Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Евреи, Муж и Жена
«Учил раби Шимон бар Йохай: “Сказала суббота перед Всевышним: Господин мира, у всех есть супруг, а у меня нет супруга. Сказал ей Всевышний: Собрание Израиля — твой супруг. И когда стоял Израиль у горы Синай, сказал им Всевышний: помните то, что Я сказал субботе: Собрание Израиля — твой супруг. Это и есть речение: “Помни день субботний, чтобы святить его”».
Следует поразмыслить об отсутствии у субботы супруга. Этот вопрос объясняет раби Цадок аКоэн: «Во всех созданиях мира есть две силы: сила составляющая и сила составленная». Всевышний — Единственный в бытии, и в Его воле возникло сотворить реальность, которая в силу своей сотворенности — уже составленная из нескольких частей, т.е. в ней есть множественность. Ведь простое единство — это только Всевышний. Чтобы множественность имела место, Всевышний заложил в каждое творение «составляющую силу» — воздействие, и «составленную силу» — получающую воздействие. Это основа ступенчатого развития всей реальности от самого возвышенного до самого нижнего и материального.
«Дело в том, что миры следуют порядку постепенного ступенчатого развития. Каждый более высокий мир есть душа, жизненная сила, сущность и свет мира, который под ним». «Ибо известно, что в порядке ступенчатого развития миров высший аспект каждого мира соединяется с нижним аспектом мира над ним… Как цепь, звенья которой связаны один с другим». Таким образом, когда ступенчато развились от Него свечения, высшие Дни — качества Его управления, от высшего до нижнего, то каждое свечение воздействовало на то, что под ним. Суббота же, которая является остановкой их всех, сказала: «У каждого есть супруг, т.е. у каждого составленного и сотворенного есть сила, которая стремится воздействовать на него. А поскольку суббота есть отдохновение и аннулирование действий, то у нее нет составителя, и потому сказала, что у каждого есть супруг — составляющая сила — а у меня нет супруга» (раби Цадок аКоэн).
Ибо так учредил Творец: страсть воздействующего к получателю воздействия, подобно тому, как воздействуемый страстно стремится к воздействующему: «Ибо желающий получить, обладающий недостатком, стремится к воздействующему… А второе — это стремление дающего к получающему, ибо дающему также невозможно без получающего, которому он дает, и ему нужен получатель» (Маараль).
«И ответил: Собрание Израиля будет твоим супругом, поскольку они получают влияние от субботнего дня». Собрание Израиля получает воздействие благословения и святости субботы. Оно является «супругом» субботы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»