В учении Ребе из Коцка самое главное не то, сколько вы делаете — много или мало. Может быть, вы за всю свою жизнь выполнили только одну-единственную заповедь. Но главный вопрос: от всего ли сердца вы исполнили ее? Когда вы делаете что-то хорошее — это прекрасно! Но откуда это идет: из глубин вашего сердца, со всей искренностью, или только по привычке?
Вот история, которую я услышал от одного старого еврея в Бней-Браке, чей дед был хасидом Ребе из Соколова, правнука ребе из Коцка.
Однажды ребе из Соколова собрал своих хасидов и объявил: «Сегодня йорцайт, день памяти, водоноса Мойшеле. Шэавтем маим бе-сасон ми-мааяней hа-йешуа, “С радостью будете вы черпать воду из источников спасения”. Чистая вода, вода святости, вода жизни». А потом он рассказал своим хасидам:
Когда мне было 14 лет, я женился на дочери Ребе из Соколова. Прошло много лет, мне пришлось стать его преемником, и я стал Ребе из Соколова. А тогда я просто был хасидом Коцка, и когда я заходил в синагогу, то всегда искал хотя бы одного еврея, одного настоящего еврея. Ой-вей! Я проходил мимо первого ряда скамеек в синагоге, где сидят все богачи и талмидей-хахамим, мудрые ученики Торы: каждый — особенный, каждый — прекрасен, но… настоящий ли? Нельзя этого сказать ни о ком из них.
Я проходил мимо скамей, где сидят бедняки: да, они бедные, они милые, они святые, я уверен в этом, но настоящие ли? Нельзя этого сказать ни о ком из них. Я был сломлен: я должен был жить в городе, где нет ни одного настоящего, искреннего еврея. Я уже собирался выйти из синагоги, как вдруг увидел за печкой одного еврея, читающего Псалмы.
Он читал Псалмы, и был такой искренний, такой настоящий. Я видел Шхину, Б-жественное присутствие, на его лице. Я видел на его лице Славу Вс-вышнего! Я подошел к нему и спросил:
— Мой дорогой еврей, майн тайе ид, кто ты, как твое имя?
Он ответил:
— Я Мойшеле. Водонос Мойшеле.
Я хотел поговорить с ним, но он не верил, что я на самом деле хочу с ним разговаривать, и отошёл. Сотни раз я пытался разговорить его, но он был резок, не поддерживал беседу и удалялся. Я так хотел узнать, кто он такой. Это был единственный настоящий еврей в городе: он действительно верил в то, что делал, и был искренен.
Прошло много лет. Однажды я прогуливался по окраине города и увидел полуразрушенный дом с разбитыми окнами. Смотрю, а там, внутри — тот самый водонос Мойшеле. Похоже, что у него сегодня вечеринка: он позвал всех портных, всех сапожников, всех водоносов. Мойшеле стоит посреди комнаты со стаканом вина в руке, а они танцуют вокруг. Я вижу на его лице Славу Вс-вышнего, я вижу над ним Шхину.
Я тихонько постучал в дверь. Мойшеле открыл дверь и со смущением проговорил:
— Святой Ребе, Вы пришли ко мне? Какая честь!
Я сказал:
— Мойшеле, поверь мне, это честь для меня, я много лет жду этого дня. Но скажи, что ты празднуешь сегодня?
Видимо, и приглашенные тоже не знали, что Мойшеле празднует: все собрались вокруг, чтобы услышать это. А Мойшеле начал рассказывать историю:
— Ребе, я не знаю своих отца и мать, я вырос на улице. Научили меня только, как читать Псалмы, да еще молиться немного. Я водонос. Когда я женился, моя жена была самой красивой женщиной на свете! Сейчас она уже не такая, как прежде. У нас семеро детей. Они всю ночь не спят и плачут от голода и холода. Мне стыдно приходить домой — мне нечего дать моим детям. Я не могу больше выносить печали моей жены. Она плачет каждую ночь, она так несчастна.
Ребе, не смейтесь надо мной, но каждую ночь, в три часа ночи, я бегу в синагогу, открываю Ковчег Святыни, стою перед ним и взываю: «Владыка Мира! Я водонос Мойше… Пожалуйста, дай мне тысячу рублей, хотя бы раз в жизни, умоляю Тебя! Владыка Мира, мои дети голодают, моя жена так несчастна. Владыка Мира, только один раз…» И скажу Вам правду: я бегал в синагогу умолять Б-га уже много лет, и уже сам не верил в то, что в этом есть какой-то смысл. Я делал это по привычке.
Вчера утром, в три часа, я снова пошел открывать Ковчег Святыни — и что я вижу? У самой двери в синагогу лежат деньги: тысяча рублей. Тысяча рублей для меня — прямо с Небес! Невероятно! Я открыл Ковчег и сказал: «Владыка Мира, прости меня за моё неверие! Это правда, это правда, Ты ответил на мою молитву — благодарю Тебя!» Я танцевал один в синагоге, как в праздник Симхат Тора, и я решил тогда: «Б-же, пусть это останется нашей с Тобой тайной — на три дня. Я никому пока не буду говорить о своей находке».
Вы знаете, как тяжело носить ведра с водой? Но вчера вода была так легка, что я пританцовывал, переходя со своими ведрами из дома в дом. Ребе, я никому не рассказывал о том, что произошло со мной. Вчера я останавливал каждого на улице и благословлял его. Поздно вечером я пришел в синагогу на молитву Маарив, а там — переполох. Ханале, вдова водоноса Авреймеле, стоит и плачет у дверей.
Ребе, вы помните, месяц назад её муж скончался, и община собрала для его семьи деньги — тысячу рублей. И вот она стоит у дверей синагоги и плачет: «Я не могу найти ту тысячу рублей…» Как я рассердился на Б-га! Я сказал: «Владыка Мира, я не понимаю Тебя! Если Ты хочешь дать мне тысячу рублей — Ты её отнимаешь у Ханале?! Но, Б-же, я покажу Тебе! Я не отдам эти деньги! Дай Ханале другую тысячу рублей — или Ты больше никогда не увидишь меня в синагоге! Я не хочу молиться жестокому Б-гу! Не хочу иметь с Тобой дела!»
Я вышел из синагоги, чтобы уже никогда туда не возвращаться. Но внутри, в глубине сердца, я так рыдал, я не знал, куда себя деть. Я пришел домой, лег на кровать и накрыл лицо подушкой. Я не хотел, чтобы жена видела, как я плачу. Ребе, я хотел умереть.
После полуночи я вдруг услышал, как плачет моя собственная душа, моя нешама: «Мойшеле, водонос Мойшеле, что случилось с тобой? Ты всегда молишься. А сейчас, когда ты нуждаешься в Б-ге больше всего на свете, почему ты не молишься?» Ребе, я стал молиться. Я молился так горячо, как никогда не молился: «Владыка Мира, дай мне раз в жизни услышать Твой голос! Скажи мне, что делать с этими деньгами!» Я клянусь Вам, Ребе, я услышал голос Б-га. Ясный, как колокол. Б-г сказал: «Быстро, Мойшеле, верни деньги! Это деньги Ханале. Они не твои».
Знаете, Ребе, когда я услышал голос Б-га, моё сердце наполнилось радостью. Всё снова стало хорошо, всё моё горе растворилось без следа. Я за секунду оделся, прибежал, задыхаясь от радости, к дому Ханале, постучал в окно и закричал: «Ханале, я нашел твои деньги!» Ребе, я скажу вам кое-что… Если бы Б-г дал мне все миллионы мира, это не шло бы ни в какое сравнение с тем, что я почувствовал, когда я положил ту тысячу рублей в руки Ханале, а она посмотрела мне в глаза и сказала: «Мойшеле, спасибо тебе… Спасибо от имени моих одиннадцати детей». Ребе, это было так прекрасно. Б-г так прекрасен. Жизнь так прекрасна. Это я праздную сегодня и благодарю Б-га за то, что удостоился услышать Его голос. Что Он дал мне сил вернуть деньги.
Ребе из Соколова заканчивал эту историю так:
— Вы когда-то слышали голос Б-га? Я пока не удостоился этого, но был один еврей, который слышал. Это Мойшеле, водонос. Вы видели когда-то настоящего еврея? Я видел одного еврея. Одного настоящего еврея. Это Мойшеле, водонос.
Шэавтем маим бе-сасон — «С радостью будете вы черпать воду из источников спасения». Дети мои, сыновья и дочери еврейского народа, будьте настоящими. Молитесь всей своей душой, всем сердцем. Я благословляю своих детей и всех вас — чтобы вы всегда удостаивались получать ответы на ваши молитвы!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?