Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Раби Йоханан бен Закай, Разрушение Храма, Еврейская история, Искупление грехов, Раби Элиэзер
«И сделают Мне Храм, и Я буду обитать среди них…»
(Шемот 25:8)
Рабан Йоханан бен Закай прожил два года после разрушения Второго Храма[1]. Его главной задачей было передать Тору последующим поколениям, которые уже не увидят Иерусалимского Храма и будут всецело погружены во тьму Римского изгнания. Для этого ему были необходимы ученики, обладающие возвышенными качествами души, способностями к обретению знания и ясным мышлением. Ведь ученик должен обладать утонченным пониманием, быть способным проникнуть в суть каждого вопроса, охватить его со всех сторон и подвергнуть глубокому анализу своим мышлением благодаря знанию множества первоисточников.
Каждый, кто хоть немного постиг пути Творца в управлении миром, понимает, что именно ясное мышление является главным Божественным даром человеку: «И немногим Ты умалил его перед Богом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами Твоих рук, всё положил к его ногам»[2]. Об этом говорил царь Давид: «Тора Б-га — совершенная, успокаивает душу»[3] — имеется в виду вера, наполняющая сердце мудреца, ясное мышление которого постигает основы знания.
За 40 лет до разрушения Второго Храма начали проявляться явные предвестники этого страшного события: «Учили мудрецы: за 40 лет до разрушения Храма жребий [на приношение жертвы] в Йом-Кипур) не оказывался в правой руке (первосвященника), червленая нить (после отсылания козла отпущения) не белела, западная свеча Меноры затухала, а врата святилища раскрывались сами по себе, пока на них не прикрикнул рабан Йоханан бен Закай: Святилище, святилище, зачем ты пугаешь само себя? Я знаю, что в будущем ты будешь разрушено, и уже пророчествовал о тебе Зехарья бен Идо: “Открой, Леванон, двери твои, и пожрет огонь кедры твои”[4]». Сказал раби Ицхак бен Таблаи: «Храм называется Леванон, потому что обеляет грехи Израиля…»[5]
В трактате Йома сказано: «Два козла (приношения) в Йом-Киппур должны быть одинаковыми внешне, одного размера и стоимости и взяты одновременно.»[6]Рамбан в своем комментарии на недельную главу Торы Ахарей Мот приводит слова «Пиркей де-раби Элиэзер»: «В Йом-Киппур евреи “подкупают” Самаэля, чтобы тот не препятствовал принятию их жертвоприношений, как сказано: “И положит Аарон на двух козлов жребий: один — Господу, а другой — Азазелю”[7]. Козел, выпавший по жребию Господу, приносится в жертву Всесожжения в Храме, а доставшийся Азазелю принимает на себя все грехи Израиля, как сказано: “И понесет этот козел на себе все их преступления в землю декрета, и отошлет он козла в пустыню”[8]. Увидит Самаэль, что у Израиля нет грехов в Йом-Киппур, и скажет Всевышнему: “Властелин всех миров! У Тебя на земле есть народ, подобный ангелам на Небесах.”»[9] Вот в чем сокровенная тайна этого повеления Торы.
Так об этом говорил царь Шломо: «Со Мною из Леванона, невеста, со Мною из Леванона пойди.»[10] Леванон — название Иерусалимского Храма, происходящее от слова лаван — белый, поскольку возвышенная духовная атмосфера, царившая в Храме, обеляла каждого вошедшего в него, он раскаивался в своих грехах и исправлял свои недостатки. Мы видим, насколько зло подрывает творение, ведь «Иерусалимский Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти»[11]. Он объединял весь мир в единое целое, а поддерживал эту общность избранный народ. Когда же евреи стали грешить беспочвенными раздорами, эта связь распалась, и из-за множества наших грехов был разрушен Божественный Храм, да возвратит его нам Всевышний вскорости, в наши дни!
И вот, мудрецы Талмуда сказали в трактате Йома: «Что явилось причиной разрушения Первого Храма? — Три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А из-за чего был разрушен Второй Храм — ведь в те дни еврейский народ изучал Тору, соблюдал заповеди и отличался милосердием к ближнему? — Из-за беспричинной ненависти друг к другу. Раби Йоханан и раби Элиэзер сказали: во времена Первого Храма преступления были явными и потому был известен срок завершения их изгнания. Но в период Второго Храма грех не был очевиден, а потому не был определен и срок окончания изгнания. Это сообщает тебе, что беспричинная ненависть — столь же тяжкое преступление, как идолопоклонство, разврат и убийство, вместе взятые»[12].
В Талмуде сказано: «Если человек обладает знанием, то Храм как будто отстроен в его дни, ибо Тора поместила знание между двумя именами Всевышнего: “Б-г знания Господь…”[13] — и Храм помещен между двумя именами Всевышнего: “.место для пребывания Твоего создал Господь, Храм Господа основали руки Твои”[14]». Талмуд описывает две предельные крайности: высочайший уровень наделенного знанием — как будто он в свои дни возвел Храм для всего народа Израиля, и величайшую ущербность лишенного знания — так что даже Бог, источник всякого милосердия, не жалеет его, а потому и людям запрещено проявлять к нему снисхождение, в силу сказанного: «.и ходи Его путями»[15].
Учителя Мусара говорят о нашем времени: «Но сейчас, когда из-за наших грехов мы лишены Храма, когда у нас нет “ни жертвоприношений, ни огня жертвенника, ни благоволения”, — всё же наше служение реализуется, когда мы возвышаем низшие душевные силы, чтобы они служили освящению имени благословенного Бога и вознеслись благодаря этому в Его святости. И когда человек приносит в жертву свои низшие душевные силы и чувства и добивается, чтобы они не были отделены от Бога, а использовались для служения Ему, тем самым он возвышает и поддерживает всё мироздание. В наши дни это и есть жертва Богу и Его “хлеб”»[16].
За 40 лет до разрушения Иерусалима появились признаки надвигающейся гибели Святого города, тогда раби Цадок — выдающийся мудрец Мишны — коэн, служивший в Иерусалимском Храме, начал ежедневно поститься ради раскаяния своего народа и для его спасения от меча.
Раби Цадок дает нам свое ценнейшее наставление: «Не делай из Торы венец, чтобы возвеличить себя, ни мотыгу, чтобы копать ею. Так сказал Гилель: “И тот, кто пользуется венцом, исчезает”. Отсюда ты узнаешь, что всякий, кто злоупотребляет Торой, выводит собственную жизнь из этого мира»[17].
Мидраш повествует о том, что произошло позже: «Однажды раби Цадок подошел к разрушенному Храму и произнес: “Отец небесный, Ты разрушил Свой город, сжег Свое святилище и пребываешь в безмятежности и покое?” В тот же миг глубокий сон охватил раби Цадока, и он увидел, как Всевышний оплакивает Иерусалим и ангелы вторят Ему: “Будь городом веры, Иерусалим!”»[18]
Рабан Йоханан бен Закай сказал: «Если бы в те дни были праведники, подобные раби Цадоку, римлянам не удалось бы захватить и уничтожить Божественный город».
[1] Тосафот, Шабат 54б.
[2] Теилим 8:6-7.
[3] Теилим 19:8.
[4] Зехарья 11:1.
[5] Йома 39б.
[6] Йома 62а.
[7] Ваикра 16:8.
[8] Ваикра 16:22.
[9] Пиркей де-раби Элиэзер.
[10] Шир а-Ширим 4:8.
[11] Йома 9б.
[12] Йома 9б.
[13] Шмуэль I 2:3.
[14] Шемот 15:17.
[15] Дварим 28:9.
[16] Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Жертвоприношения».
[17] Авот 4:7.
[18] Элияу Рабба, гл. 25.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»