Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из рассказов рава Шломо Карлебаха

Шалом вам, народ Израиля! Знаете ли вы, кто такой настоящий еврей? Настоящий еврей — это тот, который всегда думает о народе Израиля, днём и ночью, каждый миг, каждую минуту и каждый час. Я думаю о вас — и я хочу рассказать эту историю для вас, для ваших детей, для всего народа Израиля.

Кто не знает Ребе из Апты, который сам называл себя «Охев Исраэль», («Любящий евреев»)? Это был великий человек! Однажды услышал Ребе из Апты про одного удивительного еврея, владельца корчмы: все благословения, которые он давал, все брахот — тут же воплощались в жизнь. «Непростой он человек, наверное, — подумал Ребе, — скрытый праведник или что-то в этом роде…»

Вы, конечно, знаете, друзья, кто такой настоящий праведник. Это не тот, кто радуется, что сам он служит Вс-вышнему. Настоящий праведник испытывает радость тогда, когда слышит, что есть еще еврей, который служит Вс-вышнему! Поэтому сердце святого Ребе из Апты наполнилось радостью, когда ему рассказали про того еврея-корчмаря, чьи благословения немедленно сбывались. Он подумал: «Значит, живет в Польше еще один праведник, которого я не знаю!»

Ребе из Апты решил поехать в деревню, где жил этот еврей — назовём его реб Янкеле, — познакомиться с ним, понять, кто он такой. Ребе оделся попроще, чтобы выглядеть как обычный купец, и приехал в корчму реба Янкеля.

— У меня дела в этой местности, я поживу здесь несколько дней, — сказал ребе из Апты ребу Янкелю.

Реб Янкель дал ему хорошую комнату, и Ребе стал за корчмарем наблюдать. Смотрит Ребе — и видит: реб Янкеле не умеет молиться! Какое слово молитвы не скажет — всё с ошибкой! Странно… Ладно, может быть, он всю ночь бодрствует, читает Псалмы? Нет, спит всю ночь да похрапывает. Биркат амазон? Очень слабо: всю благодарственную молитву он не знает, пробормочет после трапезы несколько слов — вот и всё. Но зато когда приходит время еды — гевалт! — тут он силён, ест с большим аппетитом.

И еще одну вещь заметил Ребе: реб Янкеле обслуживает своих постояльцев с удивительным рвением! Предлагает им вино, пиво, внимательно выслушивает все требования и старается всем угодить. С таким усердием выполняет свою работу, с каким наши Гаоны изучают труды Рамбама! Ни грубого слова от него не услышал Ребе из Апты, ни раздражения не увидел ни разу на его лице. Ничего не понял Ребе: неужели этот скрытый праведник так удачно скрывает свою праведность? Какая-то здесь была загадка. Ведь к этому самому простому на вид человеку каждый день и каждую ночь без перерыва шли люди — евреи и не евреи, — чтобы попросить у него благословения!

Это видел Ребе своими глазами: подносит, скажем, реб Янкеле своему постояльцу вино, а тут заходит какой-то еврей и с порога кричит:

— Реб Янкеле, у меня нет детей…

Реб Янкеле отвечает ему:

— Будут у тебя дети.

Другой заходит:

— Реб Янкеле, мне нечем заплатить за квартиру…

Реб Янкеле говорит:

— Будут деньги.

И так всё время! И всё сбывается!

Через несколько дней Ребе из Апты понимает, что выхода у него нет, надо у Янкеле напрямую спросить, в чём тут дело. И здесь начинается рассказ.

— Скажи мне, реб Янкеле, скажи мне правду. Послушай, я Рав из Апты и я велю тебе рассказать мне, почему немедленно сбываются благословения, которые ты даёшь людям!

— Знайте, святой рабби, никогда я не рассказывал этого ни одному человеку, ни одному Б-жьему творению. Это тайна между мной и Святым, Благословен Он. Но ведь вы, рабби, большой праведник, и вы велите мне — значит, я должен вам рассказать.

Несколько лет назад я был не просто беден, я был совершенно нищ. Хотя и была у меня эта корчма, но никто не хотел здесь останавливаться — такое здесь всё старое, полуразрушенное, да и еды я не мог подать хорошей, самому было нечего есть. Однажды сказала мне жена: «Ты должен найти себе напарника. Он бы вложил со своей стороны немного денег в корчму, ты бы ее отремонтировал, и начали бы здесь останавливаться нормальные люди. А сейчас — кто приходит к нам? Одни пьяницы, у которых гроша нет за душой!»

Пошел я в город, искать напарника. Иду я по лесу. Святой рабби, это был длинный лес. Иду, а вокруг — много деревьев, много цветов, много облаков. Как говорит рабби Нахман: если ты ищешь Б-га, иди в лес, там найдешь Его, среди трав и деревьев. Иду я, иду, думаю: где же найду я напарника? И вдруг я понял: разве нужен мне напарник из плоти и крови? Человек, который сегодня жив, а завтра — кто его знает? Сегодня у него есть деньги, а завтра он — банкрот? Мне нужен настоящий напарник!

Я начал молиться:

— Владыка Мира, я — Яков, я умоляю Тебя! Я знаю, что ничего мне не полагается, и нету у меня никаких заслуг… Но я прошу Тебя — будь моим напарником! Я обещаю Тебе: я буду работать целый день, полдня для себя, а полдня — для Тебя. Половину — для себя, а половину — для бедняков.

Знайте, святой рабби, я много ем и много сплю, чтобы у меня было много сил. И я работаю для своего Напарника.

Гевалт! Кто может уподобить себя напарнику Святого, Благословен Он? — добавлял ребе из Апты, когда рассказывал про реба Янкеля.

Друзья мои, эта история проникает глубоко в сердце каждого из нас. Я благословляю себя, и вас, и весь еврейский народ — дай Б-г, чтобы мы поняли, что не нужен нам никакой напарник, никакой партнер, никакой союзник. Только Тот, по Чьему слову был сотворен мир, — благословен Он и благословенно Его Имя!


Публикуем материал о качестве Богобоязненности из «Книги о человеческих достоинствах — Орхот Цадиким» («Пути праведников»), книги, которая стала в еврейском мире признанным руководством по самосовершенствованию. Читать дальше

Пути праведников. Страх перед Всевышним

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”

Пути праведников. Стыд

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».

Улыбайтесь, вас снимает скрытая камера!

Переводчик Виктория Ходосевич

Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.

Трепет месяца Элуль 1

Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»

Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.