Темы: Цдака, Тора и психология, Самосовершенствование, Еврейская притча, Рассказы, Симха Горелик
Притчи мудрецов, как известно, призваны передавать Учение в мир. За внешне простым сюжетом машаля (примера) всегда стоит нимшаль — внутренний духовный смысл. За довольно обыденными историями, случающимися в повседневной жизни каждого человека, тоже кроется духовная составляющая. Если мы не пытаемся ее увидеть, мы уподобляемся человеку, «не любящему бананы», который, попробовав травянистую его кожуру, так и не попытался добраться до сладкого плода.
Один человек начал терять надежду. Приближался праздник Рош а-Шана, и он думал обо всех обещаниях исправиться, которые он дал год назад — эти мысли не давали ему покоя: он так много взял на себя и так мало выполнил. Сегодня он был тем же самым, что и год назад — с теми же проблемами и недостатками. В унынии и отчаянии он пришел к раввину.
Раввин выслушал его и сказал:
— Знаешь ли ты, сколько времени требуется гигантскому китайскому бамбуку, чтобы вырасти на 20 метров? В первый год крошечный росток поливают и удобряют — и ничего не происходит. Продолжают поливать и удобрять еще. Затем еще и еще. И все равно ничего не происходит. А потом, на пятый год, бамбук взлетает к небу! И в течение шести недель вырастает на 20 метров в высоту! Так сколько, по-твоему, времени требуется бамбуку, чтобы вырасти до такой высоты?
— Шесть недель, — ответил человек.
— Ты ошибаешься, ему требуется пять лет. Ведь если бы в какой-то момент фермер перестал поливать росток, он бы зачах и умер. А что на самом деле происходило в те годы? Под землей, невидимая глазу, развивалась и укреплялась корневая система бамбука, которая будет необходима ему, когда стебли пойдут в рост.
Первый вопрос к себе: хочу ли я укрепить свои корни в твердой почве, как китайский бамбук, — или меня устраивает только мгновенный эффект?
В одном еврейском местечке торговцы каждое утро собирались в трактире, завтракали, обсуждали дела, и все вместе отправлялись на свою работу на рынок. Каждое утро, в одно и то же время, когда трактир был полон, туда заходил нищий и просил милостыню у местных торговцев и заезжих купцов.
Местные придумали себе развлечение. Каждое утро один из них вынимал из кармана две монеты и давал нищему право выбрать одну из них. Неизменно одна из монет была размером покрупнее (это был пятачок), а другая — размером поменьше (это был гривенник, 10 копеек). Нищий каждый раз наивно выбирал пятачок, «потому что он больше» и под раскатистый хохот торговцев выходил из трактира.
Однажды утром в трактире завтракал новый купец, и сердце его сжалось при виде того, как смеются над нищим. Купец вышел вслед за нищим, чтобы объяснить ему, какая монета сколько стоит, и посоветовать назавтра выбрать десять копеек.
Нищий посмотрел на него с недоумением:
— Ты думаешь, я не знаю, что можно купить на гривну, а что — на пятак? Это же моя работа! Но если я однажды выберу гривенник, они больше не станут развлекаться каждое утро, предлагая мне на выбор две монеты — и я потеряю заработок.
Второй вопрос к себе: что я теряю, а что приобретаю, делая тот или иной выбор в жизни?Не лучше ли иногда стерпеть насмешку ради того, чтобы удостоиться чего-то на самом деле стоящего — заслуги или выполненной заповеди?
Анекдот. Учитель в светской школе говорит ученикам:
— Видите ли вы доску на стене? Стол? Стул?
Ученики хором отвечают: «Да-а-а!»
— Раз вы всё это видите, значит, можете поверить, что они существуют. А видите ли вы Б-га?
— Не-е-ет!
— Значит, вы не должны верить в Б-га.
Встает один остроумный мальчик и обращается к одноклассникам:
— А видите ли вы мозг учителя?
— Нет! — отвечают все хором.
— Если так, не верьте, что у него есть мозг, и не слушайте его!
Я верю в существование Всевышнего, потому что вижу весь прекрасный мир, сотворенный им. Третий вопрос — к сомневающемуся «я» внутри меня: зная, что человеческий мозг сложнее самого передового компьютера, а глаз — совершеннее любого фотоаппарата, разве можно утверждать, что они случайно получились в результате «Большого Взрыва» за миллионы лет до изобретения компьютера и фотоаппарата?
Один молодой человек, окончив обучение в Академии Живописи, захотел получить подтверждение своих способностей в глазах зрителей.
Несколько дней он трудился над картиной, а потом поставил ее на мольберт в торговом центре и написал под нею так: «Я начинающий художник, и я хотел бы получить ваши критические отзывы. Каждый, кто увидит в картине ошибки, касающиеся светотени, пропорций, композиции, перспективы и т.п., — пожалуйста, возьмите черный маркер, который я оставил внизу, и пометьте проблемное место на картине знаком “X”».
Придя в торговый центр на следующий день, молодой художник не узнал своей картины — она была вся черна от многочисленных знаков «Х». Он немедленно снял свое произведение с мольберта и, решив, что в живописи у него будущего нет, отправился восвояси.
Прежде чем сжечь злополучное полотно, он все же решил показать его своему учителю — хотя бы для того, чтобы спросить у него, зачем тот ставил ему хорошие оценки в Академии. Учитель посмотрел на пейзаж и сказал:
— Ты можешь сделать копию эту картины? Я потом тебе объясню, зачем…
Через три дня копия была готова, и новый пейзаж на мольберте вскоре украшал холл другого торгового центра. Надпись под ним, впрочем, по просьбе учителя, была другая:
«Каждый, кто увидит в моей картине какие-либо неточности и ошибки — не стесняйтесь, исправляйте! Я оставляю здесь для вас краски и кисти».
Начинающий художник регулярно навещал свое детище — но ни назавтра, ни через неделю, ни через месяц никто не прикоснулся кистью к полотну.
— Видишь разницу? — сказал ему учитель. Что не так — все знают, а исправить и сделать правильно — почти никто не может…
Четвертый вопрос к себе: не пора ли мне выбросить черный маркер и запастись разноцветными красками, прежде чем указать кому-то на его ошибку?
Пятница. Папа и сын выходят из магазина с множеством пакетов, полных еды. В одном из пакетов лежат и соблазнительно пахнут пять свежих булочек. К ним подходит бедно одетый мужчина и смущаясь спрашивает, не найдется ли у них чего-нибудь поесть…
Папа и сын без промедления дают ему две булочки, человек благодарит и идет дальше. Отец с улыбкой смотрит на сынишку и спрашивает:
— Сколько булочек у нас осталось?
— Три булочки.
— Подумай-ка ещё…
— Папа, было 5 булочек, минус 2 — это 3 булочки, что тут думать?
— А вот что. Те три булочки, что у нас в пакете, мы скоро съедим, и у нас от них ничего не останется, но две булочки, которые мы отдали бедным, — это то, что останется у нас на самом деле, на веки вечные. На Небесах запишут на наш счет только их — и эти булочки уже никто у нас никогда не заберет!
Пятый и самый главный вопрос к себе: когда я коплю и собираю, покупаю и инвестирую, посвящаю дни и ночи созданию комфортного и качественного мира для себя — помню ли я о том, что всё это добро останется здесь, в этом мире, когда моей душе придет время возвращаться к Создателю?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.