Из цикла «Дотронуться до наших корней», темы: Яков, Авраам, Ицхак, Праотцы, Рав Цви Патлас
Какой должна быть вера? Она должна быть подобна свежей ране — человек сидит, ходит и лежит, но ни на секунду не забывает о ней. А может, она похожа на родничок новорожденного — бьет, пульсирует, живет. Нет, это скорее постоянно обновляющийся родник — сколько из него не выкачивай воду, источник вновь наполняется до краев. Такой родник пульсирует и бьет в единственном в мире месте — в Хевроне, в Пещере Праотцов (Меарат а-Махпела), где лежат те, кто держит руку на пульсе мира. Вернее, они и есть пульс мира. Там приходит новое понимание без слов — вернее, над словами. Понимание того, что мы незримой пуповиной связаны с нашими праотцами — с теми, кто проложил тропинку, кто выстоял и выдержал все то, что, казалось, просто невозможно было выдержать.
Посвящается нашему учителю, Гаону раву Моше Шапиро, благословенной памяти
Авраам родился в месте абсолютной тьмы, в поколении Вавилонской башни, под властью Нимрода. В «Законах об идолопоклонстве» (1.3) Рамбам написал, что Авраам родился «…среди глупых идолопоклонников. И его отец, и его мать, и он сам служили идолам, но одна мысль не давала покоя Аврааму, и он обдумывал ее днем и ночью: “Как это возможно, что весь мир находится в непрерывном движении и изменении, и чтобы при этом не было Того, Кто всем этим управляет и приводит в движение”. И так открыл Авраам первооснову всего — Единого Творца мира». И это была самая большая революция, произошедшая в мире — изменение понимания в сердце одного человека. Поэтому Авраам стал первым в мире «иври» — он перешел на другую сторону. Весь мир служил идолам, а Авраам — Единому Творцу («Ялкут Шимони» 73). Он первый, кто назвал Творца именем Адон (Г-сподин). Он открыл, что Творец безвозмездно делится своим добром с миром. И он захотел быть в этом быть на него похожим.
***
Бесконечный и Непостижимый открыл Аврааму Свое Имя. Он, Сотворивший все миры, «спустился» к нам в самый нижний, материальный мир. Он подверг Авраама десяти испытаниям, и тот выдержал их все. Ничего для себя — все отдать Ему: «Если хочешь — вот мое тело». Сперва Авраама бросают в костер, разведенный по приказу царя Нимрода. Это невозможно постичь, но если Он так хочет, значит так надо. В пепел, так в пепел. В прах, так в прах. Как сказано в Торе: «Вот я осмелился говорить перед Тобой, а я только прах и пепел!» (Берешит 18:27).
А в конце самое сложное испытание: «Возьми, пожалуйста, сына твоего единственного, которого любишь, Ицхака и вознеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я тебе укажу». И не было вопроса: «Зачем?» И не было крика: «Не отдам!» «И встал Авраам рано утром, и оседлал осла…» Все Твое. Значит, так надо. Вырвать последний росток своего личного — любовь к тому, кто должен продолжить его дело. Вот что означает: «И полюби Творца всем сердцем твоим». Всем сердцем — до конца, без остатка.
***
Вот что мы получили в наследство от нашего праотца Авраама, который с готовностью пошел на самопожертвование, освятив Имя Творца в Ур Касдим. Он был брошен в огонь, но не отказался от своей веры. И все десять испытаний, которым подверг Творец Авраама, были необходимы только для того, чтобы проложить путь для нас — его потомков.
Мы идем по тропе, протоптанной нашими праотцами, которые первыми отказались шагать в ногу с окружающим их миром. И так сказано об Аврааме в Торе: «И поверил Творцу, и это засчитано было ему как милость». Несомненно, здесь скрыта глубокая тайна. Ведь Авраам ясно видел по звездам, что у него и Сары не может быть детей. Он доверился Творцу вопреки логике этого мира. Но как можно понять, что он сделал милость по отношению к самому Творцу? Ответ заключается в том, что вера Авраама стала тем фундаментом, на котором Творец строит новый, «поперечный» мир. У бесплодного мужчины и бесплодной женщины, когда они уже состарились и пришло время утратить последнюю надежду, вопреки всему очевидному и привычному (природному миру) рождается сын. «Смех сделал мне Всесильный», — восклицает Сара. И в мире раздается смех. Рождается их сын Ицхак — тот, кто будет смеяться последним. Рождается новый, невозможный мир.
И именно об Ицхаке — о том, чье рождение против всех законов природы — говорит Творец Аврааму: «В Ицхаке наречется твое потомство» — только в нем Авраам получит продолжение. Но когда Ицхаку исполняется 37 лет, Авраам получает новое повеление, вернее просьбу, от Творца — вознести сына во всесожжение. Это означает перечеркнуть все, над чем Авраам трудился около ста лет, уча мир вере в Единого Творца, Который запрещает человеческие жертвоприношения.
И, несомненно, в этом — крушение и завершение всех его надежд. Это последнее, десятое испытание Авраама. И в этом парадоксальном испытании мы видим продолжение строительства невозможного, «поперечного» мира. Ицхак — сын Авраама, тот, кто должен продолжить путь Авраама, остался на жертвеннике, а с жертвенника поднимается новый человек — наш праотец Ицхак.
Тот, кто первый произносит благословение об оживлении мертвых — первый, кто живет в этом мире после смерти. И эта тайна (как открывают наши мудрецы в святых книгах) заключена в самом его имени. Ведь из букв имени Ицхака складываются два слова: «кец» и «хай», и это означает: «тот, кто живет после конца», т.е. после смерти. И если служение Авраама заключается в том, чтобы все до конца отдать Творцу, то Ицхак провозглашает всей своей жизнью: «У меня вообще нет ничего своего — все Твое». Если Авраам — это любовь к Творцу всем сердцем без остатка, то Ицхак — это любовь к Творцу всей душой, даже когда забирают саму душу.
Тот, кто хочет приобрести жизнь, должен заплатить за это самой жизнью. Сказано в «Пиркей де-раби Элиэзер» (гл. 31): «Когда увидел Ицхак занесенный над ним нож — отлетела его душа, а когда Творец сказал Аврааму: “И не делай ему ничего” — он ожил». Есть ли такие ценности, за которые можно приобрести саму жизнь? У того, кто по праву приобрел свою жизнь, заработал ее — уже невозможно ее забрать.
Корень имени Ицхак — «цхок» (смех). Его рождение было против всех законов природы, а продолжение его жизни — это жизнь после смерти. Но какое отношение это имеет к смеху? Если подумать, неожиданный поворот событий может вызвать реакцию в виде смеха. Если можно так сказать, самое неожиданное и «смешное» событие произошло на горе Мория, в момент жертвоприношения Ицхака: тот, кто умер на жертвеннике, ожил и породил потомство. Это самый большой и неожиданный поворот, который только мог произойти — оживление мертвых. Вот открытие, которое принес в мир наш праотец Ицхак. Он приобрел свою жизнь по праву, и мы, его потомки, получили свою жизнь по праву, благодаря нашему праотцу Ицхаку.
***
Написано в Талмуде («Шабат» 89а): «Сказал рав Шмуэль бар Нахмани от имени рава Йонатана: “В будущем обратится Всевышний к Аврааму и скажет: — Твои сыновья согрешили.
— Пусть будут стерты наказанием [их грехи], и через это будет освящено Твое Имя.
Тогда обратится Всевышний к Яакову, который испытал много страданий, воспитывая своих детей, и скажет: — Твои сыновья согрешили.
— Пусть будут стерты наказанием [их грехи]. И через это будет освящено Твое Имя. [Однако Творец ищет возможность их оправдать], и тогда Он обращается к Ицхаку: — Твои сыновья согрешили.
— Мои сыновья, а не Твои? — возражает Творцу Ицхак. — Когда у горы Синай они провозгласили перед Тобой: “Наасе ве-нишма” (“Будем исполнять, а затем слушать”), Ты сказал о них: “Мой сын, Мой первенец, Израиль”, а сейчас [они] только мои сыновья?! Ну, хорошо. Сколько грешит человек? 70 лет. Отнимем 20 [первых] лет [жизни], ведь до этого возраста не судят человека на Небесах. Остается 50. Отнимем 25 лет на ночь (т.е. на сон). Остается 25. Половина от этого времени уходит на молитву, еду и туалет. Всего остается 12,5 лет. Если можешь, возьми все на Себя [чтобы оправдать их]. А если нет, то половина на Тебя, а половина на меня (т.е. по 6 лет и 3 месяца на каждого). А если нет, то я принимаю все на себя, ведь я отдал Тебе свою душу, и поэтому прости моих сыновей”.
И Творец принимает доводы Ицхака. И это значит, что Ицхак требует нашего оправдания по праву, по всей строгости закона, по мере суда.
***
Авраам — правая сторона, безграничное милосердие — “хесед”.
Ицхак — левая сторона, полное преодоление своего желания, абсолютная справедливость — доблесть и суд.
И это две противоположности, две непересекающиеся параллели, два пути.
И тогда приходит наш третий праотец — Яаков и делает невозможное: соединяет эти две противоположности — правое и левое — в единое целое, в серединный путь — путь Торы.
Яаков с детства посвятил себя Торе: “Цельный человек (“иш там”), сидящий в шатрах Торы” (Берешит 25:27). В чем же было его открытие? Чем он дополнил наших праотцов — Авраама и Ицхака? Яаков открыл, что на земле нет абсолютного милосердия, и нет абсолютного суда. Сердцевина пути, его золотое сечение — это милосердие по справедливости. И это серединный путь — путь истины, путь Торы: воздействие только по возможностям получающего, а не по безграничной возможности Дающего.
Но давайте обдумаем, как реализовал это Яаков, считающийся избранным из наших праотцов? Ведь еврейский народ несет на себе особое имя, полученное Яаковом — Исраэль, “идущий прямо с Творцом” (“яшар Э-ль”). Это имя означает полное подобие Творцу мира, Который сделал то, что может сделать только Всемогущий — ограничил Себя, Безграничного, ради человека.
В этом состоит “дополнение” Яакова к нашим праотцам — любить Творца всем достоянием, всем имуществом (“бэ-коль мэодэха”). Его близнец Эсав в 40 лет (подражая отцу) женится на двух кнаанских женщинах-идолопоклонницах, а Яаков продолжает изучать Тору. И вот близнецам исполняется по 63 года. Жена Ицхака — Ривка — в свое время вышла из дома идолопоклонников, лжецов и злодеев. Ривка точно различает, где правда, а где фальшь и обман. И тут она узнает, что ее муж намерен дать свое благословение злодею Эсаву, который обманывает отца, выдавая себя за праведника. Властью матери Ривка заставляет Яакова идти к отцу и, выдав себя за Эсава, получить благословение.
В мире лжи Эсава тот, кто идет прямо с Творцом (Исраэль), называется “кривым”.
“Яаквейни зе паамаим” (“Обманул меня уже дважды”), — кричит Эсав. — Забрал мое первородство, а сейчас украл мое благословение» (Берешит 27:36).
Но давайте спросим себя: зачем Яакову это благословение Эсава — благословение богатством, властью и благоденствием в этом мире? Зачем все это ему, сидящему в шатрах Торы и стремящемуся к близости с Творцом? Пишет Маараль из Праги: «Авраам — это начало истории нашего народа. Все начинается с “хеседа” — милосердия Авраама. Путь Ицхака — служение. В истории нашего народа этому соответствует период двух Храмов в Иерусалиме: строительство и разрушение, подъем и спуск. А Яакову соответствует период “галута” — нашего Изгнания среди других народов — и окончательного Избавления. Последние семнадцать счастливых лет жизни Яакова — это намек на время завершения всей истории, на время прихода нашего царя Машиаха» («Дерех Хаим» 5.4).
***
Три тропинки, проложенные нашими праотцами, соединяются в одну. По ней в будущем пойдут 12 сыновей Яакова, а затем 70 членов его семьи и 600 тысяч его потомков, которые, выйдя из египетского рабства, придут к горе Синай и получат Тору.
Мидраш рассказывает, что, когда Яаков со своей семьёй бежал от Лавана, у него было 600 тысяч голов скота. Яаков это корень и начало всей нашей будущей истории — истории изгнаний и конечного Освобождения. Это фундамент, который заложили наши праотцы, на котором построено здание еврейского народа — «поперечного» народа.
Имя «Исраэль» означает того, через кого проявится власть Творца (от слова «срара» — власть). Мы несем на себе Его Имя, мы — Его сыновья. Проходя сквозь все времена, страны и народы, мы протыкаем «мыльные пузыри» придуманных ими верований, все выстроенные ими воображаемые миры. И они — народ разрушителей и насмешников — не могут нам это простить, и по праву ненавидят нас, народ, идущий по тропе, которую проложили наши праотцы, начиная с первого шага Авраама, первого в мире «иври» (еврея), и до завершения всей истории и окончательного Избавления, до прихода царя Машиаха. Мы — народ, носящий Его Имя. Народ, освящающий Его Имя. Народ — само существование которого, согласно книге«Зоар», является песней Творцу мира.
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»