Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Будущий мир
154. Еще читаем мы в Мишне (Санэдрин гл. 11): «У всех сынов Израиля есть доля в будущем мире, как сказано (Ишая 60;21): “И народ твой — все праведники <…> навеки унаследуют землю”. Но вот те, у кого нет доли в будущем мире: те, кто говорит, что в Торе не сказано о воскрешении мертвых и что Тора не дана Всевышним и эпикорес. Этим мудрецы заповедали нам верить, что о воскрешении мертвых записано в Торе и что это является одним из принципов Торы. И вот одно из мест, где разъяснено в Торе о воскрешении из мертвых — (Дварим 32;39): “Я умерщвлю и Я оживлю, Я поразил и Я исцелю”. И сказали мудрецы: “Может ли быть смерть одному и жизнь другому?”. Смотри же, что учит нас: “Я поразил и Я излечу”; так же, как рана и излечение одному и тому же, так же смерть и воскрешение одному и тому же.
155. Что значит “эпикорес”? Объяснили мудрецы, что это тот, кто не робеет перед учеными и не уважает их, хотя и не позорит их. Например, тот, кто позорит своего товарища перед учеными. И не почитает Тору ученого[то есть то, что ученый уже выучил]. Поскольку Тора не важна для него и не уважаема им настолько, чтобы вести себя по отношению к ней уважительно, — и нет ему доли в будущем мире. Ибо это тоже считается хулением Торы. Поэтому сказали мудрецы: “Всевышнего страшись” (Дварим 6; 13), а также ученых».
156. А во-вторых, потому что страх перед ними есть причина страха пред Всевышним. Ибо когда их слушаются, поскольку боятся, — они укажут путь и поведут народ к страху пред Всевышним, Почитаемым и Грозным. И сказано (Шмуэль 112; 18): «И весь народ устрашился Всевышнего и Шмуэля».
А также к эпикоресам относится говорящий: «Какая нам польза от тех, кто изучает Тору? Разве они вывели нечто новое? Никогда они не разрешили нам ворона и не запретили нам голубя». Эти люди не слышали ничего и не знают ничего о пользе изучения Закона. И поэтому изучение Торы ничего не значит для них. Они восстают против све-_ та и достоинства Торы, и нет им доли в будущем мире.
Поэтому мы — обязаны научить сынов Иеуды понимать пользу изучения Торы. Во имя того, чтобы сердца стремились к Торе. А у кого нет сил учиться, пусть знает о славе изучения Торы и удостоиться знания об этом, и не будет душа его утеряна для мира будущего.
157. А также эпикорес тот, кто называет своего учителя по имени. И сказали, что причиной наказания Гейхази было то, что он назвал своего учителя по имени, как сказано (Млахим II 8;5): «Это та самая женщина и тот самый сын ее, которого оживил Элиша».
158. И вот, как видишь, все, в основном, наказания, упомянутые в этой главе, они за хуление Закона, и сказали мудрецы, что преступления хулы хуже всех преступлений и невозможно искупить их раскаянием и страданиями, как будет разъяснено в разделе о видах и способах искупления. И сказали мудрецы, что наказание за хуление Имени не запоздает, как за нечаянное, так и за намеренное. А теперь остановись и подумай о нашем великом долге прославлять и освящать Имя, ибо Всевышний освятил нас Своим Законом и заповедями и отделил нас, чтобы мы были его народом, для того, чтобы мы прославляли Его и страшились Его. Из этого следует, что нужно, чтобы те, кто прославляет Его были бы освящены подобно тому, как утварь служения священна. Как сказано (Ваикра 22;32): «И не бесчестите святого Имени Моего, дабы Я был прославлен среди сынов Израилевых. Я Всевышний, освящаю вас». Взгляни и пойми: сказанное нами разъяснено в этом стихе. И сказано (Теилим 111;9): «Заповедал навеки завет Свой; свято и страшно Имя Его». То есть поскольку Имя Его свято и страшно, Он заповедал навеки завет Свой, освятил нас Своими заповедями, дабы мы страшились Его. Поэтому далее написано: «Начало мудрости — страх пред Всевышним». И благодаря святости заповедей получается, что, прославляя Всевышнего, мы принадлежим к высшим и освященным, которые возвеличивают и прославляют Его, как сказано (там же 89;8): «Почитаем Всевышний в великом^ сонме святых и страшен для всех окружающих Его».
159. Еще существуют группы людей, у которых нет доли в будущем мире. Это враги Всевышнего и те, кто разрушает «виноградник Всевышнего», и те, кто устрашает собой «в стране живых». Вот мы объясним смысл этого, а свидетельства о их наказании разъяснены в Торе, ибо враги Всевышнего пропадут из будущего мира, как сказано (Дварим 7; 10): «И воздающий ненавидящим Его в лице их, уничтожая их, не замедлит Он: ненавидящему Его, лично ему, воздаст Он». То есть воздает ненавидящим Его награду за исполнение заповедей в этом мире, дабы они пропали в мире будущем. И вот перевод этого стиха таков: «И платит ненавидящим Его за добрые дела, которые они совершают в этой жизни, дабы они пропали». И сказал Давид (Теилим 37;20): «Ибо нечестивые сгинут, и враги Всевышнего, как тук овец исчезнут, в дыму исчезнут». Говоря о злодеях, употребляются слова «пропадать», «пропажа», так как это намекает на страдание и изгнание, подобное тому, что сказано (Ишая 27; 13): «Пропавшие в земле Ашур», а также (Ирмия 50;6): «Заблудшими овцами стал народ Мой», а также (Теилим 119; 176): «Заблудился я, как овца потерянная». И намекает это на смерть, как сказано (там же 119;92): «Пропал я в бедствии моем», а также (Эстер 8;6): «Когда пропадет народ мой», а также (Ваикра 23;30): «Истреблю Я душу его», — все это означает истребление в этом мире. Ибо злодеи-преступники будут наказаны бедами и страданиями или смертью. А также за свои злодейства будут они наказаны в мире будущем. Враги Всевышнего уподоблены бараньему жиру, который тает в огне и исчезает в дыму, но не уподоблены бараньему мясу, потому что когда сжигают баранье мясо, от него все же остаются угли и пепел. Поэтому сказано «исчезнут в дыму»; подобно бараньему жиру исчезающему в дыму, исчезнут враги Всевышнего, потому что души их исчезнут и пропадут из будущего мира. И сказано (Шмот 20;5): «Карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня».
160. Ненавистники Всевышнего иногда появляются среди людей, которые исполняют заповеди и остерегаются всяких преступлений, как действием, так и речью, — если для них внутренне невыносимо и не нравится, когда другие люди изучают Тору, и ненавистно им, когда люди служат Всевышнему и страшатся Его. Также мы скажем о человеке, что он ненавидит царя, если не хочет, чтобы люди уважали царя и служили ему. И тем более, если такие люди воплощают свои мысли в действия, то есть отговаривают людей от занятий Торой и исполнения заповедей, — они ненавистники Всевышнего. А также те, кто завидует почету ученых, праведных и прямодушных, ненавидят венец их славы; ненавистно им и то, что ученым принадлежит власть над поколением. И так написано (Шмуэль I 8;7): «Не тебя отвергли они, а Меня отвергли они от царствования над ними». И тем более, если такие люди стараются опозорить или унизить честь ученых. А любят они лишь честь преступников и власть их над прахом суетным. Вот они — истинные ненавистники Всевышнего и не хотят, чтобы существовало служение Ему и не желают священной славы страха пред Ним, что весьма и весьма умножают рабы Его, трепещущие пред Ним.
161. А также те, кто разрушает «виноградник Всевышнего», например, ведущие общество к преступлению. Они тоже ненавидят Всевышнего. Ибо разрушающие царские города, виноградники и сады — враги царя, ненавидящие его. И сказано (Ишая 5;7): «Потому что виноградник Всевышнего это дом Израилев, и мужи Иеуды — саженцы Его». И сказано (Теилим 83;4): «Против народа Твоего замышляют они дурное втайне и совещаются о хранимых Тобой». И сказано (там же 83;6): «Ибо сговорились единодушно, против Тебя заключили союз»; и сказано (там же 2;2): «Встают цари земли и властелины, совещаются вместе — против Всевышнего и против помазанника Его». Поэтому сказали мудрецы, что те, кто совершил преступления и привел общество к преступлению, опускаются в Гееном, и их там наказывают поколение за поколением.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?