Темы: Дарование Торы, Ковчег Завета, Скрижали Завета, Рав Лейб Нахман Злотник, 10 Заповедей
Самым великим событием в истории человечества, несомненно, является Откровение Всевышнего на горе Синай и дарование Торы еврейскому народу. Десять Речений, произнесенных Творцом, были увековечены Им на Скрижалях Завета и переданы народу. Вопросу о том, что представляли собой Скрижали Завета и каким образом на них были записаны 10 Речений, посвящена предлагаемая Вашему вниманию статья.
Сразу после Синайского Откровения Всевышний заповедует Моше подняться к Нему «на гору»: «И сказал Господь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там, и Я дам тебе Скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал, чтобы обучить ими»[1]. «И вошел Моше в середину облака, и взошел на гору, и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей»[2]. «И дал Он Моше после того, как закончил говорить с ним на горе Синай, две Скрижали откровения, Скрижали каменные, написанные перстом Б-жьим»[3].
Еще находясь на горе, Моше получил от Всевышнего известие о том, что народ совершил грех золотого тельца. 17-го Тамуза Моше со Скрижалями откровения спускается в стан и разбивает их на виду у всего народа: «И повернулся, и сошел Моше с горы, и две Скрижали откровения в руке его, Скрижали с двусторонней надписью: на той и на другой стороне было на них написано. И Скрижали эти были делом Б-жьим, а письмена — письмена Б-жьи, вырезанные в Скрижалях»[4]. «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих Скрижали, и разбил их под горой»[5].
Согласно преданию, если бы еврейский народ удостоился получить Первые Скрижали, изучаемая им Тора никогда бы не забывалась[6].
После того, как зачинщики греха золотого тельца были наказаны и народ, осознав тяжесть преступления, совершенного против Творца, раскаялся в нем, Моше вновь всходит на гору с тем, чтобы добиться прощения Всевышнего и повторного дарования Скрижалей: «И было, на другой день сказал Моше народу: вы сделали грех великий, и теперь взойду к Г-споду, может быть, искуплю грех ваш»[7]. Это происходит 18-го Тамуза.
В течение сорока дней и ночей Моше упрашивает Всевышнего простить народ. Всевышний заповедует Моше высечь вторые Скрижали, подобные первым «И сказал Г-сподь Моше: высеки себе две Скрижали каменные, как первые, и Я напишу на них те же слова, которые были на первых Скрижалях, которые ты разбил»[8]. 28-го Ава Моше спускается с горы и высекает две новые Скрижали: «И высек он две Скрижали каменные, как первые…»[9] На следующий день рано утром Моше вновь поднимается на гору, где в третий раз проводит сорок дней и сорок ночей: «…и встал Моше рано утром, и взошел на гору Синай, как повелел ему Г-сподь, и взял в руки свои две Скрижали каменные»[10].
Всевышний прощает еврейский народ и вторично пишет на Скрижалях Десять Речений. Эти Скрижали Моше передает еврейскому народу в Йом Кипур, 10-го Тишрея: «И пробыл он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на Скрижалях слова Завета, Десять Речений. И было, когда сходил Моше с горы Синай, и обе Скрижали откровения в руке Моше при сошествии его с горы, и Моше не знал, что лик его светится лучезарно от разговора Его с ним»[11]. Первые Скрижали были полностью изготовлены Творцом. Вторые — высек Моше, а Речения на них были записаны Всевышним.
В книге Дварим[12], где Моше перечисляет еврейскому народу произошедшие с ним за сорок лет со времени выхода из египетского рабства события, среди прочего он упоминает и о Скрижалях: «И объявил Он вам Завет Свой, который повелел вам исполнять, Десять Речений, и написал его на двух Скрижалях каменных». «Слова эти изрек Г-сподь всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, голосом громким, к которому более не прибавил, и написал их на двух Скрижалях каменных, и дал мне»[13].
Моше повторяет историю получения Первых Скрижалей: «Когда я взошел на гору, чтобы получить Скрижали каменные, Скрижали союза, который заключил Г-сподь с вами, и пробыл я на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. И дал мне Г-сподь те две каменные Скрижали, написанные перстом Б-жьим, а на них все слова, которые говорил вам Г-сподь на горе из среды огня в день собрания. И было по окончании сорока дней, и сорока ночей дал Г-сподь мне те две Скрижали каменные, Скрижали Завета»[14]. «И повернулся я, и сошел с горы, а гора горела огнем, две Скрижали Завета на обеих руках моих. И увидел я, что вот согрешили вы перед Г-сподом, Б-гом вашим, сделали литого тельца… И схватил я обе Скрижали, и бросил их с обеих рук моих, и разбил их перед глазами вашими»[15].
После этого Моше рассказывает о Вторых Скрижалях: «В то время сказал мне Г-сподь: высеки себе две Скрижали каменные, как первые, и взойди ко мне на гору, сделай себе ковчег деревянный. И Я напишу на Скрижалях те же слова, которые были на Первых Скрижалях, которые ты разбил, и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из кедрового дерева, и вытесал две Скрижали каменные, подобные первым, и взошел на гору, и две эти Скрижали в руке моей. И написал Он на Скрижалях, как первый текст, Десять Речений, которые изрек вам Г-сподь из среды огня в день собрания, и передал их Г-сподь мне. И повернулся я, и сошел с горы, и положил Скрижали в ковчег, который я сделал, и были они там, как повелел Г-сподь»[16].
Говоря о Скрижалях, как мы это могли заметить, Писание в ряде случаев называет их «Скрижали каменные»[17], иногда — «Скрижали Свидетельства (или Откровения)»[18], а иногда — «Скрижали Союза (или Завета)»[19].
Из описания Скрижалей, приведенного в Торе, мы можем заключить, что они были каменные и текст на них был высечен с обеих сторон. Остальную информацию о внешнем виде Скрижалей мудрецы получили в форме устного предания. Что же представляли собой Скрижали Завета? Обе Скрижали были одинаковой формы и одного размера. Высота и ширина каждой из них составляли 6 «тфахим» (согласно одним мнениям, мера длины «тефах» эквивалентна 8 см, а согласно другим — 9.6 см.), а толщина — 3 «тефаха»[20]. В Иерусалимском Талмуде[21] приведены слова раби Эзры от имени раби Йеуды из дома учения Симона: «Вес Скрижалей составлял 40 сеа» (согласно одним мнениям, мера объема сеа эквивалентна 8.3 л, а согласно другим — 14.4 л). Каким образом Моше мог поднять и нести столь тяжелые плиты? Тем более что он их нес в одной руке? Пишет Альших а-Кадош[22]: «Скрижали Завета — это духовное явление, которое несет само себя и тех, кто за него держится, подобно тому, как это было с Ковчегом Завета, который нес несущих его. Поэтому в тот момент, когда буквы “выпорхнули” из Скрижалей, вместе с ними улетучилась основная святость Скрижалей и они сразу невероятно отяжелели. В Мидраше[23] говорится: “И увидел Моше и выпустил их из руки своей. Что увидел Моше? Буквы, порхающие в воздухе”. И, хотя каждый Свиток Торы тоже невероятно свят, все же Скрижали обладали особой святостью, т.к. они были написаны перстом Б-жьим».
Скрижали имели форму квадрата. Все их углы, включая верхние, были прямыми, а не закругленными, как это обычно изображают по ряду причин[24]. Возможно, что выражение «краеугольный камень», символизирующее самое важное и незыблемое, происходит именно от краеугольных каменных Скрижалей.
Мудрецы говорят, что Десять Речений, высеченных на Скрижалях Завета, включали в себя все 613 заповедей Торы[25]. Сказал раби Ханания бен Йеошуа: «Между каждым из 10 Речений, записанных на Скрижалях[26], следовали уточнения и буквы Торы, подобно тому, как между больших волн есть множество мелких, ибо Десять Речений — это основные правила Торы»[27].
Выдающийся мудрец Торы эпохи вавилонских гаонов, рав Саадия, в форме песни составил перечень всех заповедей по группам, относящихся к каждому из Десяти Речений. Свое сочинение рав Саадия-гаон назвал «Азарот». А в книге «Кад а-Кемах» ее великий автор, рабейну Бхае пишет, что 248 повелительных заповедей включены в первые три Речения, а 365 запрещающих заповедей — в последующие семь Речений. Так, например, слово «Египет», находящееся в первом Речении «Я — Г-сподь Б-г твой, Который вывел тебя из земли египетской…», включает в себя все повелительные заповеди, которые нам предписано исполнять в память о выходе из Египта.
Общее число букв, входящих в Десять Речений, равно 620. Комментаторы пишут, это число намекает на 613 заповедей Торы и на 7 дополнительных заповедей. Либо это те 7 заповедей, которые установили мудрецы[28], и тогда 7 последних букв, составляющие словосочетание «которые [принадлежат] ближнему твоему» призваны подчеркнуть, что эти заповеди установлены людьми, «ближним твоим», а не Б-гом. Либо последние буквы намекают на 7 заповедей, предписанных соблюдать сыновьям Ноаха, т.е. представителям всех остальных народов[29] и «твои ближние» — это неевреи, которые обязаны соблюдать эти 7 заповедей. «620 также соответствует числовому значению слова “корона” (на Святом языке “кетер”) — намек на то, что еврейский народ был коронован Торой».
В Мишне сказано, что одной из причин общественного поста 17-го Тамуза является тот факт, что именно в этот день Моше разбил Первые Скрижали[30]. Что подвергло Моше пойти на столь крайний шаг? Мудрецы Талмуда[31] объясняют: то, что именно так необходимо было поступить, Моше выучил из законов пасхальной жертвы. Тому, кто является чужим по отношению к Творцу, запрещено вкушать мясо пасхальной жертвы, что является всего одной заповедью Торы. Тот, кто, совершив грех золотого тельца, стал чужим по отношению к Творцу, и тем более не достоин получить Скрижали, в которых заключена не одна заповедь, а вся Тора полностью. В том же месте Талмуда приведено свидетельство о том, что Всевышний одобрил этот поступок Моше.
В вопросе том, какое количество заповедей было высечено на каждой из Скрижалей, мнения мудрецов Мишны разделились. Повсеместно принято изображать Скрижали с пятью Речениями на каждой, причем на одной из них высечены заповеди, касающиеся сферы отношений между человеком и Всевышним, как, например, запрет идолопоклонства или заповедь соблюдать Субботу. На второй — заповеди, затрагивающие отношения между человеком и его ближним: почитание родителей, запрет вожделеть имущество ближнего и другие. Из этого даже учат важный принцип: для Творца добрые отношения между Его созданиями не менее важны, чем их поведение по отношению к Нему.
В Иерусалимском Талмуде[32] приведено, что раби Ханина бен Гамлиель считал, что на каждой Скрижали было высечено 5 Речений, по мнению мудрецов — 10, раби Шимон бар Йохай полагал, что на каждой Скрижали было 20 Речений, а, по мнению раби Симаи, — 40. Какие заповеди были выбиты на каждой из Скрижалей согласно первому мнению, уже было упомянуто выше. Но в отношении того, о каких заповедях говорили те, кто считал, что их было на каждой Скрижали по 10, 20 или 40, существует сомнение. Возможно, что на каждой Скрижали были высечены все 10 Речений — либо по разу, либо дважды, либо четырежды. Но тогда возникает вопрос о необходимости двух Скрижалей. Другая возможность: по всем мнениям на каждой Скрижали находилось по 5 разных Речений. Согласно первому мнению, они были высечены на них по одному разу, согласно второму — дважды, согласно третьему — четырежды, согласно четвертому — пять раз.
В отношении того, каким образом размещались Десять заповедей на Скрижалях, комментаторы также разошлись во мнениях. Некоторые считают, что в соответствии с приведенными выше мнениями, Речения либо были высечены на внешней поверхности Скрижали, по 5 на каждой, по 10 на каждой, по 10 с обеих сторон каждой из Скрижалей или по 10 на всех четырех гранях каждой из Скрижалей[33].
Тот, кто считает, что Речения были высечены на противоположных поверхностях или на четырех гранях, объясняет, что цель этого заключалась в том, чтобы Речения читались с разных ракурсов[34]. Если бы на верхней и нижней гранях был высечен текст, его было бы очень неудобно читать, и поэтому Всевышний оставил эти места без текста.
Существуют и другие мнения в отношении того, как располагались Речения на Скрижалях. Упомянем одно из них, которое представляется особо интересным. Его высказал великий мудрец Торы, рав Менахем Азария из Пано[35]. Как отмечалось, размеры каждой из Скрижалей, в «тфахим», были 6×6×3. По словам Рама из Пано, на гранях, размер которых 6 «тфахим», было высечено 10 Речений, а на гранях, размер которых был 3 «тефаха» (т.е. по толщине Скрижалей) — 5 Речений. Исходя из такого объяснения, нет расхождений во мнениях и все четыре, упомянутые выше, точки зрения о числе заповедей, высеченных на каждой Скрижали, описывали ту же картину, только с разных углов зрения.
Что имеется ввиду? Согласно всем мнениям, на поверхности каждой из Скрижалей было высечено по 10 заповедей с обеих сторон. Сверху, снизу, справа и слева по ширине камня, которая был вдвое уже, чем площадь его внешней поверхности, размещалось по 5 заповедей — в общей сложности по 40 заповедей на каждой Скрижали. Кода Моше спустился с горы, он держал Скрижали «в сложенном виде», т.е. прижав одну Скрижаль к другой, его взору были открыты только Речения, высеченные на торце Скрижалей с обращенной к нему стороны: 5 заповедей на одной Скрижали и 5 на другой (об этом говорил раби Ханина бен Гамлиель). Когда Моше «открыл» Скрижали, народ мог видеть на каждой из них по 10 заповедей, которые были высечены на обращенной к ним поверхности (мнение мудрецов). После того, как Моше поднял Скрижали над головой, все увидели, что Речения высечены также и с противоположной стороны (мнение раби Шимона бар Йохая), т.е. по 20 заповедей на каждой Скрижали. В момент, кода Скрижали были установлены на всеобщее обозрение, каждый мог созерцать их со всех сторон и видеть, что Речения высечены на всех гранях — итого по 40 Речений на каждой из Скрижалей (мнение раби Симаи), т.е. на каждой Скрижали все 10 заповедей повторялись четырехкратно.
Для чего было необходимо дублировать один и тот же текст несколько раз? По мнению рава Шимшона Рефаэля Гирша[36], тем, что текст, высеченный на Скрижалях, был виден не только Моше, но любому человеку, с какой бы стороны тот ни находился, Всевышний желал показать, что связь между Ним и Его народом прямая и непосредственная — сам текст на скрижалях был призван учить людей, и для этого не нужны были посредники — любой и каждый может читать Его предписания самостоятельно, вне зависимости от своего места и общественного положения.
Текст на Скрижалях был записан на «ашурите», т.е. тем шрифтом, который сегодня используют для написания Свитков Торы, тфилин и мезуз[37]. Мудрецы передают, что камень «снапринон» (или сапфир), из которого были вытесаны Скрижали, был вырублен из Престола Всевышнего. Согласно определенному прочтению текста («ат-баш»), слово «Скрижали» на Святом языке («лухот») можно прочесть как «престол» («кисэ»). В другом месте сказано, что Скрижали были высечены из солнца[38]. Сами Скрижали, текст, высеченный на них и шрифт, который для этого был использован, были созданы Всевышним в Шесть дней творения, в сумерки кануна Субботы, вместе с несколькими другими чудесными явлениями[39].
Текст был вырезан в Скрижалях таким образом, что человек мог его прочитать, с какой бы стороны к Скрижалям он ни находился[40]. При этом буква «самех» Святого языка, которая имеет форму замкнутой окружности, была насквозь вырезана в Скрижалях и ее сердцевина (внутренний круг) чудом «висела» в воздухе. Также и сердцевина буквы «мем-софит», имеющей форму квадрата, держалась внутри Скрижалей с помощью чуда. В том, что каменные сердцевины букв висели в воздухе, кроется намек на то, что материальное всецело зависит от духовного, которое первично и является причиной возникновения и поддержания всего материального, находящегося в Мире. Текст заповедей был высечен насквозь, и совершенно чудесным образом их можно было прочитать с противоположных сторон в принятом порядке написания слов[41].
Мудрецы при разных обстоятельствах уподобляют две Скрижали Завета жениху и невесте, небесам и земле, двум членам свиты жениха, сопровождающим его под хупу, нынешнему и Грядущему Мирам[42].
Где сегодня находятся Скрижали Завета? Со времени получения вторые Скрижали и обломки первых, как самые великие драгоценности еврейского народа, хранились в Ковчеге Завета, который находился в Святая Святых. В Иерусалимском Талмуде[43] подробно рассказывается, как Скрижали размещались в Ковчеге Завета. Царь Йошияу предвидел скорое разрушение Первого Иерусалимского Храма и чтобы Ковчег Завета не попал в руки завоевателей, он заблаговременно спрятал его в подземных лабиринтах, специально подготовленных для этой цели царем Шломо глубоко под фундаментом храмового помещения. Мы молимся о том, чтобы удостоиться полного Избавления, отстроенного Храма и служения в нем, и Ковчега Завета со Скрижалями, который будет, как и прежде, покоиться в Святая Святых.
[1] Шмот 24:12.
[2] Там же, 18.
[3] Там же, 31:18.
[4] Там же, 32:15-16.
[5] Там же, 19.
[6] «Эйрувин» 54а; «Зкеним ми-Баалей Тосафот», Шмот 32:15.
[7] Шмот, там же, 30.
[8] Там же, 34:1.
[9] Там же, 4.
[10] Там же.
[11] Там же, 28-29.
[12] 4:13.
[13] Там же, 5:19.
[14] Там же, 9:9-11.
[15] Там же, 15-17.
[16] Там же, 10:1-5.
[17] Шмот 24:12.
[18] Там же, 31:18.
[19] Дварим 9:9.
[20] «Недарим», 38а.
[21] «Таанит», 4:5.
[22] Рабейну Бхайе, Шмот 31:18.
[23] Шмот 32:15.
[24] «Танхума», «Ки Тиса», п.26.
[25] Иерусалимский Талмуд, «Таанит» 9.5; «Бемибар Раба», «Насо» 13:15; Раши, Шмот 24:12; «Мишна Брура» 494.12.
[26] Первых, как замечает автор книги «Бейт а-Леви», толкование 18.
[27] Иерусалимский Талмуд, «Шкалим», 16б.
[28] Рама, «Торат а-Ола» ч.3, гл.38.
[29] Рав Йосеф Матрани, Мабит, «Бейт Элоким», «Шаар а-Йесодот», гл.12.
[30] «Таанит» 4.6.
[31] «Йевамот» 62.1; «Шабат» 87а.
[32] «Шкалим» 16б.
[33] «Аругат а-Босем» ч.1 стр.195.
[34] Раш Сирлияо, «Шкалим», там же; Респонсы Радбаза ч.3, п.649; «Корбан а-Эда», «Шкалим», там же.
[35] «Асара Маамарот», «Хикур Дин» ч.2 п.2.
[36] Шмот 32:15.
[37] Ритва, «Мегила» 2б; Радбаз, респонсы, ч.3, п.443.
[38] «Шир а-Ширим Раба» 5.12.
[39] «Авот» 5.6; «Авот де-раби Натан» 2.3.
[40] Иерусалимский Талмуд, «Шкалим» 6.1.
[41] См., например, респонсы Радбаза, там же.
[42] «Шмот Раба», «Ки Тиса» 41.6.
[43] «Шкалим», там же.
Из журнала Мир Торы
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.