Из цикла «Законы почитания родителей. Ялкут Йосеф», темы: Алаха, Родители, Уважение родителей, Рав Овадья Йосеф
7. Если после развода оба родителя хотят, чтобы сын жил с ними и Бет Дин не вынес конкретного решения, а сын уже немного подрос и сам хочет выбрать с кем жить, тогда, если отец не является знатоком Торы, сын может жить, где хочет, но если отец — знаток Торы, пусть сын живет у него. Но если он очень привязан к маме, и она тоже богобоязненна, тогда он может жить с ней, и в любом случае он должен время от времени посещать отца. И во всех случаях пусть он советуется со своими раввинами, которые смогут рассудить, как поступить в каждом конкретном случае.
8. Усыновленный ребенок не обязан, [по букве закона], уважать своих приемных родителей, но пусть он показывает им свое признание и уважает их [за то, что они его вырастили]. Но он не обязан слушать их [как настоящих родителей]. И когда умирает приемный родитель, он не обязан соблюдать законы траура, но пусть покажет, как он расстроен, и желательно чтобы он не стригся семь дней. А некоторые считают, что он может, [если хочет], соблюдать законы траура по приемному родителю, чтобы показать свою признательность за то, что они его вырастили. Но даже по этому мнению, когда его никто не навещает, он должен заниматься Торой, и также он не освобожден от надевания тефилина[1].
9. Некоторые считают, что приемному сыну следует говорить кадиш после смерти приемного родителя, но в любом случае это не полная обязанность, как после смерти отца или матери.
10. Даже мамзер[2] обязан уважать отца, и даже если отец грешник его нужно уважать и бояться[3].
11. Тот, чей отец не известен, получал наказание смертью за проклятье или битье мамы, но не отца. Даже если мама сказала, что она забеременела от определенного человека[4], сына не наказывают за проклятье или удар этого человека только по свидетельству мамы[5]. Но все равно ребенок обязан уважать человека, который, [вероятно], его отец.
12. Если беременность произошла искусственным путем, все равно ребенок должен уважать отца в случаях, когда известно точно, кто отец.
13. Если у еврея родился ребенок от нееврейки, он не считается его ребенком, и даже если он перейдет в иудаизм, он не обязан уважать отца и мать[6]. Но некоторые считают, что и неевреям следует уважать родителей, а некоторые говорят, что во всяком случае [такому ребенку] надо уважать родителей чтобы показать свою признательность [за то, что они его вырастили].
[1] Дело в том, что скорбящий один день не надевает тефилин, и он не занимается Торой (кроме как грустными темами) в течение семи дней. В случае же, если у человека умер его приемный отец или мать, т.к. по букве закона к нему не относятся правила траура, то он не освобожден от занятий Торой или тефилина.
[2] Ребенок, родившийся от запрещенного союза, например, от замужней женщины через прелюбодеяние.
[3] Как мы уже упомянули, ашкеназские евреи следуют мнению, по которому не нужно уважать грешных родителей, пока те не раскаются.
[4] Но сам мужчина это не подтвердил.
[5] Дело в том, что Тора предписывает наказание смертью за проклятие или нанесение раны отцу или матери. Конечно, сегодня эти законы не относятся, но, возможно, раввин их приводит, чтобы объяснить, что хотя мы не полагаемся только на свидетельство матери в ее утверждении о том, кто отец ребенка, тем не менее, сыну нужно уважать этого человека, на всякий случай, вдруг это действительно его отец.
[6] Также согласно букве закона при переходе в иудаизм родителей с детьми, родственная связь теряется, и нет обязанности почитать родителей, но, см. ниже, что все равно следует показывать им определенное уважение.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»