Из цикла «Знание веры», темы: Свобода выбора, Рав Эуд Авицедек
«И будет Господь царем всей земли, в тот день будет Господь один и имя Его одно» (Зхарья 14). «Так как имя Всевышнего — Эхад (один), как написано: “и имя Его одно (эхад)”, и царство его одно, и единство и царство суть одно» (Маараль, второе предисловие к книге «Гвурот»).
И в этом идея царства: объединение всех принципов управления, которые суть: «все разнообразие реальностей и сил» для одной цели: раскрытие славы царства Бога. И это есть раскрытие единства Бога. «Ибо когда мы говорим: единство, ты уже понимаешь, что мы хотим сказать: отрицание всех, кроме Него. И выходит, что это общее место всех уровней Его совершенства, которым нет числа, ибо нет того, кто противостоял бы Ему, и все это относится к единству, как мы говорили» (Рамхаль, Даат твунот 40). Результатом собрания всех путей управления и все происходящего в мире является: постижение единства Бога, что нет, кроме Него, и нет противостоящего Ему, и что власть принадлежит одному Ему. И в этом идея царства, которое есть собрание всех разнообразных реальностей и сил для цели раскрытия славы Его царства, показать, что Он есть царь творения.
«Ибо “единственным в народе” называется царь» (Маараль, там). В этом суть царя: собрание воедино всех индивидуумов в народе, их руководство к одной цели. В этом смысл стиха: «И был в Йешуруне царь, когда собрались главы народа, вместе колена Израилевы». «Когда собрались вместе в одной связке, и между ними мир, тогда Он царь над ними, а не когда меж ними распри» (Раши, там). «И как сказано: И Он в единстве, кто отнимет Его? То есть, когда Израиль пребывает в единстве, Шхина обитает в Израиле» (Виленский Гаон, Мишлей 6:19).
Конец всего этого процесса — разделения вод и создания сокрытия в творении — раскрытие царства и единства Творца. То величайшее раскрытие, что царство Его властвует над всем, и нет никого, кроме Него, вообще. И таким образом мудрецы наши открывают нам эту основу, определяя нам суть того дня, когда двойственность была создана в мире: «Разделил творения Свои и воцарился над ними» (Рош а-шана 31). Целью разделения вод было создать сокрытие, дающее возможность существовать свободе выбора, необходимой для реализации царства.
Человеку, который выбирает, надлежит выполнить работу приведению этого замысла к его цели: раскрытию царства Всевышнего в нижних мирах, таким образом, соединяя вновь тот разрыв, который был сделан между высшими и нижними созданиями, и тогда раскроется единство Творца.
Поэтому день сотворения человека, тот день, в который эта работа должна была быть завершена, и есть тот самый день, в который произойдет раскрытие царства Всевышнего: «»В шестой день говорили: Господь воцарился, облачился в славу» (Теилим 93), ибо завершил работу Свою и воцарился над ними»» (Рош а-шана 31а).
Все это может сделать человек силой своего свободного выбора, которая дана ему.
Однако, следует знать:
В свете того, что мы объяснили, что целью свободы выбора является раскрытие царства Бога, и это предстоящее в будущем раскрытие единства Творца, мы можем понять, что свобода, данная нам, является ограниченной, до того конца времен, когда будет Господь один и имя Его одно. И уже пояснил Рамбам: «И уже обещала Тора, что в конце своего изгнания совершит Израиль покаяние и немедленно будет избавлен» (Законы покаяния, 7:5).
На первый взгляд, это сложно понять, ведь дана свобода выбора, как же можно уповать на такое обетование?
Но в свете того, что мы сказали, ясно, что свобода выбора не является целью сама по себе (дать человеку благо не в форме «постыдного хлеба»), но что у нее есть еще цель, что она есть глубокий замысел творения: раскрытие единства Бога. Это создает ограничения свободе выбора не только во времени, как мы сказали, но и в самой ее силе. Не дана человеку власть разрушить творение, воспрепятствовать его приходу к совершенному исправлению. Святой, благословен Он, силой Своего единовластия, охраняет творение в обход человеческих дел, приводя его к совершенному исправлению. Мы говорили об этом пространно в разговоре о предыдущей основе.
Мы удостоились узнать в этой главе, что свобода выбора коренится в начале творения, в форме мироздания, и служит к его достижению своей цели.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.