Темы: Еврейская история, Диаспора, Англия, Батшева Эскин
Ни в одной стране мира короли и принцы не вызывают у населения столько эмоций, сколько у британцев. Даже в начале XXI века не менее двух третей англичан по-прежнему не мыслят Англии без монарха. Поэтому смерть Елизаветы II была воспринята в королевстве как смерть живого символа «старой доброй Англии».
В мире, который меняется с небывалой скоростью, королева в ее неизменном шерстяном костюме и шляпке на протяжении целой эпохи продолжала оставаться воплощением стабильности, которая необходима каждому человеку. Традиционность, достоинство, справедливость, внутренняя сила, чистота речи, умеренность, вкус — это то, чем была дорога королевская особа большинству англичан.
Что же касается евреев, то мы не можем назвать тысячелетнее существование английской монархии эпохой нашего благоденствия. Во времена крестовых походов в Англии было убито и замучено множество евреев, уничтожены целые общины. В 1290-м году англичане изгнали всех иудеев из своей страны на целых четыре века. Самый знаменитый английский поэт Уильям Шекспир так живо изобразил еврея — ростовщика Шейлока, — что этот ужасный образ по сей день живет в сознании миллионов людей во всем мире, порождая и множа ненависть к нашей нации.
В период Просвещения в Англии евреев подвергали насильственному крещению. В годы Катастрофы Британия предприняла все усилия, чтобы не допустить евреев, пытающихся спастись от нацизма, ни в одну из стран своей обширной империи. Так для европейских евреев оказались закрыты не только Англия, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Индия, но главное — Святая Земля. И всё это вершилось с ведома королей и королев.
Сказали наши мудрецы: «Земное царство подобно царству Небесному» (Брахот, 58а). Каждый земной властитель имеет свой духовный идеальный прообраз. Если он следует этому идеалу, его правление будет справедливым и успешным. Возможно ли ожидать от секулярных современных правителей, чтобы они стремились к духовным идеалам? Станет ли новый король — Карл III — для англичан таким же символом, каким была королева Елизавета II?
Это покажет время. Но некоторые факты, которые известны о Карле III, внушают оптимизм многочисленной еврейской общине Великобритании.
Почему с начала XVIII века среди немецких дворян установилась традиция делать мальчикам обрезание — историки умалчивают. Но факт: родившийся в Германии принц Георг I стал первым обрезанным королем Великобритании, и после него так и идет c начала XVIII: квалифицированные моэли, евреи, делают обрезание британским монархам. Обрезание новому королю Карлу III в свое время сделал р. Яаков Сноуман, который также был отличным врачом.
Принц Чарльз никогда не высказывался вслух о том, насколько обрезание сказалось на становлении его личности. Тем не менее, биографы и журналисты всегда отмечали явное неравнодушие принца ко всему еврейскому.
Например, будущий король не только спонсировал строительство здания еврейского общинного центра в Кракове, но даже участвовал в установке мезузы на его косяке в 2008-м году.
Елизавета II ни разу за свою долгую жизнь не посещала Израиль, при том что за 70 лет правления побывала с официальными визитами в 129 разных странах. Причина этого бойкотирования — негласный запрет Британского МИДа на официальные королевские визиты в Израиль — чтобы не портить отношения с арабским миром.
А вот принц Чарльз был даже на похоронах Шимона Переса в 2016 году. Бабушка Чарльза, принцесса Алиса, спасала евреев во время Катастрофы, признана Праведницей народов мира и похоронена в Иерусалиме, так что принц Чарльз посетил не только могилу бывшего израильского президента, но и своей бабушки.
Принцесса Алиса не зря завещала быть похороненной в Иерусалиме. Она была убежденной христианской сионисткой и верила, что возвращение евреев на Святую Землю и возрождение еврейского государства — это исполнение пророчеств Библии. Вс-вышний пообещал Аврааму, что Он благословит тех, кто благословляет евреев, и проклянёт тех, кто проклинает их. Поэтому задача христиан — во всем поддерживать Израиль.
Второй официальный визит принца Чарльза в Израиль состоялся в 2020 году, когда он приехал на Всемирный форум памяти Холокоста в Иерусалиме, посвященный 75-й годовщине освобождения Освенцима. Причем он не просто присутствовал на форуме, а подолгу беседовал с выжившими в Катастрофе, слушая их истории с неподдельным вниманием и сочувствием.
Да, у короля Карла III есть персонифицированная синяя бархатная ермолка с вышитым гербом принца Уэльского. Впервые принц увенчал свою голову этим еврейским головным убором в 2013-м году, на церемонии назначения рабби Эфраима Мервиса главным раввином Великобритании. До Чарльза ни один член королевской семьи не присутствовал на подобном событии.
Выступая по поводу кончины в 2020 году рабби Джонатана Сакса, бывшего главного раввина Британии, благословенной памяти, принц Чарльз сказал: «Вся страна потеряла надежного проводника и вдохновенного учителя. Лично я потерял настоящего верного друга. Я буду скучать по нему больше, чем могут выразить слова… » Интересно, что принцу Чарльзу было важно упомянуть в речи, что оба они — еврейский раввин и британский принц — родились в 1948 году, и подчеркнуть, что это — год основания государства Израиль.
Каждую неделю евреи по всей Британии в синагогах молятся о благополучии монарха и его (ее) близких родственников. Многим правителям разных стран этот факт известен, но мало кто считает необходимым выразить свое отношение к этим молитвам.
Принц Чарльз делал это не раз. Например, в 2019 году на королевской ханукальной вечеринке в Букингемском дворце он официально поблагодарил еврейскую общину Великобритании и сказал, что он «глубоко тронут» тем фактом, что британские синагоги на протяжении веков вспоминали его семью в еженедельных молитвах.
В Европе становится год от года всё меньше евреев. Одни ассимилируются, другие уезжают, иные умирают. Пустеют синагоги, еврейские кварталы наводняются почти одними туристами. В Англии же количество евреев растет, и сейчас исчисляется сотнями тысяч человек.
Поэтому невозможно отнестись с безразличием к тому, каковы будут британские правители, как они будут относиться к евреям и что намерены делать для борьбы с растущим в Англии антисемитизмом. Но личность британского короля важна не только для тех евреев, которые являются его подданными. Наш век — это век стремительно распространяющейся информации. Сейчас уже просто не существует событий «местного значения», которые имеют отношение только к одной стране.
Королева скончалась — в Англии новый король. Важно понять, что в этом факте существенно для всех евреев и для всего мира. Имеет ли значение, кто сейчас в Англии будет поддерживать благотворительные организации, устраивать приёмы, вручать верительные грамоты послам? На первый взгляд кажется, что в этом и заключается роль королей и королев.
В современном мире большинство правителей — это премьер-министры и президенты, люди, избранные народом или поставленные на должность, а вовсе не помазанные на царство, подобно царю Шаулю и последующим наместникам Б-га на земле. Настоящие почести, безмерное уважение, трепет и любовь народа — это прерогатива монархов. Только коронованные главы государств в сознании народа олицетворяют историю, традиции и самосознание нации, воспринимаются как источник справедливости.
Наши мудрецы учат, что, обращаясь к Вс-вышнему в молитве, мы должны ощущать, что стоим перед Царем Царей, а не перед «министром министров». В нашем мире только монархия может дать нам хотя бы отдаленное представление о том, какие чувства и эмоции мы должны испытывать, когда молимся.
Согласно социологическим опросам последних лет в Великобритании, личный рейтинг королевы заметно превышал уровень одобрения института монархии в целом. Отношение к новому королю Карлу III невозможно сравнить с той любовью, почетом, преданностью и трепетом, которые вызывала его мать, Елизавета II.
По сей день британская монархия оставалась последним государственным институтом в мире, который изо всех сил пытался быть подобием настоящей королевской власти — хотя бы в части уважения и сохранения традиций. Со смертью королевы исчезнет и он.
Неплохое отношение Карла III к евреям обещает еврейской общине Британии относительное спокойствие, но не делает из принца Чарльза настоящего короля. Истинная королевская власть может существовать только если она основана на библейских принципах, стараясь уподобить свое земное царство Царству Небесному.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.