Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Идолопоклонство, Имя Творца
«Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя, совершенное со всех сторон» (Зоар). В субботу светит полное Имя, Имя Авайе, в котором нет постижения у идолопоклонников.
«Вся наша вера — в Имени Авайе, благословен Он, которое есть сущностное Имя и не указывает на действие, но лишь на Его постоянное существование и существование от Себя. Идолопоклонники же постигают только другие имена, которые лишь заимствованы от Его действий, и потому они не приобщаются к Имени Всевышнего» (Виленский Гаон). Имя Авайе — источник всех имен, ибо все они эманируются из него. Авайе — раскрытие цельной воли Творца, раскрытие Торы. Раскрытие реальности «наполняет все миры». Все эти содержания есть сущность субботы, — ведь Имя есть сущность.
Отсюда следует, что идолопоклонники не имеют отношения к субботе. «Сказано: “Только субботы Мои соблюдайте, ибо она — знак между Мной и вами на поколения ваши, знать, что Я — Господь (Авайе)” — отношение к субботе стоит в зависимости от имени Авайе. Дело в том, что в будние дни имеют власть имена-эпитеты, и в этом тайна имени Элоким, упоминаемого в рассказе о сотворении мира. А в субботу властвует Имя Авайе… Властвующие в будни получают силу только от этих эпитетов, и поэтому Всевышний говорит Израилю “знать”: тем самым народы будут знать различие между собой и Израилем — они получают влияние только от эпитетов, а Израиль — от сущностного Имени» (Оцарот Рамхаль).
Попытаемся понять глубже. Воля Всевышнего раскрывается в мироздании через Его имена, которые являются сутью Его управлений. Израиль, конечная точка воли Всевышнего в мироздании, называются «знающими Его Имя», прилепленными к самой сути Его воли. Но те люди, которые поработили себя природе, находятся под властью эгрегоров природы и оттуда черпают свою энергию. Тем самым они разделяют между силами природы, корень которых — в имени Элоким, и Единым Создателем. Выше объяснялось, что это разделение — категория греха Адама, вследствие которого тот потерял достоинство субботы. Поэтому его потомки «днем и ночью не покоятся».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»