Темы: Добрые дела, Музыка, Отношения между людьми, Симха Горелик
Весной 1969 года в нью-йоркской еврейской больнице Бейт Исраэль под личным наблюдением доктора Гэри Цукера на тонкой ниточке между жизнью и смертью балансировал прославленный на весь мир негритянский джазист Луи Армстронг.
Пока Армстронг приходил в себя после трахеотомии, его давний друг доктор Цукер, сидевший возле койки, напевал в задумчивости песенку. Это была старинная колыбельная, что привезли в Америку из царской России еврейские иммигранты на рубеже веков.
Армстронг лежал на больничной койке, слушал незатейливые слова про плачущего малыша и про свободную землю, которая «где-то есть для нас с тобой». Мелодия колыбельной разом отбросила великого джаз-музыканта на шестьдесят лет назад. Армстронг взял ручку и, не зная, сколько ему еще отмеряно и успеет ли он закончить своё дело, стал записывать. Так появились 75-страничные мемуары под названием: «Луи Армстронг и еврейская семья в Новом Орлеане, Луизиана, 1907 г.».
Эта рукопись была обнародована более чем через десять лет после его смерти. Тогда и прояснилось многое: и вечный «магендавид» на шее Армстронга, и знание идиша, и еврейские мотивы в некоторых его песнях, и даже его особенный вокализ, удивительно напоминающий распевы еврейской молитвы…
«Русская колыбельная», — с нежностью пишет он, — «это песня, которую я пел, когда мне было семь лет, — с семьей Карновски. Их мама укачивала малыша Довида, а мы подпевали. Когда Довид засыпал, мы все желали друг другу спокойной ночи, и я отправлялся к себе домой…»
Луи Даниэль Армстронг родился в 1901 году в Новом Орлеане: портовый город, строгая сегрегация, нищета… Его матери было только 16 лет, отец бросил их сразу после рождения Луи, а мать вела не самый праведный образ жизни.
Доучившись до пятого класса, Луи был вынужден бросить школу и пойти работать — иначе их маленькой семье было не выжить. Но и еще раньше — уже с 6-7 лет Луи, как и многие другие чернокожие маленькие школьники, искал возможность хоть где-то заработать пару центов.
В то время в одном из бедных кварталов Нового Орлеана жила небольшая и очень сплоченная община литовских евреев. Все они были друг другу родственниками или свойственниками — и так же, как и черные жители Нового Орлеана, пытались выжить, несмотря на лютый антисемитизм, от которого они бежали и с которым были вынуждены вновь столкнуться в Америке.
«Евреи страдали на протяжении истории даже больше, чем чернокожие: мне было всего 7 лет, но я видел, как скверно обращались белые люди с той бедной еврейской семьей, на которую я тогда работал…»
И всё же евреи Нового Орлеана считали себя счастливыми. В США, по крайней мере, не было погромов, и они были вольны жить там, где хотят (и могут себе позволить) и зарабатывать на жизнь, как хотят.
Семья Карновски зарабатывала на жизнь тяжелым трудом. Каждое утро, в 5 утра, один из старших мальчиков, Алекс или Моррис, отправлялся на добычу бутылок, костей и тряпок. Они скупали старый хлам у людей, чтобы затем его перепродать или выменять на что-то более стоящее.
Когда семилетний Луи подошел к Карновски с просьбой о работе, они не возражали против того, чтобы нанять чернокожего ребенка. Так мальчик впервые оказался ранним утром буднего дня в фургончике рядом с Алексом Карновски.
По вечерам фургончик тоже был загружен — но уже не старьем, а углем, который Луи вместе с Алексом или Моррисом продавали желающим по никелю за ведро.
Именно Моррис однажды подарил маленькому Луи невиданный, очень ценный подарок. Это была самая обыкновенная оловянная дуделка в форме рога, которая умела издавать только пронзительные звуки на одной ноте. Вообще-то, дуделка была для Луи рабочим инструментом: он должен был в нее трубить, возвещая по утрам о прибытии фургона, собирающего старье, и по вечерам — о том, что привезли на продажу уголь. И здесь-то в будущей знаменитости проснулся музыкант:
«Однажды я снял деревянный наконечник рога, поднес к его устью два пальца и к своему удивлению обнаружил, что, удаляя их друг от друга или приближая, я мог играть мелодию! О, детям это очень понравилось. Они приносили пустые бутылки, Моррис давал им несколько центов, и они стояли вокруг нашего фургона, пока я их развлекал своей “игрой”».
Однажды, когда Моррис и его маленький помощник в очередной раз шерстили окрестности в поисках подходящего старья, острый глаз Луи заметил грязный и тусклый корнет в окне ломбарда. Это был настоящий медный духовой музыкальный инструмент, не какая-то там свистулька! С бьющимся от волнения сердцем он попросил Морриса остановиться. Вместе с Моррисом они вошли в ломбард — узнать цену корнета. Оказалось, что тот стоил целых пять долларов, то есть как 135 долларов в наши дни!
Моррис Карновски был всего на четыре года старше Луи и понимал его лучше других. Видя интерес маленького мальчика к музыке, он не мог отмахнуться от него — сам Моррис был тоже артистической натурой, и позже, поступив в театр на идиш, навсегда остался верен сцене. Моррис подумал — и вручил Луи два доллара в качестве первого взноса за корнет. Остальные три доллара Луи выплатил за 6 недель, став полноправным обладателем драгоценного инструмента. На этом корнете и выучился играть будущий знаменитый джазист, и только гораздо позже перешел на трубу.
Так значит, это еврей Моррис Карновский, сам того не ведая, подарил Луи то, что привело его к международной славе? Возможно, тепло, безопасность и любовь, которые всегда царили в маленькой, очень бедной, но уютно обустроенной квартирке Карновски, сделали еще больше.
Луи не только работал у Карновски. Они почти усыновили его: стали называть его «Кузен Луи», оставляли обедать, пели вместе по вечерам… Для чернокожего мальчика это был совершенно новый мир. Тепло, полученное у очага бедной еврейской семьи, будет согревать Армстронга во время многочисленных испытаний, предшествовавших его громкой славе. А уроки трудолюбия и несгибаемости, которые он получил у Карновски, стали теми инструментами, без которых он, по его собственному признанию, не достиг бы успеха.
«У еврейского народа такие замечательные души. Меня восхищает, как они объединяются и борются с предрассудками, не тратя энергию на протесты: они просто тяжело трудятся, живут своей жизнью, полной взаимопомощи и заботе друг о друге, и достигают своей цели…
Я всегда восхищался еврейским народом — особенно их мужеством, с которым они терпели долгие годы унижений. Даже “моей расе”, неграм, жилось немного лучше, чем евреям.
Я буду любить еврейский народ всю свою жизнь. Они всегда были теплы и добры ко мне, когда я был мал и так нуждался в этом…
Они научили меня жить, научили решимости и несгибаемости…»
И действительно, трудолюбию Армстронга многие поражались. Он выступал по 300 раз в год, снялся более чем в тридцати фильмах, был способен давать по два шоу в день, переезжая при этом из города в город в рамках международного турне…
Но еще больше поражались позитивному взгляду на жизнь Луи Армстронга. Его широчайшая сияющая улыбка была искренней: он любил людей, был застенчив и не умел мстить, как бы ни были к нему жестоки и несправедливы.
У прочитавшего «еврейские воспоминания» Армстронга, возможно, возникнет соблазн романтизировать его образ и приписать его знаменитую песню «Let my people go» «Отпусти народ мой» стремлению солидаризоваться с евреями.
Нет, несмотря на то, что в песне поется о том, как Моше просит фараона отпустить евреев, тем не менее, она была написана в середине XIX века борцами за освобождение черных, и эта тема была ближе Армстронгу, чья бабушка была в прошлом рабыней… И всё же, идеи для многих своих песен Армстронг черпал в ТаНаХе: Ezekiel Saw de Wheel («Колеса Ехезкеля»), Jonah and the Whale («Пророк Иона и кит»), Cain and Abel («Каин и Авель»).
Импресарио Армстронга Джо Глейзер как-то подарил ему «звезду Давида» — и этот еврейский символ Луи носил на цепочке всю свою жизнь — с гордостью и в честь всего, что сделали евреи для него, чернокожего мальчика из Нового Орлеана, которому удалось стать самым влиятельным джазовым музыкантом в истории.
Благодарность, акарат а-тов, считается одним из самых важных качеств. Еврейские дети по всему миру учатся благодарности у своих родителей, которые не просто велят малышам говорить «спасибо», а своим примером показывают им, как пропитать свою жизнь благодарностью к Всевышнему и к каждому, кто сделал даже самый малый добрый поступок. Читая мемуары Луи Армстронга, мы понимаем, что умение видеть добро и быть признательным пришло к нему в далекие годы детства, проведенные у еврейского очага.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.