Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Виды искупления за грехи в классификации рабби Ишмаэля

А теперь разъясним вопрос о различных видах искупления.

6. Рабби Матия бен-Хараш спросил рабби Элазара бен-Азарию: «Слышал ли ты о четырех видах искупления, которые определил рабби Ишмаэль?» Ответил рабби Элазар бен-Азария: «Их три, и для каждого требуется раскаяние. Если человек не исполнил позитивную заповедь и раскаялся, — не успеет двинуться с места, как будет прощено ему, как сказано (Ирмия 3;22): “Вернитесь, восставшие сыны, и исцелю и вылечу Я вас”. А кто преступил негативную заповедь и раскаялся, — раскаяние временно защищает его, а Йом-Кипур приносит искупление, как сказано (Ваикра 16;30): “Ибо в сей день искупит вас, чтобы сделать вас чистыми; от всех преступлений ваших пред Всевышним будете очищены”. Если преступление наказывается казнью “карэт” и смертной казнью, но преступник раскаялся, — раскаяние и Йом-Кипур временно защищают, а страдания завершают искупление, как сказано (Теилим 89;33): “Накажу Я прутом за преступления их, и за грех их язвами”. Но того, на ком лежит преступление хуления Имени Всевышнего, не может раскаяние защитить, и Йом-Кипур дать исцеления, и страдания не завершают искупление. Все это временно защищает, а смерть завершает искупление, как сказано (Ишая 22; 14): “Не будет прощено вам это пока не умрете”. И сказали мудрецы: “Жертва “ола” приносит — после раскаяния — искупление тому, кто не исполнил заповедь. Ибо хотя его преступление искуплено раскаянием, жертва “ола” добавит к его искуплению и прибавит того, что он будет еще более желанным пред Всевышним”».

7. А также сказали, что жертва «ола» искупает дурные мысли и преступные помыслы. И написано (Иов 1;5): «И было, когда завершали пиршественные дни круг свой, то посылал за сыновьями Иов и приглашал их, и вставал рано утром, и возносил жертвы “ола” по числу всех их, ибо говорил Иов: “Быть может, согрешили сыновья мои и хулили Всевышнего в сердце своем”», — то есть в мыслях.

8. А так как за преступления наши и отцов наших нет теперь жертвоприношений, то если человек согрешил в мыслях своих или преступил позитивную заповедь, — пусть читает главу о жертве «ола» в начале книги Ваикра, и в начале главы «Цав», потому что изучение главы о жертвоприношении будет нам вместо жертвоприношения. Как сказали мудрецы, «каждый изучающий главу о жертвоприношении “ола”, как будто принес жертву “ола”, изучающий главу о “хатат”, как бы принес жертву “хатат”, изучающий главу об “ашам”, как бы принес жертву “ашам”, а если человек преступил запрещающую заповедь и раскаялся, — пусть побеспокоится о преступлении своем и желает наступления Йом-Кипура, дабы стать желанным Всевышнему. Ибо желание Его — жизнь души и тела, и жизнь всего сотворенного, как сказано (Теилим 30;6): “Жизнь в благоволении Его”». Потому и сказали мудрецы: «Тот, кто устроил пир в канун дня Йом-Кипур, — это как бы он постился два дня по велению Всевышнего». Потому что он показал свою радость, когда наступает время искупления, и это свидетельствует, что до того его беспокоила собственная вина и он страдал по поводу своего преступления.

9. Во-вторых, в остальные праздники мы торжествуем в радости исполнения заповедей, так как награда за радость исполняющего заповеди велика и огромна. Как сказано (Диврей а-ямим II 29; 17): «А ныне вижу, что народ Твой, находящийся здесь, с радостью жертвует Тебе». И сказано (Дварим 28;47): «За то, что не служил ты Всевышнему с радостью и добрым сердцем». Но поскольку пост в Йом-Кипур, пришлось устанавливать торжество в честь заповеди в канун дня Йом-Кипур.

10. И в-третьих, мы должны быть сильны физически, чтобы умножать молитвы и просьбы в Йом-Кипур и размышлять о раскаянии и его принципах.

11. А если человек сделал нечто караемое казнью «карэт» или смертной казнью и раскаялся. Поскольку преступление его не искупится без страданий, ибо раскаяние лишь зачинает искупление, а страдания завершают. Ему следует начать исполнять заповеди, защищающие от страданий. Это милостыня, она спасает даже от смерти, как сказано (Мишлей 10;2):.«И милостыня спасет от смерти». А у кого нет денег, чтобы дать милостыню пусть восхваляет бедного и станет для него глашатаем, просящем других оказать благо бедняку. И сказали мудрецы, что тот, кто уговаривает людей дать милостыню, важнее того, кто милостыню дает. А также пусть исполняет заповедь оказания безвозмездного добра, пусть помогает людям и старается для них. Как сказали мудрецы, что безвозмездное добро важнее милостыни, потому что милостыню дают деньгами, а безвозмездное добро оказывается и деньгами, и собственными усилиями; милостыня только бедным, а безвозмездное добро — и для бедных, и для богатых. А также пусть успокоит бедняка и окажет ему уважение, и утешит в несчастье. Как сказано (Ишая 58; 10): «И отдашь голодному душу свою, и душу измученную насытишь». И сказали мудрецы: «Утешающий бедняка важнее дающего милостыню». А также пусть навещает больных и хоронит усопших, и утешает тех, кто в трауре, и веселит жениха и невесту. Ибо все это — пути добра. А важнее всего этого вместе взятого — заповедь изучения Торы во Имя Всевышнего. И все, что мы упомянули, содержит в себе сказанное Шломо (Мишлей 16;6): «Милосердием и правдой искупается преступление». Ибо обретение Торы зовется обретением правды, как сказано (там же 23;23): «Правду купи и не продавай». И сказано (Теилим 119; 142): «И Тора Твоя — правда». И сказали мудрецы: «Древо жизни она тому, кто держится за нее» (Мишлей 3; 18). Если человек совершил преступление, караемое смертной казнью или «карэт», а до этого он изучал по одной главе в день, пусть изучает по две главы в день, если читал один раздел, пусть читает два.

Изучение Торы спасает от страданий в двух аспектах. Во-первых, сказали мудрецы, что изучение Торы важнее всего вместе взятого. А во-вторых, если человек работает и старается в изучении Торы, гонит сон из глаз своих ночью, изнуряет себя, — это зачтется вместо страданий, как сказали мудрецы: «Все тела рождены для работы, счастлив тот, чья работа — Тора». И сказали, почему называется Тора «тушия», — потому что она обессиливает (матешет) человека.

12. А также следует постом и воздержанием, слезами и отказом от наслаждений заменить страдания. Как сказано (Теилим 109;24): «Колени мои ослабели от поста, и тело мое исхудало так, что нет на нем жира». И сказано (Йоэль 2; 12): «Возвратитесь ко Мне всем сердцем своим, с постом и с плачем, и с причитанием». И пусть постоянно вздыхает от сердечной горечи, как уже говорилось в первом разделе. И эта горечь будет вместо страданий, как сказано (Мишлей 18; 14): «Дух человека поддерживает в болезни, а упавшего духом кто поднимет?» Это значит, что когда тело болеет — душа выдерживает, выносит болезнь, от слова (Малахи 3;2): «И кто выдержит день пришествия его?», то есть поможет телу и поддержит тем, что обратится к нему и уговорит принять страдания и терпеть. Но если душа больна и изнемогает от скорби и беспокойства, — кто утешит душу и кто поддержит ее? Значит, беспокойство и болезнь души хуже, чем болезнь тела. Потому что душа поддержит тело в болезни, а если душа больна и изнемогает в скорби, тело не поддержит ее.

А если преступника найдут невзгоды и случатся с ним напасти, но он признает суд над собой и примет наказание с любовью, — вот что станет защитой от многих страданий, от которых он должен был мучиться. Как сказано (Теилим 76; 11): «Ибо гнев человека восславит Тебя, остаток гнева укротишь (тахгор) Ты». Это значит: если человек оправдывает Тебя во времена своих невзгод, то Ты остановишь и задержишь остаток гнева, который был уготован человеку, как сказано (Млахим 120; 11): «Пусть не хвалится вынимающий меч из ножен, как тот, кто его вкладывает (хогер)». То есть здесь уподобление человеку, вынимающему меч из ножен и вкладывающему его обратно в ножны. И сказано (Ишая 12;1): «Благодарю Тебя, Всевышний, за то, что гневался Ты на меня, но гнев Твой утихает, и Ты утешаешь меня». Это значит: я благодарю за урок, принимаю его с любовью, и за то, что благодарю за наказание, — Ты отвращаешь гнев Свой и утешаешь меня. О благодарности за добро также сказано (Теилим 52;11): «Благодарить Тебя буду вечно за то, что сделал Ты, и надеяться на Имя Твое, ибо благо для благочестивых Твоих». Это значит: я благодарю за добро, которое Ты оказал мне, и поэтому надеюсь на постоянство Твоих благ. И сказано (Теилим 116; 13): «Чашу спасения подниму, Имя Всевышнего провозглашу»; (там же 3): «Бедствие и скорбь обрел я, провозглашу Имя Всевышнего». И сказали мудрецы о том, что написано (там же 50; 1): «Песнь Давида, когда он бежал» и так далее — «радость праведнику вершить суд» (Мишлей 21; 15). Свойственно праведникам — выплатив долг, славить Всевышнего. Подобно тому работнику-издольщику, который задолжал своему хозяину. Работник засеял поле, собрал урожай, обмолотил, а хозяин забрал все зерно себе. Работник вернулся домой ни с чем. И радовался этому. Говорили ему люди: «Ты вышел из своего тока пустым, руки на голове. Чему ты радуешься?» Сказал он: «Я расплатился, и вексель погашен, й я уплатил свой долг».

13. И человек обязан рассмотреть это и уяснить себе, что невзгоды, которые настигают его, и страдания, которые он переживает, не соразмерны с его преступлениями и множеством его грехов. А Всевышний наказывает и наставляет его — подобно отцу, который наставляет своего сына. И все это благодаря тому, что Всевышний жалеет преступника. Как сказано (Дварим 8;5): «И знаешь в сердце своем, что Всевышний наставляет тебя, как наставляет отец сына своего». И объяснили мудрецы: в сердце своем ты знаешь, что совершенное тобой и страдания, которые Я наслал на тебя несоразмерны твоим проступкам. И сказано (Иов 11;6): «И знай, что Всевышний предал бы забвению некоторые из преступлений твоих». И сказано (Эзра 9; 13): «За вину нашу великую взыскал Ты, Всевышний, с нас меньше прегрешений наших». Но когда приходит наказание на врагов Всевышнего, они гибнут из-за одной-единственной вины, ибо напасть настигает их одним разом, как сказано (Теилим 34;22): «Злодея убьет зло». А остальные преступления остаются на их душе, как сказано (Иехезкель 32; 27): «И беззакония их — на костях их». Но когда наказание постигает праведников, — оно приходит понемногу, постепенно, дабы исчезло их преступление, как сказано (Амос 3;2): «Только вас признал Я из всех семейств земли, поэтому взыщу Я с вас за все преступления ваши». И объяснили мудрецы: это подобно тому, кто одолжил денег двоим, один — друг его, а другой — враг; с друга он взымает долг понемногу, а с врага — все сразу. И сказано (Мишлей 24; 16): «Ибо семь раз упадет праведный, но встанет, а нечестивые впадут в беду», то есть попадут в одну беду и пропадут. И сказано (Ирмия 10;24): «Покарай меня, Всевышний, но судом (в меру); гневом Твоим не убавляй меня». «Судом» — значит соответственно милосердию Твоему и закону милости; от слов (Бамидбар 29;21): «согласно их числу и суду», то есть порядку, мере; подобно (Теилим 112;5): «Правит свои дела судом», то есть соразмерно. И привели еще один пример и сказали: «Кто не умеет наказывать, бьет своего сына по глазам и по лицу, а кто умеет наказывать, наказывает его так, чтобы не навредить». И так написано (там же 118; 18): «Наказать наказал меня Всевышний, но смерти не предал». И сказано (Иов 2;6): «Но душу его сбереги».

Только злодеи получают страдания как наказание, и только для праведников страдания являются испытанием, ибо праведники принимают страдания с любовью. И стараются исправить свои действия. И страдания к их благу и пользе, увеличивают их награду. Как сказано (Теилим 11;5): «Всевышний испытывает праведника». И мудрецы приводят пример, говоря: «Если хозяин льна знает, что лен крепок, он колотит его сильно и долго, чтобы сделать его мягким и добротным».

14. И вот мы возвращаемся к нашей теме о порядке искупления. И скажем, что когда человек по ошибке преступает то, что искупается наказанием «карэт» и смертной казнью, он обязан исповедаться и молить о прощении, и стенать с горьким сердцем и душевным трепетом, ибо это принципы искупления. И ему следует постоянно изучать раздел о жертве «хатат», что принимается как принесение жертвы «хатат», — это будет ему на пользу и искупится подобно искуплению жертвой «хатат».

15. И знай, что и тот, кто согрешил по ошибке, будет наказан, как мы уже объяснили прежде. И тем более, совершивший преступление по халатности, то есть ошибся в том, в чем обычно люди не ошибаются. И ему следует с душевным трепетом страшиться своего преступления. И объяснили мудрецы то, что написано (Теилим 48;3): «Прекрасна высота, радость всей земли, гора Цион, на краю северной стороны — город Царя великого». Если человек совершал преступление по ошибке, он трепетал и страшился своего проступка до тех пор, пока не поднимался в Иерусалим и приносил жертву «хатат», — тогда был он переполнен радостью. Об этом сказано «радость всей земли». А выражение «северная сторона» означает северную сторону жертвенника, которая была радостью всей земли, потому что жертву «хатат» следует принести на северной стороне жертвенника. И сказали мудрецы: если совершивший преступление постоянно укоряет себя за это в сердце своем и страшится, и трепещет, Всевышний прощает ему. А если он забывает свое преступление и считает, что оно незначительно, то он ведет себя подобно ужаленному скорпионом, который пренебрег укусом и трет ногу о землю, чтобы удалить яд. Увидевший это скажет: «Ты же знаешь, что яд поднимается от стопы до темени».


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше

15 Ава — праздник любви?

Рав Исроэль-Меир Лау

«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»

Простить и забыть?

Переводчик Виктория Ходосевич

Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года

Пути мира и добра 4. Запрет мстить и хранить злобу

Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»

Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.

Ликутей Амарим — Тания, часть III. Глава 11

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».