, пожалуйста, поскорее поесть». В это время мать увидела в окно, что и отец тоже вернулся домой обедать. Она взяла блюдо и стала наполнять его из стоящей на плите кастрюли. Ребенок стоял рядом и говорил: «Мама, мне уже достаточно!» Но она продолжала наполнять блюдо. Тогда ребенок стал кричать: «Зачем мне столько!» Мать ответила: «Глупенький! Я же не только тебе одному накладываю. Смотри, вон твой отец идет домой кушать. Я кладу так, чтобы и ему было достаточно». Смысл этой притчи в том, что если народ Израиля станет недоумевать: «У нас есть все, что нам надо, зачем нам еще?» — Всевышний не будет принимать их слова во внимание, так как он дает основу изобилия ради колена Леви, чтобы у евреев было от чего отделять все подарки, положенные ему, в таком количестве, чтобы коэнам и левитам было достаточно. И это то, что сказано: «пока ваши губы не иссохнут от повторения “хватит!”». И это то, что означает сказанное в Торе: «Человек, который отдает коэну, будет у него» — человек из другого колена получит во сто раз больше пропитания, чем ему необходимо, чтобы и коэн получил достойную порцию. И об этом же говорит Талмуд: «И будет у него много имущества».
Приведем здесь разъяснение стиха: «И радуйтесь перед Б-гом вашим вы, и ваши сыновья и дочери… и левит, который во вратах ваших, ведь нет у него доли и надела с вами»[5]. Тора хочет сказать, что хотя они «едят из одной кастрюли» и радуются всему благу, которое получили, все же причина радости одного отличается от причины радости другого:
Притча.
В одном городе жили два богача, которые враждовали. Как-то один из них выдавал дочь замуж, и нашел ей жениха из очень достойной и уважаемой семьи. Второй богач ему очень завидовал. Через несколько недель оказалось, что зять обладает плохим характером и необузданными страстями. Его тесть послал за шадханом и попросил его убедить парня дать жене гет, пообещав заплатить ему за это. Шадхан уговорил парня, и тот развелся с дочерью первого богача. Тогда шадхан поскорее пошел ко второму богачу и стал предлагать этого парня его дочери. Тот богач пообещал ему большую плату, если ему удастся заполучить этого парня в зятья. Шадхан все устроил, как тот хотел. На свадебный пир жених пригласил и своего бывшего тестя. После трапезы все стали танцевать и веселиться. Отец невесты и бывший тесть жениха радостно плясали вместе. Один человек удивился этому и тихонько спросил первого богача: «Чему ты так радуешься?!» Тот ответил: «Отец невесты радуется, что ему удалось заполучить его себе в зятья, а я радуюсь, что мне удалось удалить его из своего дома, ведь я знаю, что он плохой человек. Благословен тот, кто избавил меня от него!».
Написано в Мидраше[6]: Царь Шломо пророчески сказал: «Глубокая яма — блудница. (трудно оставить этот грех — прим.)
И также она (аф и) внезапно хватает (соблазняет), и умножает изменников Б-гу среди евреев»[7]. «И гнев (аф) она» — и она приводит на человека гнев (слово аф имеет несколько значений. Оно может означать «также», и есть у него еще значение «гнев»). «…внезапно хватает» — Всевышний не откладывает наказание прелюбодеям. «и умножает изменников среди людей» — она умножает количество нечестивцев в народе Израиля.
[1] Бемидбар 18:20
[2] Мидраш Бемидбар Раба 5
[3] Теилим 111:5
[4] Малахи 3:10
[5] Дварим 12:12
[6] Мидраш Бемидбар Раба 12
[7] Мишлей 23:27-28
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.