Из цикла «Знание веры», темы: Каббала, Колдовство, Вера и упование, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
Писал Нацив (Аамек Давар, Берешит 37:13): «Однако не дай Бог сказать, что Высшее провидение не может охранить также и от выбора человека. Но нужно сказать, что для этого требуются особые заслуги». И так видно из слов самого Зоара: «мало кто может спастись». Именно так прямым текстом сказано и в комментарии Ор Якар на Зоар, написанном раби Моше Кордоверо. К этому следует добавить и вышеприведенные слова Хазон Иша: «сатана обвиняет в час опасности, и человека судят каждый день, и также на суде в Йом Кипур иногда постановляют отдать человека в руки естественного хода событий в мире, и не делать ему чуда».
Таким образом, простой смысл слов Зоара можно понимать так: тот, кому на Небе присуждено попасть в руки своего ненавистника, должен знать, что это страшный приговор, и требуются особые заслуги, чтобы избавиться от такого приговора. Мало кто в состоянии спастись от этого постановления, поскольку передан он в руки своего ненавистника, обладателя свободы воли. А потому следует стараться изо всех сил (ведь человек не знает, что постановлено на Небе по его поводу, и должен предпринимать усилия, чтобы спасти себя, раз Тора открыла нам, что ненависть врага так опаснее ямы) — и лучше прыгнуть в яму со змеями, чтобы спастись от такой ситуации. В этом и состоял замысел Реувена спасти Йосефа от рук его братьев, обладателей свободы воли, ненавидевших его, поскольку знал, что не пожалеют его, и предпочел подвергнуть его опасности ямы со змеями.
Можно также добавить:
Ведь само упование и есть заслуга человека, которая помогает ему спастись от сурового приговора; а обычно, когда человек попадает в руки своего врага, от страха он теряет упование на Всевышнего, и все свои надежды возлагает на попытки умолить ненавистника. Тем самым он теряет защиту, которое давало ему упование на Творца, и передается в руки ненавидящего его. И даже если не было ему сурового приговора ранее, — потеряв упование и богобоязненность, он привел на себя такое постановление Небес. Так можно объяснить вышеприведенные слова Зоара.
Таким образом, наши Учителя согласны, что никому не может быть нанесен ущерб без приговора Неба. Мы привели пространные доказательства данного мировоззрения потому, что его отрицание может привести к искоренению самого принципа упования на Всевышнего в жизни человека.
Теперь мы можем объяснить еще один вопрос, который на первый взгляд кажется странным:
«Нет никого, кроме Него»: сказал раби Ханина: и даже колдовство (не происходит без Его воли, и если нет постановления перед Ним — колдовство не может принести зло человеку). Та колдунья, которая пыталась взять пыль из-под ног раби Ханины (чтобы применить к нему колдовство и умертвить его), сказал ей: бери, не получится у тебя, написано «нет никого, кроме Него». А ведь раби Йоханан сказал: почему называется «колдовство» (кшафим)? Потому что оно отрицает (макхишим) Высшую свиту (человек, возможно, не приговорен к смерти Свыше, но он умирает из-за колдовства)?! (Ответ на этот вопрос таков:) «раби Ханина — другое дело, так как его заслуги велики» (Хулин 7).
Здесь также нужно объяснить: как такое возможно? Вопрос, однако, прояснится в соответствии со словами Рана, учитывая вышеприведенную цитату из Хазон Иша. Ран писал: «Мне открылось разрешение неясного вопроса, по поводу того, что сказали Мудрецы: колдовство производится через ангелов разрушения… Посредством колдовских действ тела в нижнем мире становятся способны принять впечатление и воздействие от ангелов разрушения, и такие действа Тора должна была запретить, поскольку хотя сами по себе бесы не могут нанести вред по своей воле, Всевышний не желает, чтобы мы подготавливали тела в нижнем мире для принятия впечатления и воздействия от ангелов разрушения.
Дело в том, что они сотворены для того, чтобы быть только орудием гнева Всевышнего, и воздействовать только тогда, когда Он пожелает уничтожить какой-то народ или индивидуумов, как, к примеру, произошло при казни первенцев в Египте. Так мы можем понять высказывание Мудрецов, что колдовство “отрицает Высшую свиту”: Всевышний сотворил Свой мир таким образом, что силы, воздействующие благо — воздействуют постоянно, а воздействующие зло не действуют постоянно, но лишь тогда, когда Он желает для нужд текущего момента. Когда же люди занимаются колдовством, они подготавливают нижние миры для получения воздействия негативных сил, что противоречит порядку, установленному в Высшей свите».
Эти слова Рана можно понять в соответствии с Пятой Основой, что нет силы ни у какого ангела или покровителя действовать от себя по своей воле. «Поскольку в них заложена определенная природа и их действия не подвергаются суду и не содержат свободы воли» (Рамбам). Из слов Рана мы видим, что в соответствии с подготовкой получателей, силы свыше ниспосылаются на них, и подобно тому, как можно использовать материальные силы в мироздании (например, энергию солнца для обогрева, электроэнергии или поджигания пожара, и это не зависит от желания солнца), так возможно использовать духовные силы, заложенные в мироздание, посредством соответствующего приготовления получающих. Таким образом, возможно притянуть силы суда и негативного воздействия через приготовления, известные для занимающихся колдовством.
Добавим к этому слова Хазон Иша, что сатана обвиняет в час опасности, и человека судят каждый момент, и сможем объяснить наш вопрос. Несомненно, нет силы у колдовства самого по себе, но Всевышний заложил эти силы в природу мироздания, и тот, кто знает науку колдовства, может их задействовать. А человек, к которому эти силы применили, находится в опасности, и тогда обвинение сатаны — если у него недостаточно заслуг — может способствовать вынесению тяжкого приговора с Небес, которого изначально не существовало. И тогда кажется, что колдовство само, своей силой, изменило приговор, вынесенный человеку в Рош аШана. Хазон Иш, к тому же, писал, что иногда человеку в Рош аШана присуждается быть подверженным естественному ходу событий в мире. Но на самом деле — невозможно нанести какого-либо ущерба человеку без приговора свыше. И потому Гемара заканчивает: «Человек пальцем не ударит внизу, если не провозгласят о нем Свыше».
«Колдовство, о котором сказали Мудрецы (Санедрин 68), что оно отрицает Высшую свиту — это силы природы, и так установил Всевышний, чтобы определенные действия имели силу изменить природу. И хотя Всевышний запретил эти действия и тот, кто их производит, нарушает Его волю — уже дана людям свобода выбора между добром и злом, и человек может совершить зло, несмотря на то, что это против Его воли. Таково желание Всевышнего, чтобы человек мог выбирать зло по своей воле. И подобно тому, как человек нарушает запрет инцеста и порождает незаконнорожденного ребенка, поскольку мир действует по законам природы и Всевышний не желает сделать так, что в случае запрещенной связи ребенок рождаться не будет, так и при занятии колдовством — оно возымеет свое действие, как установил Всевышний. Он пожелал, чтобы в мире присутствовала сила действия колдовства, и чтобы Он запретил использовать ее, а человек мог выбирать — делать это или нет. И сказали Мудрецы (Хулин 7), о колдовстве, что “нет никого, кроме Него”, и что случай с раби Ханиной — особый, поскольку у него много заслуг (и он не подвержен колдовству). Имеется в виду, что на самом деле также и сила колдовства — от Всевышнего, ведь написано “нет никого, кроме Него”, и Он желает, чтобы такая сила существовала и не изменяет ее, а для раби Ханины, заслуги которого велики, н изменяет эту силу, как изменяет для праведников другие природные силы, ибо все силы — от Него» (раби Цадок аКоэн).
Закончим словами Рамбана: «На основе великих и общеизвестных чудес человек признает и скрытые чудеса, которые являются основой всей Торы, ибо нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, если он не верит, что все происходящее с нами — все чудо, нет в нем природы и естественного хода событий, как по отношению к обществу, так и по отношению к индивидууму. Но если он будет выполнять заповеди — получит награду, а если нарушит их — подвергнется наказанию, всё по приговору Всевышнего» (Шмот 13:16).
Это принцип, на который указывает Девятая Основа веры: все, что происходит с человеком — происходит под надзором индивидуального провидения.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.