Темы: Археология, Танах, Еврейская история, Книга Судей, Самария, Двора, Батшева Эскин
Сисра, военачальник царя Кнаанского — Явина, около 3200 лет назад был одним из заклятых врагов евреев, и победа над ним стала значительным событием нашей истории. В XXI веке археологическая экспедиция профессора Адама Зерталя нашла дом Сисры в городе-крепости Харошет а-Гоим.
Профессор Адам Зерталь не всегда был археологом, который занимается поиском доказательств истинности Торы. Совсем наоборот: он вырос в «левом» антирелигиозном киббуце Эйн-Шемер, служил в боевых частях израильской армии и считал себя агностиком.
Только оказавшись в больнице после тяжелого ранения в 1973 году и проведя там целый год, Адам впервые заинтересовался археологией. На тот момент он был уверен, что Тора полна мифов. Но все же принял решение пройти по Земле Израиля пешком и лично увидеть то, что эта земля скрывает.
Более сорока лет Адам Зерталь на своих костылях шел, искал, просеивал, читал, изучал и снова шел. И чем больше он ходил по Земле Израиля, особенно — по Шомрону, тем больше он убеждался в том, что упомянутые в Торе люди, топонимы и предметы действительно существовали. За эти годы экспедиции Зерталя обнаружили более 1000 археологических объектов. Некоторые из них настолько значительны, что должны были бы произвести переворот в науке, но все они были встречены светским научным сообществом скептически.
Самым важным открытием Зерталя является жертвенник на горе Эйваль. Сначала вообще никто не верил, что археолог обнаружил тот самый жертвенник Йеhошуа бин Нуна, о котором говорится в Танахе. Подобные жертвенники описаны в 43-й главе книги пророка Йехезкеля, в Мишне Мидот, у Иосифа Флавия и в «Свитке Святилища», найденном в пещерах Мертвого моря.
После публикации подробного отчета профессора Зерталя научный мир замолчал на несколько лет. И только после 2005 года ведущие археологи мира начали постепенно соглашаться с его выводами.
Обугленные кости жертвенных животных, пространственно-временной контекст, методы строительства, обломки посуды — всё указывает на то, что обнаруженная постройка — это и есть жертвенник Йеошуа.
Другая серия сенсационных находок Адама Зерталя — это «Ступни» на горе Эйваль и в Иорданской долине. Пять найденных им древних сооружений по форме напоминают огромную человеческую ступню. Площадь самого крупного из пяти составляет 15 тысяч м2. Внутри «ступни» оказался круглый жертвенник с остатками посуды и костями кошерных животных, и больше никаких предметов или строений не было — ни внутри, ни рядом. Эти комплексы могли служить только одной цели — быть местом Б-гослужений. Видимо, словосочетания «шлоша регалим» (три праздника) и «алия ле-регель» (восхождение в Храм) имеют к форме этих сооружений (регель — нога, ступня) прямое отношение!
Существование пяти лагерей стандартной конструкции свидетельствует о том, что, входя в Кнаанские земли, народ Израиля был таким, каким он предстает в Торе, — организованным и подчиненным одному руководителю.
Третье важное открытие профессор Зерталь сделал, изучив объект эль-Ахват, расположенный на северо-западе Шомрона. Зерталь пришел к выводу, что это и есть упомянутый в Торе Харошет а-Гоим, из которого полководец Сисра пришел со своими боевыми колесницами, чтобы погубить евреев.
Много было у евреев врагов. Но не все они были отъявленными злодеями. Рамбам в «Послании в Йемен» перечисляет тех злодеев, которые силой принуждают евреев отвратиться от Торы и заповедей: «Амалек, и Сисра, и Санхерив, и Нэвухаднэцар, и Титус, и Адрианус, и многие, подобные им».
Книга Судей рассказывает о кнаанейском военачальнике по имени Сисра, который в течение двадцати лет жестоко угнетал евреев — не только физически, но главное — постоянным богохульством.
Еврейский полководец Барак под руководством пророчицы Дворы собрал армию из северных колен Звулуна и Нафтали, чтобы избавиться от ига хананеев. У Сисры было огромное войско и железные колесницы (в современном понимании, колесницу можно приравнять к танку), евреев было гораздо меньше, и они были пешими. Но Б-г был на стороне Своего народа, Он посеял среди солдат Сисры панику и сделал их оружие невыносимо горячим. Солдаты вошли в реку Кишон, чтобы остудить оружие, и утонули, а Сисра пытался бежать. «Барак же погнался за колесницами и за войском до Харошет-Агоим, и пало все войско Сисры от острия меча, не осталось никого».
Победа над Сисрой была очень важным событием в еврейской истории. Она дала возможность Израилю возобновить натиск на Хацор и впоследствии уничтожить его. По случаю этой победы пророчица Двора сложила благодарственную Песню — а благодарственных Песен во всем Танахе всего 12.
Смерть Сисры мы обычно вспоминаем в связи с героическим поступком Яэль, женщины из семьи Итро, которая придумала, как заманить и убить кнаанейского военачальника.
Но смерть Сисры мудрецы Скрытой Торы также упоминают в неожиданном, на первый взгляд, контексте: в связи с праздником Рош аШана. В 100 трублениях шофара, которые желательно услышать каждому еврею в Рош аШана, содержится намек на сто букв, из которых состояли причитания матери полководца Сисры.
Подруги утешали мать погибшего Сисры, но она чувствовала, что её сын уже не вернется, и продолжала плакать, глядя во все глаза в окно.
Профессор Адам Зерталь нашел крепость Харошет а-Гоим, где напрасно ждала мать своего по заслугам убитого сына.
Профессор Зерталь с группой коллег исследовал древние развалины эль-Ахват на севере Израиля. Он искал следы еврейского присутствия. Раскопки открыли укрепления, датируемые поздним бронзовым — ранним железным веком (XIII-XII века до н.э.). Но то, что археологи увидели, не было похоже ни на одни из сотен развалин еврейских или ханаанских городов и поселков этого периода.
Все линии городских стен в левантийской архитектуре обычно прямые. В Ахвате же линия городской стены закругленная. Кроме того, внутри стен найдены «очень странные коридоры», которые в восточном Средиземноморье не встречаются. А вот на Сардинии и Корсике руин крепостей с такими закругленными стенами, коридорами и высокими каменными башнями было найдено немало. Башен особой архитектуры (их называют нураги) на Сардинии было раскопано несколько тысяч! Их строил народ шардана, один из «народов моря», населявший Сардинию во втором тысячелетии до н.э.
Первое упоминание об этом племени можно найти в анналах Рамзеса II, который победил шардана на втором году своего царствования, когда они попытались совершить набег на египетское побережье. Бывшие пираты шардана постепенно становились частью войска египетских фараонов.
А в Кнаан шарданские колонисты, а точнее — пираты, приплыли перед нападением на Египет, и построили крепость в своём традиционном стиле возле ущелья Ирон, в Шомроне. Место было выбрано стратегически верно: над дорогой, связывающей Египет с Дамаском. Дорогу сверху видно хорошо, удобно обкрадывать проходящие караваны, а неприятель не имеет возможности незаметно подобраться к крепости. Тем не менее, этот военный лагерь простоял только около пятидесяти лет, а после был захвачен и уничтожен в ходе войны.
Естественным решением Зерталя было продолжить раскопки уже вместе коллегами с острова Сардиния, из Университета Кальяри. Как раз там, на Сардинии, есть древний город Сассари. Так не связано ли название этого города с именем злодея-военачальника Сисры, предводителя колесничного войска? Тем более, что имя Сисра соответствует фонетике именно сардинского языка и не похоже ни на одно из семитских имен.
Находки экспедиции подтверждали версию Адама Зерталя. Для того, чтобы произвести 900 боевых колесниц, железа нужно немало, в те века оно стоило очень дорого. Но «народу моря» было удобно добывать из близлежащего горного массива железную руду. И название Харошет а-Гоим указывает на то, что некие «народы» (гоим) занимались здесь производством (харошет — фабрика). Пока в этом регионе не было найдено более древнего места выплавки железа, чем эль-Ахват.
Кроме того, археологи нашли на объекте более десятка скарабеев и печатей, датируемых XIII и XII веками до н.э. Некоторые предметы — совершенно уникальны, например, голова горного козла, выточенная из слоновой кости. Такие обычно встречаются лишь в тех местах, которые имели прямое отношение к Египетскому фараону.
Профессор Зерталь видел, что, по многим признакам, крепость должна быть именно тем самым городом Харошет а-Гоим. Но где же колесницы? Разве могло случиться так, что от 900 колесниц не осталось ни одной детали?
За годы раскопок много артефактов было обнаружено, описано и идентифицировано. Среди прочего, внутри структуры, которую команда археологов определила как «Дом Правителя», нашли круглый бронзовый предмет около двух сантиметров в диаметре и около половины сантиметра толщиной. На нем было рельефное изображение лица женщины в головном уборе и с большими серьгами, похожими на колеса.
13 лет ученые не понимали, что это за круглая штука: украшение, предмет культа, деталь обуви или одежды. Пока наконец один из ученых, Орен Коэн, не увидел что-то подобное на древнеегипетском изображении боевой колесницы. Оказывается, такие бронзовые наконечники надевали на оси колесниц, чтобы удерживать на месте колёса.
На этих осевых заглушках египтяне изображали побеждённых врагов, как бы подчеркивая этим их униженное положение. А производители колесниц в Харошет а-Гоим изобразили хеттскую богиню: известно, что хетты были лютыми врагами египтян. Зерталь и Коэн пришли к выводу, что именно в этой части «Дома Правителя» более трех тысяч лет назад находился «гараж» боевых колесниц Сисры.
«И собрал Сисра все колесницы свои, девятьсот колесниц железных, и весь народ, который у него, из Харошет-Агоим к потоку Кишон» — написано в Книге Шофтим 4:13. Сейчас даже историкам понятно, что в этих строках идет речь о реальных событиях, людях и точках на карте.
* * *
У Адама Зерталя спрашивали, как он, атеист, мог руководствоваться Библией в своей работе. «Я ученый, — отвечал Зерталь. — Моя обязанность — изучить, соответствует ли описанное в Танахе географии или нет. Когда вы проводите археологическое исследование как следует, вы видите, что библейские истории являются реальностью…»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.