Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Магид из Дубно, Шмини, Еврейская притча
Написано в Мидраше[1]: Сказал рабби Йоханан (у нас в Мидраше рабби Йудан — прим.): Все семь лет, пока царь Шломо строил Храм, он не пил вина. Когда он закончил строительство, женился на дочери фараона (Есть мидраши, что на дочери фараона он женился раньше. Но в ту ночь было два торжества, и торжество в честь дочери фараона было более сильное. То есть, она смогла сдвинуть сердце царя Шломо немного «в сторону» от основной радости — от завершения постройки Храма, которая является радостью самого Б-га — прим.). В ночь свадьбы он пил вино. Одновременно проходили два торжества: торжество в честь окончания постройки Храма и торжество в честь дочери фараона (В ту ночь дочь фараона представила царю Шломо 1000 видов мелодий, и когда играли каждую из них, она говорила: «Этот напев играют в доме моего отца такому-то идолу, а этот — такому-то» — прим.) Сказал Всевышний: «Чье торжество Мне принять?» Тогда и зародилось решение о том, что Иерусалим будет разрушен, как сказано: «Потому что во гнев и на ярость Мне был этот город с момента его постройки и до сего дня, чтобы убрать его от лица Моего»[2]. Сказал рабби Илель бар Илени: «Это как тот, кто проходит там, где прогнивший мусор и морщит нос». Для того, чтобы понять этот мидраш, приведем сказанное в другом месте[3]: «Падаль лучше того мудреца Торы, у которого нет здравого смысла». Это высказывание вызывает удивление: неужели мудрецы не могли привести другое сравнение? Но при рассмотрении мы обнаружим, что слова мудрецов взвешены и справедливы.
Притча. Человеческие достоинства бывают разного уровня. Сначала достоинства человека бывают известны только его окружающим. Если он их развивает, то постепенно его достоинства могут стать известны всему городу, и даже по всей стране и за ее пределами. То же самое происходит и с недостатками. А может произойти так, что человек больших достоинств всюду бывает вместе с человеком, у которого есть небольшой недостаток. И из-за того, что человек с недостатком постоянно бывает в обществе известного человека, его недостаток становится широко известен. Также, сварливая жена обычно известна своим характером только в стенах своего дома, и среди соседей, но не на улице, ведь в конце концов есть разные женщины. Но если ее муж известный человек, то ее характер тоже становится известным публике, ведь люди говорят о нем и восхваляют, а раз уж говорят, то упоминают, какая сварливая у него жена.
Смысл этой притчи в том, что если обычный человек провинился, то это никого не интересует, но если проступок, пусть даже самый малый, совершил мудрец Торы, это тут же станет широко известным, ведь все говорят о нем и его мудрости. И тогда обязательно кто-нибудь вставит: «Все же он ведет себя как глупец». Поэтому высказывание мудрецов: «Падаль лучше того мудреца Торы, у которого нет здравого смысла», очень подходит. Падаль смердит не только вокруг себя. Вонь разносится по округе. Так и проступок мудреца, о котором люди говорят, становится известен всем.
Теперь можно понять и ту ошибку, которую совершил царь Шломо. Если бы он устроил свадьбу с дочерью фараона в другое время, то возможно об этом вообще не было бы упомянуто. Но получилось, что это торжество пришлось на окончание строительства Храма, в особо торжественное и возвышенное время (Ошибка царя Шломо была двойная: женитьба на дочери фараона и устроение торжества по этому поводу в ту же ночь, когда праздновали открытие Храма. На следующее утро, с рассветом, должны были принести в Храме первые жертвы, и все сердце мысли еврейского царя должны были быть отданы этому великому событию — прим.). Сказали мудрецы[4]: «В день его свадьбы» — это Мишкан, «и в день радости сердца его» — это Храм. И именно в эту знаменательную ночь он устроил празднество в честь дочери фараона. Об этом говорится и в приведенном выше мидраше: «Одновременно проходили два торжества… тогда зародилось у Б-га решение разрушить Иерусалим, как сказано: “Потому что во гнев и на ярость Мне был этот город” — этот город послужил причиной усиления Моего гнева». Сюда как раз подходит приведенная выше цитата: «Это как тот, кто проходит там, где прогнивший мусор и морщит нос».
[1] Мидраш Ваикра Раба 12:5
[2] Ирмеяу 32:31
[3] Мидраш Ваикра Раба 1
[4] Мидраш Шмот Раба 52:5
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.