Из цикла «Знание веры», темы: Испытания, Награда и наказание, Свобода выбора, Вера и упование, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
«Вместе с тем предупреждает нас Тора, что если мы оставим ее ради повседневной суеты, как сказано: “И разжирел Йешурун и стал брыкаться…” (Дварим, 32:15), — то Праведный Судья отнимет у оставивших ее все блага этого мира, которые были причиной их бунта, и нашлет на них бедствия, которые помешают им удостоиться удела в грядущем мире, и погибнут они в своем злодействе. И об этом написано в Торе: “И будешь служить ты своему врагу, которого нашлет Г-сподь на тебя…” (Дварим, 28:48) — “за то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, радостно, от всего сердца (когда было дано тебе полное изобилие” (Дварим, 28:47).
Таким образом объясняются все благословения и проклятия, упоминаемые в Торе: если вы будете служить Всевышнему с радостью и идти по Его пути, Он дарует вам все эти благословения, и отведет от вас все проклятья, и вы будете свободны, чтобы постигать мудрость Торы и изучать ее, и удостоитесь жизни в грядущем мире. “И удостоишься ты блага” (Дварим, 22:7), — в мире, где царит благо, и “продлятся дни твои” (Дварим, 22:7), — в мире, где царит вечность. Таким образом, удостоишься ты удела в двух мирах: благополучной жизни в этом мире, и, как следствие этого, — жизни в мире грядущем. Ибо за что удостоится удела в грядущем мире тот, кто не приобрел мудрости здесь и не совершал добрых дел? Как сказано: “Ибо нет ни деяний, ни мыслей, ни разумения, ни постижения в преисподней” (Коэлет, 9:10). А если вы, говорит Тора, оставите Всевышнего и погрязнете в обжорстве, пьянстве, блуде и тому подобном, то нашлет Он на вас все эти проклятья и лишит всех благословений, и дни ваши будут проходить в смятении и страхе, и не будет у вас ясного разума и телесного здоровья, чтобы исполнять заповеди, и лишитесь вы жизни в грядущем мире. Тем самым потеряете вы удел в обоих мирах, ибо когда человека терзают болезни, во времена войны и голода не может он посвятить себе постижению мудрости и исполнению заповедей» (там же).
«Ведь любое благо в награду за выполнение заповеди или любая беда в наказание за прегрешение не могут придти к человеку иначе, как через чудо. А если бы человек был предоставлен естественному ходу событий и “власти” созвездий, тогда бы его поступки ничего не убавляли и не прибавляли в его судьбе. Но в этом мире любая награда и наказание, о которых говорится в Торе, приходят к человеку чудесным образом. И это “скрытые чудеса”, так как видящему их может показаться, что осуществляется естественный ход вещей, а на самом деле это — награда или наказание. Из-за этого Тора подробно описывает обетования, относящиеся к материальному миру, и не объясняет обетования, относящиеся к душе в мире душ. Ведь это — чудеса, противоречащие естественному ходу событий, в то время как продолжение существования души и ее прилепление к Богу есть вещь, естественная для нее, что она вернется к Богу, Который дал ее» (Шмот 6:2).
Это управление относится как к обществу, так и к индивидууму: «Эти всеобъемлющие благословения, предвещающие благодатные дожди, изобилие, мир и умножение народа, отличаются от кратких благословений, данных прежде, где сказано: “Он благословит хлеб твой и воду твою”, а также: “И устраню Я болезнь из среды твоей” (Шмот 23:25). Прежде Творец обещал, что благословение будет пребывать на пище и напитках, и благодаря этому у нас не станет болезней. Органы размножения будут совершенными и здоровыми, а, следовательно, на свет будет появляться крепкое потомство, которое проживет полный срок своей жизни, как написано: “Не будет выкидывающей и бесплодной (женщины) в стране твоей, число дней твоей жизни Я сделаю полным” (там же 23:26). А еще раньше там сказано: “Я — Б-г, твой целитель” (там же 15:26). И хотя осуществление всех этих благословений связано с чудесами, это — скрытые чудеса, о которых говорится во многих местах Торы, как я уже объяснял. Такие чудеса обещаны даже отдельному человеку, служащему Творцу. Ведь, когда благочестивый человек выполняет все заповеди своего Б-га, Всевышний сохраняет его от болезней, бесплодия, бездетности и дарует ему полный срок доброй жизни.
Но благословения, приведенные в этой главе, относятся ко всему народу в целом. Они осуществятся, когда все в нашем народе станут праведными. И поэтому во всех этих благословениях упомянута “страна” или “земля” — “земля даст урожай свой” (Ваикра 26:4), “и будете жить спокойно в стране вашей” (26:5), “и установлю Я мир на земле, …и изведу хищных зверей из страны, и меч не пройдет по стране вашей” (26:6).
И мы уже разъяснили, что осуществление всех этих благословений связано с чудесами. Ведь разве это естественное явление, что при соблюдении нами законов и заповедей Торы, осадки станут выпадать в нужные сроки, на земле установится мир, а в сердца наших врагов вселится такой страх, что сотня их станет убегать от пятерых евреев? И разве это природное явление, что на народ обрушатся несчастья из-за обработки земли в субботний год?! И хотя это — скрытые чудеса, при которых действие законов природы все-таки сохраняется, они станут явными для всего мира, потому что будут происходить постоянно. Ведь если Творец исцелит от болезни некого отдельного праведника и дарует ему долголетие, (это чудо не станет явным), поскольку иногда подобное происходит и с нечестивцами. Но когда в одной из стран благословенные дожди станут повсеместно лить вовремя, а у народа, населяющего эту страну, установится постоянное изобилие, мир и покой, когда обитатели страны будут крепкими и здоровыми, как нигде в мире, всем станет ясно, что “это пришло от Б-га”. И поэтому написано: “И увидят все народы земли, что имя Б-га наречено на тебе, и устрашатся тебя” (Дварим 28:10)» (Рамбан, Ваикра 26:11)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.