Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из рассказов рава Шломо Карлебаха

В учении Ребе из Коцка самое главное не то, сколько вы делаете — много или мало. Может быть, вы за всю свою жизнь выполнили только одну-единственную заповедь. Но главный вопрос: от всего ли сердца вы исполнили ее? Когда вы делаете что-то хорошее — это прекрасно! Но откуда это идет: из глубин вашего сердца, со всей искренностью, или только по привычке?

Вот история, которую я услышал от одного старого еврея в Бней-Браке, чей дед был хасидом Ребе из Соколова, правнука ребе из Коцка.

Однажды ребе из Соколова собрал своих хасидов и объявил: «Сегодня йорцайт, день памяти, водоноса Мойшеле. Шэавтем маим бе-сасон ми-мааяней hа-йешуа, “С радостью будете вы черпать воду из источников спасения”. Чистая вода, вода святости, вода жизни». А потом он рассказал своим хасидам:

Когда мне было 14 лет, я женился на дочери Ребе из Соколова. Прошло много лет, мне пришлось стать его преемником, и я стал Ребе из Соколова. А тогда я просто был хасидом Коцка, и когда я заходил в синагогу, то всегда искал хотя бы одного еврея, одного настоящего еврея. Ой-вей! Я проходил мимо первого ряда скамеек в синагоге, где сидят все богачи и талмидей-хахамим, мудрые ученики Торы: каждый — особенный, каждый — прекрасен, но… настоящий ли? Нельзя этого сказать ни о ком из них.

Я проходил мимо скамей, где сидят бедняки: да, они бедные, они милые, они святые, я уверен в этом, но настоящие ли? Нельзя этого сказать ни о ком из них. Я был сломлен: я должен был жить в городе, где нет ни одного настоящего, искреннего еврея. Я уже собирался выйти из синагоги, как вдруг увидел за печкой одного еврея, читающего Псалмы.

Он читал Псалмы, и был такой искренний, такой настоящий. Я видел Шхину, Б-жественное присутствие, на его лице. Я видел на его лице Славу Вс-вышнего! Я подошел к нему и спросил:

— Мой дорогой еврей, майн тайе ид, кто ты, как твое имя?

Он ответил:

— Я Мойшеле. Водонос Мойшеле.

Я хотел поговорить с ним, но он не верил, что я на самом деле хочу с ним разговаривать, и отошёл. Сотни раз я пытался разговорить его, но он был резок, не поддерживал беседу и удалялся. Я так хотел узнать, кто он такой. Это был единственный настоящий еврей в городе: он действительно верил в то, что делал, и был искренен.

Прошло много лет. Однажды я прогуливался по окраине города и увидел полуразрушенный дом с разбитыми окнами. Смотрю, а там, внутри — тот самый водонос Мойшеле. Похоже, что у него сегодня вечеринка: он позвал всех портных, всех сапожников, всех водоносов. Мойшеле стоит посреди комнаты со стаканом вина в руке, а они танцуют вокруг. Я вижу на его лице Славу Вс-вышнего, я вижу над ним Шхину.

Я тихонько постучал в дверь. Мойшеле открыл дверь и со смущением проговорил:

— Святой Ребе, Вы пришли ко мне? Какая честь!

Я сказал:

— Мойшеле, поверь мне, это честь для меня, я много лет жду этого дня. Но скажи, что ты празднуешь сегодня?

Видимо, и приглашенные тоже не знали, что Мойшеле празднует: все собрались вокруг, чтобы услышать это. А Мойшеле начал рассказывать историю:

— Ребе, я не знаю своих отца и мать, я вырос на улице. Научили меня только, как читать Псалмы, да еще молиться немного. Я водонос. Когда я женился, моя жена была самой красивой женщиной на свете! Сейчас она уже не такая, как прежде. У нас семеро детей. Они всю ночь не спят и плачут от голода и холода. Мне стыдно приходить домой — мне нечего дать моим детям. Я не могу больше выносить печали моей жены. Она плачет каждую ночь, она так несчастна.

Ребе, не смейтесь надо мной, но каждую ночь, в три часа ночи, я бегу в синагогу, открываю Ковчег Святыни, стою перед ним и взываю: «Владыка Мира! Я водонос Мойше… Пожалуйста, дай мне тысячу рублей, хотя бы раз в жизни, умоляю Тебя! Владыка Мира, мои дети голодают, моя жена так несчастна. Владыка Мира, только один раз…» И скажу Вам правду: я бегал в синагогу умолять Б-га уже много лет, и уже сам не верил в то, что в этом есть какой-то смысл. Я делал это по привычке.

Вчера утром, в три часа, я снова пошел открывать Ковчег Святыни — и что я вижу? У самой двери в синагогу лежат деньги: тысяча рублей. Тысяча рублей для меня — прямо с Небес! Невероятно! Я открыл Ковчег и сказал: «Владыка Мира, прости меня за моё неверие! Это правда, это правда, Ты ответил на мою молитву — благодарю Тебя!» Я танцевал один в синагоге, как в праздник Симхат Тора, и я решил тогда: «Б-же, пусть это останется нашей с Тобой тайной — на три дня. Я никому пока не буду говорить о своей находке».

Вы знаете, как тяжело носить ведра с водой? Но вчера вода была так легка, что я пританцовывал, переходя со своими ведрами из дома в дом. Ребе, я никому не рассказывал о том, что произошло со мной. Вчера я останавливал каждого на улице и благословлял его. Поздно вечером я пришел в синагогу на молитву Маарив, а там — переполох. Ханале, вдова водоноса Авреймеле, стоит и плачет у дверей.

Ребе, вы помните, месяц назад её муж скончался, и община собрала для его семьи деньги — тысячу рублей. И вот она стоит у дверей синагоги и плачет: «Я не могу найти ту тысячу рублей…» Как я рассердился на Б-га! Я сказал: «Владыка Мира, я не понимаю Тебя! Если Ты хочешь дать мне тысячу рублей — Ты её отнимаешь у Ханале?! Но, Б-же, я покажу Тебе! Я не отдам эти деньги! Дай Ханале другую тысячу рублей — или Ты больше никогда не увидишь меня в синагоге! Я не хочу молиться жестокому Б-гу! Не хочу иметь с Тобой дела!»

Я вышел из синагоги, чтобы уже никогда туда не возвращаться. Но внутри, в глубине сердца, я так рыдал, я не знал, куда себя деть. Я пришел домой, лег на кровать и накрыл лицо подушкой. Я не хотел, чтобы жена видела, как я плачу. Ребе, я хотел умереть.

После полуночи я вдруг услышал, как плачет моя собственная душа, моя нешама: «Мойшеле, водонос Мойшеле, что случилось с тобой? Ты всегда молишься. А сейчас, когда ты нуждаешься в Б-ге больше всего на свете, почему ты не молишься?» Ребе, я стал молиться. Я молился так горячо, как никогда не молился: «Владыка Мира, дай мне раз в жизни услышать Твой голос! Скажи мне, что делать с этими деньгами!» Я клянусь Вам, Ребе, я услышал голос Б-га. Ясный, как колокол. Б-г сказал: «Быстро, Мойшеле, верни деньги! Это деньги Ханале. Они не твои».

Знаете, Ребе, когда я услышал голос Б-га, моё сердце наполнилось радостью. Всё снова стало хорошо, всё моё горе растворилось без следа. Я за секунду оделся, прибежал, задыхаясь от радости, к дому Ханале, постучал в окно и закричал: «Ханале, я нашел твои деньги!» Ребе, я скажу вам кое-что… Если бы Б-г дал мне все миллионы мира, это не шло бы ни в какое сравнение с тем, что я почувствовал, когда я положил ту тысячу рублей в руки Ханале, а она посмотрела мне в глаза и сказала: «Мойшеле, спасибо тебе… Спасибо от имени моих одиннадцати детей». Ребе, это было так прекрасно. Б-г так прекрасен. Жизнь так прекрасна. Это я праздную сегодня и благодарю Б-га за то, что удостоился услышать Его голос. Что Он дал мне сил вернуть деньги.

Ребе из Соколова заканчивал эту историю так:

— Вы когда-то слышали голос Б-га? Я пока не удостоился этого, но был один еврей, который слышал. Это Мойшеле, водонос. Вы видели когда-то настоящего еврея? Я видел одного еврея. Одного настоящего еврея. Это Мойшеле, водонос.

Шэавтем маим бе-сасон — «С радостью будете вы черпать воду из источников спасения». Дети мои, сыновья и дочери еврейского народа, будьте настоящими. Молитесь всей своей душой, всем сердцем. Я благословляю своих детей и всех вас — чтобы вы всегда удостаивались получать ответы на ваши молитвы!


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше