Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Испытания, Жертвоприношение Ицхака, Авраам, Ицхак, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер
Десятое испытание: «И было после этих событий, и Бог испытал Ав-раама»[543]. Бог испытывал Авраама раз за разом, чтобы знать, что в его сердце — выстоит ли он, сможет ли выполнять все заповеди Торы, как сказано: «За то, что исполнял Авраам волю Мою и следовал предостережению Моему, исполняя Мои заповеди, законы и учения»[544]. Ишма-эль пришел из пустыни Паран, чтобы навестить своего отца Авраама. Сказал раби Йеуда: в ту ночь явился Всевышний Аврааму и сказал ему: «Возьми сына твоего»[545]. Аврааму было жаль Ицхака. Он спросил Всевышнего: «Какого сына Ты имеешь в виду? Того, кто родился у меня после обрезания, или того, кто родился раньше?» Всевышний ответил: «Единственного твоего»[546]. Авраам сказал: «Каждый из них единственный у своей матери». Всевышний ответил: «Которого ты любишь»[547]. Авраам сказал: «Я люблю их обоих». Всевышний ответил: «Ицхака. И вознеси его там как жертву всесожжения»[548]. Авраам спросил: «Владыка мира! На какую гору поднять его?» Всевышний ответил: «Там, где ты увидишь Славу Мою, ждущую тебя, и где Я скажу тебе: “Вот жертвенник”, как сказано: “На одной из гор, которую укажу тебе”»[549]. Не сказано: «указал тебе», а сказано: «укажу тебе».
Авраам встал на рассвете, взял с собой Ишмаэля, Элиэзера и своего сына Ицхака и запряг осла, как сказано: «И встал Авраам на рассвете, и запряг своего осла»[550]. Этот осел родился от ослицы, которая была создана в сумерки в канун шабата. На этом же осле ехал Моше, когда прибыл в Египет, как сказано: «И взял Моше жену свою и сыновей своих, и посадил их на осла»[551]. На этом же осле в будущем будет ехать потомок Давида, как сказано: «Возликуй, дочь Сиона, восклицай радостно, дочь Иерусалима! Вот приходит к тебе царь твой, праведник и спасенный он, бедный и восседающий на осле и на осленке, детеныше ослиц»[552]. Иц-хаку было 37 лет, когда он шел к горе Мория, а Ишмаэлю было 50 лет. Между Ишмаэлем и Элиэзером разгорелся спор — Ишмаэль говорил Элиэзеру: «Сейчас Авраам принесет Ицхака в жертву всесожжения, а я — его первенец. Поэтому я буду наследовать Аврааму». А Элиэзер отвечал Ишмаэлю: «Он уже выгнал тебя, как разводится муж с женой (то есть без права на имущество), и отослал тебя в пустыню. А я его раб, служу его дому днем и ночью. Я буду наследовать Аврааму». А пророческий дух отвечал им: «Ни тот ни другой не будет наследовать».
На третий день пути они прибыли в Цофим (место, откуда можно увидеть Храмовую гору). Когда они прибыли, там была Слава Шхины на горе в виде пожирающего огня, как сказано: «На третий день поднял Авраам глаза свои и увидел то место издали»[553]. Что он увидел? Огненный столп от земли до небес. Авраам спросил своего сына Ицхака: «Видишь ли ты что-нибудь на одной из тех гор?» Ицхак ответил: «Вижу». Авраам спросил: «Что ты видишь?» Ицхак ответил: «Я вижу огненный столп от земли до небес». Тогда Авраам понял, что Ицхак выбран для того, чтобы стать жертвой, принесенной Богу. Он спросил Ишмаэля и Элиэзера: «Видите ли вы что-нибудь на одной из тех гор?» Они ответили: «Нет». Авраам посчитал их уподобленными животным и сказал им: «Сидите себе здесь с ослом. Как ослы ничего не замечают, так и вы ничего не замечаете», как сказано: «И сказал Авраам своим отрокам: “Сидите себе здесь с ослом”»[554]. Авраам взял дрова, которые были на осле, и переложил на спину Ицхаку. Затем взял огонь и нож, и пошли они вместе.
Ицхак спросил отца: «Отец мой! Вот огонь и дрова, а где же ягненок для жертвы?» Авраам ответил ему: «Бог усмотрит себе ягненка для жертвы, сын мой»[555] — ты и есть ягненок. Сказал раби Ишмаэль: когда они пришли на место, Всевышний указал Аврааму на жертвенник и сказал: «Вот жертвенник». Это тот самый жертвенник, на котором приносил жертвы ранее Адам, первый человек. Это тот самый жертвенник, на котором приносили жертвы Каин и Эвель. Это тот самый жертвенник, на котором приносили жертвы Ноах и его сыновья, ведь сказано не про Ноаха: «И построил Ноах жертвенник…», а сказано: «И построил там Авраам тот самый жертвенник»[556] — тот, на котором приносили жертвы предки. Ицхак сказал своему отцу: «Отец! Свяжи мне руки и ноги, чтобы я не дернулся во время шхиты и не нарушил заповедь почитания отца (так как твоя жертва может стать непригодной, если я пошевелюсь)». Авраам связал Ицхаку руки и ноги и возложил его на жертвенник, подготовив сначала дрова. Затем поставил на сына ногу, как это делают, когда режут животное, чтобы оно не брыкалось. Он сделал это для большей надежности, несмотря на то что Ицхак был связан по рукам и ногам. Затем он протянул руку и взял нож, как сказано: «И протянул Авраам руку и взял нож, чтобы резать своего сына»[557].
Авраам приготовил мучное приношение, которое приносят вместе с жертвой ола, и лил вино на жертвенник как первосвященник, которым он стал после Шема, сына Ноаха. Бог смотрел, как отец связывает сына, готовящегося стать жертвой всей душой, и протягивает руку к ножу. И сердца отца и сына были полны радости оттого, что они выполняют волю Творца. А ангелы, которые не знали замысла Творца и не знали, что это испытание, кричали и плакали, как сказано: «Вот ангелы кричат снаружи, вестники мира горько плачут»[558]. Сказали ангелы: «Владыка мира! Ведь ты назван милостивым и милосердным по отношению ко всем Твоим созданиям! Смилостивься над Ицхаком, ведь он человек, сын человека, а вот он — связан, как животное! Человека и животное спаси, Всевышний!», как сказано: «Справедливость Твоя — как горы высокие, суд Твой — как огромная пропасть! Человека и животное спаси, Всевышний!»[559]
Сказал раби Йеуда: когда нож соприкоснулся с шеей Ицхака, его душа отлетела. А когда послышался голос Бога, исходящий из места между двумя керувами, который сказал: «Не поднимай руки на отрока»[560],
вернулась душа в тело его. Ведь жизнь и смерть только в руках Бога. Тогда Авраам развязал Ицхака, и он встал на ноги. И узнал Ицхак, что все мертвые в будущем воскреснут. В тот момент Ицхак сказал: «Благословен Ты, Всевышний, воскрешающий мертвых». Сказал раби Зехарья: баран, который был создан в сумерки в канун шабата, прибежал, чтобы быть принесенным в жертву вместо Ицхака. А ангел Самаэль пытался задержать его, чтобы отменить жертвоприношение, которое Авраам должен был совершить. Сказано: «И поднял Авраам глаза и увидел барана, зацепившегося рогами за кусты»[561]. Авраам взглянул и увидел барана, высвободил его, взял и принес в жертву вместо сына.
Сказал раби Берахья: аромат принесенного в жертву барана поднялся до престола Славы и был так же приятен Богу, как если бы это был аромат принесенного в жертву Ицхака. Бог поклялся благословить Авраама в этом мире и в будущем, как сказано: «И Я благословлю тебя и умножу потомство твое подобно звездам небесным»[562]. «Благословлю» — в этом мире, «умножу» — в будущем мире. Сказал раби Ханина бен Доса: ни одна часть того барана не пропала даром. Прах его был положен в основание внутреннего жертвенника, как сказано: «И будет Аарон совершать искупление раз в году, в Йом-Киппур, нанося кровь жертвы на боковые углы его»[563]. У агнца 10 жил, которые соответствуют 10 струнам музыкального инструмента, на котором играл царь Давид. Из кожи агнца был сделан пояс пророка Элияу, как сказано: «Сказали ему: “человек тот с длинными волосами и подпоясан кожаным поясом… это Элияу”»[564]. Два рога агнца — шофары. В левый Всевышний трубил на горе Синай, как сказано: «И был глас шофара»[565]. А размер правого рога больше левого, и в него будут трубить в будущем, когда соберут всех евреев из изгнания, как сказано: «И будет в тот день: протрубят в большой шофар»[566].
Сказал раби Ицхак: «Всё было создано в заслугу поклона, как сказано: “Восхваляйте Господа Бога нашего и склоняйтесь к подножию Его”» (Теилим 99:5).
[543] Берешит 22:1.
[544] Берешит 26:5.
[545] Берешит 22:2.
[546] Берешит 22:2.
[547] Берешит 22:2.
[548] Берешит 22:2.
[549] Берешит 22:2.
[550] Берешит 22:3.
[551] Шемот 4:20.
[552] Зехарья 9:9.
[553] Берешит 22:4.
[554] Берешит 22:5.
[555] Берешит 22:8.
[556] Берешит 22:9.
[557] Берешит 22:10.
[558] Йешаяу 33:7.
[559] Теилим 36:7.
[560] Берешит 22:12.
[561] Берешит 22:13.
[562] Берешит 22:17.
[563] Шемот 30:10.
[564] Мелахим II 1:8.
[565] Шемот 11:19.
[566] Йешаяу 27:13.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.