Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Дети, Праведники, Рассказы
Есть у меня для вас одна очень глубокая история. Она — для всего еврейского народа, но особенно — для родителей.
Вы знаете, друзья, все цадики, праведники, прежде чем они принимали на себя роль духовных руководителей, — это не как сейчас, когда достаточно пойти в ешиву и получить там документ, что ты можешь быть раввином, — смиху. В те времена получать смиху нужно было от одного из великих праведников поколения.
Рав Шлоймеле из Радомска был одним из величайших праведников. Когда наступило его время стать Ребе, и хасиды стали на него давить, он сказал им: «Я должен получить разрешение, смиху, от старейшего из праведников поколения — от рава Хацкеле из Кузмира».
Рав Хацкеле из Кузмира был последним из живых учеников Люблинского провидца. Все знали, что рав Хацкеле Кузмир — святой человек, каких мало на свете. Подумал рав Шлоймеле: «Как я поеду к этому особенному человеку с таким делом? Непросто это…» Подумал-подумал, позвал одного из своих самых больших хасидов и сказал ему:
— Сделай мне одолжение, поезжай в Кузмир, проведи там шабат и скажи мне — стоит ли мне ехать туда, смогу ли я получить смиху от святого раби из Кузмира. Только одно помни: не говори никому, что ты из Радомска, и ничего не рассказывай обо мне. Делай все в тайне.
Этот еврей приезжает в Кузмир, а вы знаете, так было принято: если кто-то хотел провести весь шабат или субботнюю трапезу у Ребе, то перед шабатом он должен был подойти к Ребе, сказать ему «шабат шалом» — и так Ребе понимал, что ты хочешь остаться у него. Наш хасид в числе десятков других хасидов подошел к Ребе, сказал ему «шабат шалом» и хотел было поскорее отойти, но Ребе из Кузмира, обладавший духом святости, руах а-кодеш, не выпускает его руку из своей и спрашивает:
— Откуда ты?
— Из Радомска.
— А, очень хорошо. У вас есть ребе?
— Нет, ребе у нас нет, есть рав.
— Рав? Сколько он получает жалования в неделю?
— Шесть рублей.
Ребе посмеивается:
— Шесть рублей? Тяжело прожить на шесть рублей. Сколько у него детей?
— Шесть мальчиков, две девочки.
— И ты говоришь мне, что он рав и живет на шесть рублей? Ты уверен, что он не ребе и не получает немного денег от квитлах (записочек с именами людей, за которых надо молиться)?
Кузмир уже смеется от всего сердца, а наш еврей начинает побаиваться его святости и отвечает в смущении:
— Нет-нет, он только рав.
Вы, конечно, знаете, друзья, что в те времена часто писали для трех-четырехлетних детей тнаим (условия будущего брачного договора). И ребе из Кузмира спрашивает, написал ли рав уже тнаим для кого-то из своих детей. Еврей отвечает:
— Да, он написал тнаим для своей дочки Фейгале, она, с Б-жьей помощью, станет женой сына одного из цадиков, когда подрастет.
— И сколько же денег рав Радомска обещает дать на свадьбу своей дочери? — спрашивает ребе из Кузмира.
Еврей, обмирая от страха, говорит:
— Реб Шлойме обещал дать 6000 рублей.
— Что?! 6000 рублей? А получает он 6 рублей в неделю, и при этом должен кормить шестерых мальчиков и двух девочек? Ты уверен, что он не ребе?
Ребе из Кузмира всё смеется, а наш еврей в страхе отвечает:
— Да, да…
Вот наступила суббота, и после вечерней молитвы все вновь подходят к Ребе — пожелать ему доброй субботы. Подходит и наш еврей:
— Шабат шалом, ребе!
Ребе из Кузмира снова задерживает его руку в своей, смотрит ему в глаза и с улыбкой спрашивает, как будто впервые его видит:
— Откуда ты?
— Из Радомска.
— А, очень хорошо. У вас есть ребе?
— Нет, ребе у нас нет, есть рав.
— Рав? Сколько он получает жалования в неделю?
Диалог повторяется заново, и каждый раз, когда еврей произносит слово «шесть» — шесть тысяч, шесть рублей, шесть сыновей — ребе заливается смехом. Еврей наш не понимает, что происходит. Думает себе: «Ну, завтра, наверное, Ребе не будет меня снова спрашивать о том же — он уже меня знает!»
Наутро, после молитвы Шахарит, Ребе смотрит на еврея, как в первый раз, и ласково спрашивает:
— Откуда ты?
— Из Радомска.
— А, очень хорошо. У вас есть ребе?
— Нет, есть рав.
У еврея из Радомска уже сил нет на все эти разговоры, но ему же надо на всех трех трапезах у Ребе побывать — выбора нет!
После авдалы еврей думает: «Если он снова меня заставит на те же самые вопросы отвечать, меня удар хватит!» И после авдалы, конечно, снова:
— Ты откуда?
— Из Радомска.
— А… У вас есть ребе?
— Нет, у нас есть рав.
И опять — жалование, шесть сыновей, шесть тысяч на свадьбу… Наш еврей не знает, что думать: то ли этот Ребе — величайший из праведников, то ли он совершенно потерял память.
И тут, друзья мои, — внимание! — происходит вот что. Ребе из Кузмира говорит еврею:
— Когда ты вернешься к своему ребе, скажи ему от моего имени, что я помню его с тех времен, когда мы были вместе у Люблинского провидца.
В тот момент нашему еврею стало ясно, что Кузмирский Ребе, бедняга, уже совсем плохо ориентируется — ведь ребу Шлоймеле из Радомска было только четыре года, когда скончался Люблинский провидец. Как они могли быть у него вместе?! Он, наверное, просто очень стар и всё путает… Еврей решил ничего не рассказывать ребу Шлоймеле. Он вернулся в Радомск, а реб Шлоймеле ждет от него отчета:
— Что он сказал тебе?
— Да ничего особенного не сказал…
— Я приказываю тебе! Я должен знать каждое слово, которое вышло из святых уст Ребе из Кузмира!
Еврей вздохнул и начал всё рассказывать: «У вас есть Ребе?» — «Нет, у нас рав»… И про шесть рублей, и про шесть сыновей, и про шесть тысяч на свадьбу.
— Не хочу вас расстраивать, реб Шлоймеле, — заключил наш еврей, — но Ребе из Кузмира уже всё путает от старости, нет у него ясности мысли… Он передал вам привет и сказал, что помнит вас по тому времени, когда вы вместе с ним были у Люблинского провидца…
Как только услышал реб Шлоймеле эти слова, у него перед глазами всё поплыло: «Гевалт! Какой руах а-кодеш у него! Какой дух святости! Не могу поверить!»
— Знай же, как всё было, — говорит реб Шлоймеле. — Много лет назад Люблинский провидец выдавал замуж свою самую младшую внучку. Были там тысячи, тысячи, тысячи евреев. Все хотели приблизиться к Люблинскому провидцу, но это было практически невозможно. Весь дом был полон людей, и вокруг дома стояли люди с горящими свечами и факелами. Мне было четыре года. Я сидел на плечах у своего отца, и у меня тоже в руке была маленькая свечка. Вдруг вышел ребе из Люблин, а рядом с ним — реб Хацкеле, его ученик. Я до сих пор дрожу, вспоминая, как я удостоился увидеть двух праведников поколения своими глазами — ребе из Люблина и его лучшего ученика, который стал великим реб Хацкеле из Кузмира.
Люблинский провидец обвел глазами толпу и стал вглядываться в лица. Он посмотрел в глаза каждому из тысяч евреев, которые стояли там. Страх и трепет объял нас. Каждый из нас чувствовал, как он исправляет своим взглядом наши души. И так он увидел моего отца, и святые его глаза увидели и меня. Он долго глядел на меня и вдруг начал двигаться в нашу сторону, а его ученик Хацкеле шел впереди и расчищал ему тропинку среди людей, стоящих плотной стеной: «Ребе идёт, ребе идёт!»
Провидец из Люблина подошел к моему отцу — а я сидел у него на плечах. Он взял мою руку и спросил:
— Милый мальчик, скажи, как тебя зовут?
— Шлоймеле, — ответил я.
Он держал мою руку долго, долго… И знаешь… рука провидца из Люблина до сих пор держит мою руку и согревает меня. Потом он посмотрел на моего отца и сказал ему:
— Береги его! Береги его…
Ребе из Кузмира знает, что тот мальчик — это я. Наши цадики обладают духом святости, но мало того: они еще и умеют исправлять наши души! Людям кажется, что Ребе задает странные вопросы, некстати смеется или вдруг потерял память — но всё это не случайно. Так знай же, что ребе из Кузмира исправлял в этот шабат мою душу и готовил меня к новой роли: духовного наставника евреев.
Дорогие друзья, эта история — для всех родителей. И я говорю вам от имени Люблинского провидца, от имени Ребе из Кузмира, от имени Ребе из Радомска: берегите детей! Берегите своих детей. Берегите их ночью, берегите их днем, берегите их каждый миг и каждый час.
Вы знаете, Вс-вышний удостоил меня двух дочерей: Нешамале и Недарале, Дари. Они — душа души моей души. Однажды, когда Дари было три с половиной года, она заплакала посреди ночи. Я подошел к ней:
— Недарале, ты знаешь, что сейчас ночь? Поздняя ночь, тебе надо спать…
Она сказала мне:
— Да-да, я знаю, что сейчас ночь, и я буду спать. Но я хочу, папа, чтобы ты не спал. Я хочу, чтобы ты сидел рядом с моей кроваткой и все время смотрел на меня.
Вы знаете, что и на детей нисходит руах а-кодеш, дух святости? Это случается с ними постоянно. Я желаю себе и всем родителям — не спать и только всё время смотреть на наших детей. Иногда дети убегают из дома, говорят папе или маме: «Не смотри на меня, не хочу больше иметь с тобой дела!» Я желаю себе и вам, чтобы дети упрашивали нас: «Смотри на меня… всегда!»
Друзья мои, есть что-то особенное в глазах. Глазами можно сказать то, что нельзя выразить словами. Вы знаете, Творец сотворил весь наш мир словами — десятью речениями. Но Землю Израиля Он сотворил… глазами.
Я хочу сказать вам: мы — народ Израиля, поэтому у нас тоже есть что-то от глаз Вс-вышнего. Но есть что-то более высокое, чем глаза. Почему, когда мы говорим «Шма Исраэль», мы прикрываем глаза? Почему все праведники закрывали глаза, когда произносили молитву «Шмонэ-эсре»?
Рабби Нахман из Бреслава говорит: если что-то находится от тебя на расстоянии — ты можешь увидеть его глазами. Иногда что-то находится так близко, что ты разглядишь его, только закрыв глаза. Когда мы говорим «Шма Исраэль», Вс-вышний так близок, что мы закрываем глаза. Но есть и что-то большее, чем близость, и это — не видеть. Видеть — это свято, а не видеть — это святая святых.
Тора написана белым огнем и черным огнем. Черным огнем написаны буквы, которые можно видеть. Белым огнем написано то, что видеть нельзя. У Котеля, у Стены Плача, евреи всегда прикрывают глаза. Потому что там всё глубже, чем могут глаза увидеть.
Я благословляю вас, друзья мои, братья и сестры, мальчики и девочки, мужчины и женщины, чтобы мы удостоились приносить в мир благословения, чтобы мы удостоились видеть наших детей еще тысячу лет. Чтобы мы удостоились увидеть восстроенный Иерусалим. Чтобы мы удостоились прикоснуться к стенам Храма… с закрытыми глазами.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»