Темы: Связь с Творцом, Еврейская притча, Рассказы, Симха Горелик
Раньше, когда ритм жизни был иным, почти все женщины вышивали, выражая неповторимым узором то чувство прекрасного, что жило у каждой из них в душе. Будь то наволочка для подушки, или покрывало для халы, или парохет — любое произведение было совершенно. Оно получалось в точности, как было задумано той, что сидела над ним при свете свечи, творя чудесное и волшебное из самых простых ниток…
Но как выглядели эти прекрасные вышивки с изнанки? Мог ли малыш, сидящий на скамеечке у бабушкиных ног и слушающий ее рассказы о давних временах, узнать в хаосе перепутанных ниток и узлов — букет тюльпанов? подсвечник и две халы? колонны, увитые виноградной лозой? Нет, с изнанки всякая вышивка казалась ему безобразной и бессмысленной.
— Бабушка, что ты делаешь?
— Я вышиваю что-то прекрасное…
Хм… Прекрасное? О чем это она? Только когда вышивка была готова, бабушка с улыбкой показывала её малышу, и он с удивлением видел ее лицевую сторону, где формы, цвета и узоры были идеально подобраны и представляли собой подлинное произведение искусства.
Малыш вырос. И много раз, когда ему становилось особенно тяжело в жизни, он в отчаянии возносил Творцу упрек:
— Боже, Боже, что Ты делаешь?
И ему слышался ответ, как в детстве:
— Я вышиваю что-то прекрасное…
Когда в жизни всё так сложно и запутанно, столько в ней узлов и рваных нитей, переплетений и ненужных пустот — знайте, это лишь её изнанка. Когда-то мы увидим законченную работу Творца, вышитую картину нашей жизни, — и она будет прекраснее, чем мы можем себе представить…
Один царь прослышал как-то о метком стрелке из захолустья — и пожелал пригласить его на состязание, потому как сам он был отличным стрелком и давно мечтал сразиться с профессионалом.
Посмотреть на это великое состязание пришли все самые знатные люди, все министры, все придворные. Царь, конечно, имел честь стрелять первым, и, как и ожидалось, почти все его пули попали в цель.
Вот пришла очередь стрелять его сопернику. Первый выстрел — мимо. Второй — мимо. Что такое: десять выстрелов — и ни один не попал в цель?! Да любой мальчишка с улицы стрелял бы лучше!
Но у царя был острый глаз. Он внимательно изучил мишень и после объявления результатов состязания подошел к своему сопернику:
— Послушай, все твои десять пуль пущены в одну точку! Если ты хорошо стреляешь, почему же ты ни разу не попал «в яблочко»? А если ты плохо стреляешь, как ты умудрился все пули до единой пустить в одну точку?
— Ваше Величество, — ответил стрелок, — я не хотел нанести урон Вашей чести, поэтому стремился к тому, чтобы судьи и зрители присудили Вам первое место в состязании. Но я также не хотел, чтобы Вы считали меня бездарем и выскочкой, поэтому я стрелял так, чтобы только Ваш острый глаз заметил мою меткость — вот и выпустил все десять пуль в одну точку!
Кто оказывается настоящим победителем в многочисленных состязаниях, в которых каждый из нас участвует изо дня в день? Тот ли, кто громогласно заявляет о своей правоте, — или тот, кто, уклоняясь от бессмысленных споров и раздоров, дает другому возможность понять и принять истину — сохранив при этом своё и его достоинство?
Рассказывают об одном раввине, который однажды пришел в больницу, чтобы навестить своего знакомого. У лифтов была прикреплена большая вывеска, где указывалось расположение больничных отделений. Рав изучал эту вывеску минут десять, пока кто-то не спросил у него:
— Вам помочь, подсказать что-то?
— Нет, спасибо — ответил раввин, — я просто хочу хорошенько запомнить, что здесь написано:
1-й этаж — Кардиология (сердце)
2-й этаж — Нефрология (почки)
3-й этаж — Неврология (нервы)
4-й этаж — Ревматология (суставы)
5 этаж — Гастроэнтерология (пищеварительная система)
6 этаж — Онкология (рак)
7 этаж — Психиатрия
8-й этаж — Хирургия
Так много отделов, так много болезней, и слава Б-гу, что мне не нужен весь этот длинный список. Каждый день я сплю дома, а не в палате, в своей пижаме, а не в больничном халате, я могу выпить стакан воды собственным ртом, а не через капельницу…
Некоторым дается возможность искренне возблагодарить Творца за Его милость — особенно, если они были больны страшной болезнью и излечились, или попали в аварию и выжили, или были свидетелями другого открытого чуда.
Но можно, не дожидаясь смертельной опасности, переключить свое внимание с того, чего у нас нет, — на то, что у нас есть: семья, здоровье, одежда и обувь, еда и вода… И поблагодарить Того, по Чьей милости мы получили все эти и многие другие дары.
Маленький мальчик пришел в магазин вместе со своим отцом. Когда они собирались уходить, продавец протянул мальчику банку с леденцами:
— Ты можешь взять целую горсть конфет!
Мальчик выжидательно смотрел на отца.
— Ну же, смелей, бери — это бесплатно!
Но мальчик по-прежнему стоял и смотрел на своего отца. В конце концов отец засунул руку в банку, достал горсть конфет и отдал ее сыну. Они поблагодарили продавца и вышли из магазина. Отец, конечно, спросил сына, почему тот сам не взял конфеты. Мальчик широко улыбнулся и сказал:
— Я хотел, чтобы ты вынул конфеты, потому что твоя рука больше…
Рука отца — больше, и в нее помещается больше конфет. Но каких же «конфет» просить нам у нашего Отца, что на Небесах? Ведь Он хочет дать нам самое лучшее, что есть в этом мире — и только ждет, чтобы мы попросили Его об этом: попросили бы терпения, умения управлять своим гневом, сил справиться со своим дурным началом, стойкости пережить все предназначенные испытания… Всё это мы получим из щедрых рук Всевышнего — надо только попросить.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.