Из цикла «Законы почитания родителей. Ялкут Йосеф», темы: Алаха, Родители, Уважение родителей, Рав Овадья Йосеф
39. Отец может разрешить сыну спорить с собой даже в мирских делах, ведь отец может простить сыну и разрешить не исполнять мицву уважения. Поэтому, если отец просит сына сообщить свое мнение, тот должен ответить, даже если он не согласен с отцом.
40. Сын может носить одежду отца и дочь может надевать одежду матери, и это разрешение также относится после смерти родителей, но ботинки, которые были на человеке, когда тот умер, лучше не носить. А если сын боится надевать даже те ботинки отца, которые не были на нем в момент смерти, тогда пусть отдаст их бедняку, и сообщит ему, что это ботинки умершего[1].
41. Сын не должен мыться в бане или микве, когда там моется его отец. Даже если сын уже в бане и туда пришел отец, сын должен выйти. И следует отцу не ходить в баню даже с маленькими детьми от 9 лет или даже раньше, если ребенок смышленый. Также нельзя мыться с тестем. И, возможно, что даже после их смерти сын не должен обмывать тело родителя или тестя.
42. Если сын нужен [престарелому] отцу чтобы помочь помыться, сыну следует нанять кого-то другого. Но если это невозможно и отец может поскользнуться и упасть, тогда сын может его мыть, когда сам сын одет, но желательно оставить и на отце плавки или прикрыть его наготу полотенцем.
43. Некоторые считают, что нет обязанности, вставать перед отцом в бане, т.к. к такому месту не относится мицва уважения. Но другие считают, что обязанность вставать вытекает не из мицвы уважения, а из мицвы бояться отца, и это относится и в бане. И это мнение считается главным. И по всем мнениям, в предбаннике, где люди еще одеты, нужно вставать перед отцом. И сын после этого выходит, чтобы не оставаться с отцом, когда тот будет мыться. И, конечно, в бассейне нужно вставать перед отцом или мудрецом Торы.
44. Пусть сын не переезжает в другой город, если он нужен своим родителям, чтобы их обслуживать. Но существуют исключения из этого правила, например:1) если у сына нет денег на квартиру в городе родителей, и снять тоже нет возможности т.к. цены высокие; 2) родители его прощают; 3) если жизнь в одном городе с родителями плохо влияет на мир в его доме; 4) если в городе родителей он не может найти работу; 5) или если в этом городе нет подходящего для сына места для занятий Торы; 7) или если сын является раввином в другом городе; 6) или в городе родителей нет подходящей ешивы для детей; 8) или родители живут в нерелигиозном районе, и это мешает ему или его детям достичь боязни Всевышнего; 9) или если у него есть причины жить в другом городе из-за здоровья; 10) или если родители сошли с ума[2]; 11) или если у родителей плохой характер, и он боится, что не сможет как следует их уважать не срываясь; 12) или сын не может найти жену, если не переедет. И существуют еще ситуации, когда можно переехать, и сыну следует посоветоваться насчет этого с раввином. В любом случае, если сыну нужно уехать из города родителей пусть он попытается успокоить родителей и уговорить их, чтобы те согласились.
45. Если сын живет далеко, то он выполняет заповедь уважения тем, что пишет письма родителям и звонит им, чтобы они не волновались и чтобы узнать, как у них дела. По некоторым мнениям, он может попросить, чтобы родители при этом оплачивали марки и телефонные звонки, т.к. на уважение родителей сын не обязан тратить свои деньги. А по другим мнениям, сын не должен просить на это деньги у родителей.
46. Если сын время от времени посылает письма родителям, чтобы они не волновались, тогда он может даже писать им в Хол Амоэд[3], но лучше писать не от руки, а на компьютере[4].
47. Когда сын отправился в какое-то место и родители беспокоятся, прибыл ли он благополучно, пусть он позвонит или напишет им по прибытию, чтобы они не волновались. Также, если сын живет в доме родителей и вечером он отправился в далекое место, и родители волнуются, пусть он позвонит, чтобы сообщить, что он прибыл и успокоить их. А тот, кто уезжает в другую страну, перед выездом пусть подойдет к родителям попрощаться, поцеловать их руки и попросить их благословения.
48. Если сын заботится о престарелых или больных родителях или об отце-вдовце или матери-вдове и перед женитьбой родители невесты требуют чтобы он жил в городе невесты, и жених видит, что если он будет настаивать на жизни в городе родителей, он потеряет шидух, пусть тогда согласится жить в городе невесты. Но все равно он должен найти возможность помочь родителям, и если сам не может все время к ним приезжать, пусть разделит эту обязанность с другими братьями, но не оставляет их без ухода.
49. Родителям приятно видеть детей, в особенности, если прошло время после их последнего визита. Поэтому следует навещать родителей, даже если им никакая помощь не нужна и даже, если отец не мудрец Торы и сын не услышит от него ничего мудрого. Нет определенного закона о том, сколько раз нужно навещать родителей, и всегда когда дети к ним заходят и не только по праздникам, они делают мицву. А если сын не живет в городе родителей, пусть хоть иногда их навещает. Но если сын учится Торе, когда возможно, пусть навещает родителей, но если это [сильно] отвлекает от занятий, то он не обязан их навещать.
50. У некоторых принято навещать родителей по Субботам и праздникам, но по закону это не обязательно делать для выполнения мицвы уважения родителей. В особенности, если сын занят изучением или обучением Торы, и это большая мицва, чем уважение родителей. Но если родителям очень приятно, когда сын их навещает, пусть постарается делать это по мере возможностей, в особенности, если родители просят его приходить.
51. Если сын сказал, что придет навестить родителей, пусть скажет, что он это сделает «Бли Недер» (без клятвы), т.к. по некоторым мнениям, если он так не скажет, то получится, как будто он поклялся сделать мицву и если потом он это не выполнит, [то сломает клятву]. Но если отец ему потом скажет: «Можешь не приходить», то сын не обязан это сделать, как будто отец «принял[5]» выполнение заповеди и освободил сына.
52. Если муж против того, чтобы к нему в дом приходили родители или братья и сестры жены, она должна послушать, и пусть она сама к ним ходит и навещает родителей раз в месяц и по праздникам.
53. Тот, кто не видел родителей или других родственников в течение 30 дней, когда он их снова увидел и радуется этому, пусть сделает благословение «Шехехеяну[6]». Этот закон относится, даже если в течение этих 30 дней они были на телефонной связи или писали друг другу письма.
54. Некоторые считают, что если отец болел и выздоровел, сын может сделать благословение «Хагомел[7]» вместо отца, т.к. он радуется, что отец поправился. И он может произнести в этом благословение слова «… Который отплачивает не заслуживающим добром», хотя обычно это было бы неуважительным, называть отца «не заслуживающим», но в данном случае он просто читает благословение по установленному порядку. Но в любом случае у нас не принято, чтобы сын делал эту браху за отца.
55. Пусть родители всегда благословляют детей, в особенности в ночь на Субботу как принято. Потому что если родители разозлились в течение недели на детей, это может повредить детям, [а браха аннулирует негативный эффект]. Поэтому принято, что дети целуют руки родителям после вечернего Кидуша, а родители их благословляют. Если сын женат, но живет недалеко от родителей, желательно и ему подойти к родителям в пятницу и поцеловать их руки, даже если это оттягивает время Кидуша у него дома. В особенности если его мама вдова, пусть он подойдет к ней и сделает для нее Кидуш. А если его жена говорит, что из-за этого Кидуш в их доме начинается слишком поздно, пусть он объяснит ей как велика заповедь уважения родителей. Но если она все равно недовольна, пусть проконсультируются с раввином.
56. Пусть человек приучает своих детей целовать руку отца, матери и раввина и других праведников, и так принято у сефардских[8] евреев.
57. Нужно стараться всегда получать благословение от родителей, в особенности перед Йом Кипуром.
58. Если человек скорбит в течение семи дней после смерти родственника, пусть в эту неделю не благословляет детей в пятницу вечером.
59. Пусть человек не называет родителей по именам, и даже в разговоре с другими пусть не упоминает их имена без титула, неважно присутствуют они при этом или нет. Но пусть он говорит «Ави Мори (мой отец, мой наставник) такой-то», «Моя мама, моя наставница такая-то». Также и дочь не должна называть мать по имени. А когда обращаются к родителям, их называют: «Мама» и «Папа».
60. Даже если кого-то другого зовут также как отца, когда к ним обращаются в присутствие отца, нужно упомянуть их имя по-другому. Но когда отца нет, можно упоминать имя тезки отца, если это имя обычное, но если это очень редкое имя, тогда нельзя его упоминать даже в отсутствие отца. Некоторые считают, что в наше время можно быть мягким по отношению к упоминанию имен других людей даже в присутствие отца, т.к. отец обычно прощает. Но другие говорят, что и «прощение» отца не помогает по отношению к закону боязни родителей. В любом случае тот, кто хочет, может положиться мягкое мнение. А ашкеназские евреи мягки в законе упоминания имен других людей в отсутствие родителя, и есть диспут, должны ли они быть строгими в упоминании часто встречающихся имен в присутствие отца. И мы уже писали, что все эти законы относятся и к имени матери.
61. Тот, кто занимается Торой, чтобы за эти заслуги вылечился его отец или для поднятия души умершего отца, может [упоминать имя отца] в молитве, говоря, что учится «для такого-то сына такого-то». Если имя отца или раввина упоминают вместе с титулом, это можно делать даже в его присутствие, как Йехошуа сказал Моше (Бемидбар 11:28): «Мой господин Моше, накажи их».
63. Если сын занимается Торой и читает имена людей, у которых такое же имя как у отца, он может произносить их вслух, даже если это редкие имена. Но если сын читает письмо, где упомянуто такое же имя, как у отца, он не может читать это имя в присутствие отца, кроме как если очевидно, что речь не идет об отце, например, это понятно по контексту, или упомянута также фамилия. Тогда можно прочесть это имя в присутствие отца даже если оно редкое.
64. Если у одного человека два имени, а у отца одно, или наоборот, тогда считается, что это разные имена и нет запрета упоминать имя другого перед отцом. Например, если отца зовут Йисраэл Меир, а другого человека Йисраэл, или отца — Йосеф, а другого — Йосеф Хаим, можно упоминать его имя перед отцом. А если упоминается также фамилия другого, то можно упоминать его имя и фамилию в присутствие отца, раз заметно, что речь не идет об отце, но если имя необычное, тогда нельзя его упоминать, даже если фамилия тоже упомянута.
65. Если отец попал в аварию и потерял сознание, и некоторые советуют звать его по имени и тогда он может прийти в себя, тогда сыну можно звать отца по имени, хотя это лечение не проверено.
66. Если человека спросили: «Чей ты сын?», он может ответить «Я сын такого-то», даже не используя титул, типа «Рава такого-то». Мы находим, например, что Яков сказал Рахели (Берешит 29:12): «Я сын Ривки». Поэтому, если человека хотят вызвать к Торе и спрашивают имя отца (у ашкеназим — перед вызыванием, а у сефардим после чтения, чтобы благословить его), можно сказать: «Я сын такого-то». И хотя некоторые строги с этим, главное мнение это разрешает.
67. Если сын — габай в синагоге, который вызывает людей к Торе, когда ему нужно вызвать отца, некоторые разрешают упомянуть его имя: «Пусть подойдет мой отец мой учитель такой-то сын такого-то», а другие считают, что он не должен упоминать имя отца и просто сказать: «Пусть подойдет мой отец». И в любом случае сефардские евреи не упоминают имя при вызывании к Торе.
68. Если сын делает благословения «Мишеберах» для тех, кто вызваны к Торе, и был вызван его отец, пусть он скажет: «Мой отец, мой учитель …» или пусть кто-то другой делает «Мишеберах» для его отца. Но если сын молится за отца или мать в их отсутствие, он может упоминать их имена, говоря: «… благословит моего отца, моего наставника такого-то …» или «мою мать, мою наставницу такую-то».
69. Если мать развелась и вышла замуж за другого, и сын вырос с отчимом, он не имеет права называться сыном отчима, когда его вызывают к Торе, т.к. это может обидеть его отца.
[1] Дело в том, что люди осторожны, чтобы не носить ботинки мертвого. Этот обычай, не упомянут у Хазал (мудрецов Талмуда) но упоминается в средневековой книге «Сефер Хасидим». Тем не менее, по мнению автора, это относится только к ботинкам, которые были на умершем в момент смерти. Поэтому он написал, что если при всем при этом сын боится надевать и остальную обувь отца, пусть не выбрасывает ее, а отдаст тем, кто не суеверен и будет ее носить.
[2] И он сам не в состоянии за ними ухаживать, и нанимает других это делать.
[3] Полу праздничные дни, когда писать разрешается только в экстремальных случаях.
[4] Т.к. это в меньшей степени считается работой.
[5] Дело в том, что хотя обычно невозможно аннулировать клятву кроме как с помощью трех мудрецов, если человек обязал себя клятвой что-то сделать для другого, и тот сказал, пусть будет засчитано, как будто ты это сделал, и я это «принял», тогда больше нет обязанности выполнить клятву (Йоре Деа 228:39).
[6] Эта браха делается во многих случаях, когда человек рад, что Всевышний дал ему дожить до этого времени, в том числе, когда увидели друга или родственника после разлуки.
[7] Эта браха делается после того как прошла опасность, в том числе после болезни.
[8] Но у ашкеназим это не принято.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»