Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Завершается рассказ о драматической цепочке событий, происшедших в доме Яакова, — начиная с продажи Йосефа и кончая счастливым соединением всей семьи в Египте. Но своего апогея драма достигает именно в начале нашей главы, когда мы застаем братьев стоящими перед египетским правителем, который только что обвинил их в страшном преступлении — в воровстве. Обвинение несправедливо, хотя пропавший царский кубок и обнаружен в суме Биньямина. Но как доказать его невиновность?

 

Тупик, в котором оказались братья, неслучаен. Он следствие их давнего проступка — продажи Йосефа. Все, что остается сделать, — признать правоту Всевышнего, взыскивающего с людей с соответствии с их делами. Все, что им остается, — раскаяться, признать свою вину, исправить самих себя…

 

Содержание недельного раздела. Йеуда пытается объяснить египетскому правителю, что тот заблуждается. Йосеф не в силах больше скрывать от братьев, кто он такой: «Я Йосеф, ваш брат!» Братья отправляются за Яаковом. Сначала тот не верит сообщению, что Йосеф жив. Но «увидев повозки, присланные Йосефом, чтобы везти его, ожил дух Яакова» (45:27). Семья перебирается в Египет, ей дана лучшая часть страны. Конец главы: «И зажил Израиль в Египетской земле… и стали оседлыми, расплодились и весьма размножились» (47:27).

 

Возвращаемся к начальной фразе: «И подступил к нему (к Йосефу) Йеуда, и сказал: Господин мой, дай твоему рабу сказать в уши моему господину (т.е. конфиденциально), да не разгневаешься ты на своего раба, ведь ты — как фараон» (44:18). Раши, ссылаясь на Мидраш, объясняет, почему Йеуда уподобил грозного правителя, в котором братья не узнают Йосефа, фараону: ты возводишь напраслину на нас, поэтому твой конец будет таким же бесславным, как конец фараона, разлучившего в свое время Авраама и Сару (см.11:10 и дальше).

 

Но в этом объяснении есть одно слабое место: зачем сказано «да не разгневаешься ты на своего раба», если после этого идет плохо скрытая угроза? Или не угрожай карой небесной, или не проси не гневаться! Так не поступают: нет смысла просить извинение за то, что, мол, готовься, сейчас мы тебе прочтем нотацию, призванную тебя испугать. Даже в обычной жизни, перед тем как отчитать или пристыдить человека, не просят его соблюдать хладнокровие. Наоборот, весь смысл нотации или поучения в том и состоит, чтобы поразить человека, потрясти его. Иначе он не исправится…

 

В Талмуде сказано (Бава Меция 59а): «Лучше сгореть в огне, чем пристыдить человека при всех» (на иврите употреблено выражение «обелить лицо» человека; ведь при оскорблении кровь отливает от лица, оно белеет).

 

Так Йеуда и поступает, представ перед египетским правителем. Он не хочет стыдить его при всех и просит выслушать наедине. Заметьте: не просит не гневаться на него за слова, которые он сейчас произнесет; просит не гневаться за то, что не хочет говорить их при всех — «ведь ты как фараон». Ты же царь и поэтому признаешь мою правоту!

 

Абсолютно так же ведет себя и Йосеф. Написано (45:1): «И не мог больше Йосеф сдерживаться при всех, кто находился при нем, и приказал: выведите всех от меня. И не было рядом с ним никого, когда Йосеф открылся своим братьям». Египтяне вышли. Остались только братья.

 

Пишет раби Йеуда Лейб Хасман в своей книге «Ор Яэль»: Йосеф в тот момент полагал, что финал еще не наступил, что рано открываться перед братьями, они еще не до конца искупили свою вину перед ним. Но, как указано в Мидраше, стоило Йеуде упомянуть о страданиях отца, как Йосеф почувствовал, что у него больше нет сил сдерживаться. Желание как можно скорее повидать отца и уменьшить его муки перевесило все расчеты.

 

И что делает Йосеф в эту секунду? Отсылает от себя египтян. Раши пишет: не мог пойти на то, чтобы египтяне оказались свидетелями, как он открывает свое имя перед братьями — и тем становится стыдно.

 

А ведь Йосеф рисковал. Сильно рисковал. Остаться наедине с такими сильными людьми, как дети Яакова? Да двоих из них достаточно, чтобы вырезать целый город бойцов и воинов! (См. историю Шхема)

 

В Мидраш Танхума читаем: «Сказал раби Шмуэль бар Нахман: перед большой опасностью оказался Йосеф: если бы братья его убили, об этом не узнала бы ни одна душа. Но почему тогда сказал: “выведите всех от меня”? Потому что решил: лучше быть убитым, чем опозорить братьев перед египтянами».

 

(Спрашивается, почему братья могли его убить? Да потому что он представлял для них смертельную опасность: мучает их подозрениями, Шимона сажает в тюрьму, теперь обвиняет Биньямина. Все идет к тому, что Яаков и в самом деле умрет от горя. И вот — грозный царь отсылает от себя телохранителей. Как не воспользоваться моментом?)

 

Еврейский закон запрещает публично задевать честь человека, даже если он заслуживает суровых слов. Сказать их ему можно только с глазу на глаз. Позор может убить человека. Поэтому Талмуд без обиняков приравнивает резкие слова к убийству.

 

«Лучше погибнуть, чем обидеть человека при всех».

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.