Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Одна из самых увлекательных и выделяющихся фигур в исследовании Земли Израиля это археолог Адам Зерталь, профессор Хайфского университета. Он вырос в кибуце Эйн-Шемер, служил офицером в боевых частях, был тяжело ранен в 1973 г. во время переправы Суэцкого канала. Свою карьеру археолога начал в больнице, постепенно привыкая к костылям. Именно на этих костылях Зерталь более 30 лет, шаг за шагом, исследует просторы Шомрона.
Проводя пешую разведку Самарии, Зерталь стал лучшим знатоком этого района. Он нанес на археологическую карту Земли Израиля более 1000 древних мест, прежде не известных в археологии. Среди них выделяются сотни еврейских поселений, датирующихся периодом завоевания и заселения Земли еврейскими племенами, в 13-12 вв. до н.э.. С помощью этих находок Адам Зерталь доказывает вход еврейского народа в Землю Израиля с востока, со стороны Иорданской долины, что соответствует Библейскому описанию.
Самой известной находкой Зерталя стал жертвенник на горе Эйваль, раскопанный им в середине 80-ых годов. Это самый ранний израильский жертвенник, известный нам, с которым связывается Союз В-севышнего с еврейским народом в Земле Обетованной.
Последней археологической сенсацией, сделанной Адамом Зерталем, стали пять найденных им древних сооружений, по форме напоминающих огромную человеческую ступню. Они были найдены в Иорданской долине, в ущелье Тирца и на горе Эйваль.
Величина самого большого комплекса, возле поселения Аргаман в долине Иордан, достигает 190 метров в длину и 80 метров в ширину, с площадью в 15 дунамов (15 тысяч квадратных метров). Этот комплекс состоит из наружного каменного забора, вдоль которого проходит дорога для церемониальных процессий. Внутри окруженной территории был найден круглый жертвенник с остатками посуды и костями кошерных животных, датирующимися 13 веком до н.э.. Комплекс "Ступни" находится у подножия скалистого склона, образующего над ним естественный театр. Внутри и вокруг не было найдено никаких строений для жилья.
Археологи не знают подобных строений на территории всего Древнего Востока. По мнению Зерталя, это и четыре других строения в виде ступни имели чисто символическое, сакральное значение. Они были построены организованной общиной с централизованным руководством и служили для периодического собрания народа для церемоний Б-огослужения. Часть этих комплексов действовало в течение одного поколения (жертвенник и окружавшие его стены в виде двойной ступни на горе Эйваль), другие – на протяжении 400-500 лет (возле Аргамана).
В древнем мире ступне человека, и особенно ступне царя, придавали большое значение. Выражение "я прах в твоих ногах" появляется во многих письмах, обращенных к египетским фараонам. На сандалиях фараона Тутанхамона (14 в. до н.э.), найденных в его захоронении, были изображены вражеские народы. Ступая на свои сандалии, Тутанхамон попирал своих врагов.
По мнению Зерталя, эта египетская метафора, символ власти над врагом или над вражеской территорией, была широко развита в еврейской культуре и получила новые значения. Приведу лишь несколько цитат из Торы и Пророков:
· Каждое место, куда ступит ваша нога, вам будет оно, от пустыни и Леванона, от реки, реки Прат (Эфрат), и до моря крайнего будет предел ваш. (Дварим 11 24).
· И клялся Моше в тот день, и сказал: "Земля, по которой ступала нога твоя, будет наделом тебе и сынам твоим навек, ибо ты в точности следовал Г-споду, Б-гу моему". (Йеошуа 14,9).
Нога может быть ногой определенного человека, а может быть ногой народа. В этих цитатах место оттиска ноги служит символом завоевания и унаследования Земли Израиля еврейским народом, после выхода из Египта.
· И не стану впредь изгонять ногу Израиля из земли, которую дал Я отцам их, если только они будут стараться поступать согласно всему тому, что Я повелел им, и согласно всей Торе которую заповедал им раб Мой Моше". (Мелахим 2, 21, 8).
Здесь нога Израиля служит символом связи народа с Землей. Отпечаток ноги на земле это самая прямая связь с местом, с окружением, с природой. Человек живет на Земле, оставляет на ней свой след жизни, находит в ней свой последний покой.
· И сказал Он мне: сын человеческий, (вот) место престола Моего и место ступней ног Моих, где обитать буду Я среди сынов Израиля вечно, и не будет более дом Израиля осквернять имя святое Мое – ни они, ни цари их … (Йехезкель 43,7).
· Так сказал Г-сподь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих. Что это за дом, который вы (можете) построить Мне, и где место покоя Моего? (Йешааяу 66,1).
Человек создан по образу и подобию Б-га. В словах пророков часто появляются описания "рука Б-га", "ноги Г-спода". В еврейской философии эти высказывания объясняются как метафора духовным проявлениям В-севышнего.
В этих цитатах весь мир описывается как место проявления Б-жественной власти, его царство. Говорится, что желание править и царствовать было одной из предпосылок к созданию мира. В центральных молитвах Рош а-Шана, еврейского Нового Года, мы провозглашаем царство В-севышнего над миром. Ежедневно мы делаем это во время чтения молитвы Шма Исраэль, гимна еврейского народа.
Все это возвращает нас к найденным археологами огромным ступням в районе Иорданской долины. Что они символизируют? Почему самые древние Храмы еврейского народа в этой Земле построены в этой форме?
Является ли Храм коллективной печатью Народа на Земле Обетованной, проявление его духовного центра при процессе завоевания Земли. Или Храм это печать В-севшнего, место Его проявления в мире. Может быть, здесь есть соединение обоих начал, и Храм это место проявления союза между Б-гом и его Народом. Здесь соединяются воедино Ступня Б-га и Ступня Человека.
С помощью этого открытия рождаются новые понимания базовых понятий в иврите и в традиции еврейского народа – Шалош регалим и Алия ле-регель. (Буквально: Три ноги и Подъем к ноге). Так называются три основных праздника, связанные с выходом из Египта и с природой Земли Израиля – Песах, Шавуот и Суккот. В эти праздники есть заповедь подняться в Храм, в избранное Б-гом место, предстать всей Общиной (речь идет о мужчинах) пред В-севшним.
Обычно, мы объясняем эти понятия как пеший подъем, как праздники подъема к Храму. Теперь мы можем понять эти слова буквально – подъем к Ноге, к Ступне В-севышнего и к Ступне Народа, к месту проявления нашего союза на Святой Земле.
Теги не заданы