Из цикла «Хроника поколений», темы: Филистимляне, Назир, Александр Кац, Книга Судей, Шимшон
Шимшон бен Маноах (שמשון; умер в 2831 г. /929 г. до н.э./) — верховный судья.
Его отец Маноах происходил из колена Дана (Шофтим 13:2, Радак), а мать Цлельпонит — из колена Йеуды (Бава батра 91а; Бемидбар раба 10:5). В их поколении многие из сынов Израиля отступили от служения Творцу, и страна была завоевана филистимлянами (Шофтим 13:1). Но богобоязненная Цлельпонит серьезно занималась изучением Торы и обучала других (Батей мидрашот 2, 149).
В течение многих лет Маноах и Цлельпонит оставались бездетными. Но однажды жене открылся ангел в облике праведного пророка и предсказал, что у нее родится сын, который должен был стать назиром от чрева матери, и поэтому ангел запретил ей пить вино и есть любую пищу, недозволенную назиру. Этого ребенка не разрешалось стричь. Ангел также предсказал, что, когда ее сын вырастет, «он начнет спасать Израиль от руки филистимлян» (Шофтим 13:2—7, Мецудат Давид).
Шимшон родился в Цоре, в пределах колена Дана (Шофтим 13:24—25; Бемидбар раба 10:5).
По свидетельству кабалистов, он был новым воплощением души Шема (см.), а также Надава, старшего сына первосвященника Аарона (см.). Вместе с тем в нем была «искра души» Эсава, брата праотца Яакова (см.) (Седер адорот).
С юности обладал огромной физической силой: голыми руками он разорвал напавшего на него льва (Шофтим 14:6).
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами, в одиночку убивая десятки и сотни врагов (Шофтим 14:19, 15:15—16; Оцар Ишей аТанах, Шимшон). Его появление наводило на филистимлян такой ужас, что он не нуждался в помощи и поддержке других воинов (Берешит раба 98:13, 99:11). Шимшон защищал всё свое поколение, и в час битвы на нем пребывал дух святости (руах акодеш) (Сота 10а; ИТ, Сота 1:8).
В 2811 году /949 г. до н.э./ стал верховным судьей Израиля (Шофтим 15:20; Седер адорот) — после десяти лет судейства Эйлона из колена Звулуна и восьми лет судейства Авдона, сына Гилеля, из колена Эфраима (Шофтим 12:11—15; Седер адорот).
По свидетельству Талмуда, он судил народ столь же справедливо, «как их Небесный Отец» (Сота 10а, Раши).
Но когда он взял в жены филистимлянку, привлекшую его своей красотой, началось его духовное падение (Шофтим 14:1—3; Бемидбар раба 9:24). Исходное намерение Шимшона было во имя Небес: он стремился присоединить народы к сынам Израиля, а также установить верную иерархию между филистимлянами и евреями — ведь муж властвует над женой и присоединяет ее к своему народу. Но его замысел не удался (Шивтей нахалатэха с. 282—283). И хотя его невеста приняла еврейство (Рамбам, Исурей бия 13:14; Мецудат Давид, Шофтим 14:2), это не было полноценным гиюром, поскольку она совершила это не ради любви к Творцу, а лишь ради замужества (Шивтей нахалатэха с. 283). Этот брак быстро распался (Шофтим 14:19—15:2), и Шимшон взял себе филистимлянку-наложницу из Газы (там же 16:1) — и не в силах преодолеть своего природного вожделения, он много времени проводил с женщинами (Берешит раба 98:14). В конце концов филистимлянка по имени Делила предала его своим соплеменникам, которым удалось схватить его, потому что из-за связи с чужеземкой его покинула Шехина — Б-жественное Присутствие. Филистимляне сковали его цепями и, выколов ему оба глаза, держали его в заточении в Газе (Шофтим 16:5—21; Сота 9б).
В Талмуде и мидрашах отмечается, что, поскольку его духовное падение началось в Газе, он и был наказан в Газе. И поскольку он последовал за своими глазами (т.е. за своим вожделением), ему выкололи глаза — мера за меру (Сота 9б; Бемидбар раба 9:24).
И пока Шимшон находился в темнице, многие филистимляне приводили к нему своих жен, чтобы те зачали от него и родили подобного ему богатыря (Сота 10а; Бемидбар раба 9:24).
Однажды Шимшона привели в наполненный людьми дворец, где пировали все филистимские князья: его поставили посередине зала, чтобы потешаться над ним. Тогда Шимшон обратился с молитвой к Б-гу: «Прошу, вспомни и укрепи меня, …и я отомщу филистимлянам хоть за один из моих глаз!» (Шофтим 16:23—28). «Вспомни, как я двадцать лет бескорыстно судил сыновей Израиля, — добавил он, — и никого ни разу не попросил даже перенести мой посох с места на место!» (Сота 10а; Бемидбар раба 9:24).
Шимшон уперся руками в два центральных столба, на которых держалась крыша дворца и, проговорив: «Да умру я вместе с филистимлянами!», обрушил крышу — под обломками погибло больше врагов, чем он убил за всю свою жизнь (Шофтим 16:29—30; Берешит раба 98:14).
Шимшон, сын Маноаха, погиб в 2831 году /929 г. до н.э./ (Седер адорот). Его похоронили в семейном склепе, рядом с его отцом (Шофтим 16:31; Берешит раба 98:14).
В течение еще двадцати лет после его гибели его имя наводило ужас на филистимлян так же, как и при его жизни (ИТ, Сота 1:8; Ялкут Шимони, Шофтим 71).
В мидраше рассказывается, что праотец Яаков (см.) увидел в пророческом откровении, посетившем его в канун смерти, что конечное избавление придет к его потомкам в поколении судьи Шимшона, а возможно, он-то и станет Царем-Машиахом. А когда Яаков различил своим пророческим зрением, как Шимшон погиб, не принеся избавления, он все же с надеждой произнес (Берешит 49:18): «На спасение Твое полагаюсь, Б-г!» (Берешит раба 98:14, Эц Йосеф).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.