Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, 10 Заповедей
«Суббота называется свидетельством, и человек должен это свидетельство провозглашать» (Зоар).
Название свидетельствует о сущности. Сущность субботы — это свидетельство, и на это указывает ее место в Десятисловии: написано «Помни день субботний» (четвертая заповедь на первой скрижали), а на второй скрижали четвертая заповедь — «Не отзывайся о ближнем своем свидетельством ложным». Писание говорит, что каждый, кто оскверняет субботу, свидетельствует перед Тем, Кто сказал — и появился мир, что Он не сотворил Свой мир в шесть дней и не покоился в седьмой. А каждый, кто хранит субботу, свидетельствует перед Тем, Кто сказал — и появился мир, что Он сотворил Свой мир в шесть дней и покоился в седьмой, как сказано: «Помни и храни» (Мехильта).
Этот вопрос прост и всем известен: «Заповедь субботы — это первая заповедь, данная Израилю до дарования Торы, и она — основа веры, и равнозначима всем заповедям. И с заповедью субботы поверит человек в то, что мир сотворен…» (Рабейну Бехайе).
В трех субботах (Творения, Дарования Торы и Грядущей), отблеск которых проявляется каждую субботу, содержится свидетельство о всех тринадцати основах веры.
В субботу находит свое выражение полное упование на Всевышнего, которое само — плод веры.
Сказано в мидраше: Трое свидетельствуют друг о друге: Израиль, суббота и Всевышний. Израиль и Всевышний свидетельствуют о субботе, что это день отдыха. Израиль и суббота свидетельствуют о Всевышнем, что Он один. Всевышний и суббота свидетельствуют об Израиле, что он — единственный среди народов. Поэтому мы говорим: «Ты один, и Имя Твое одно, и кто подобен народу Твоему, Израилю…» в молитве Минха в субботу, хотя это не относится к субботе (Тосафот).
Здесь нам открывается замечательный принцип. Суббота называется свидетельством, поскольку в этот день все мироздание получает мощь своего существования через свидетельство Израиля о Творце. И тем самым раскрывается также свидетельство Творца о них: «И вы — Мои свидетели, а Я — Бог» (Йешая 43:12). «Каждый, кто молится в субботу вечером и говорит “И закончено было деяние неба и земли…”, засчитывает ему Писание, как будто стал компаньоном Всевышнего в сотворении мира» (Шабат 119). Это свидетельство требует следования законам свидетелей: его произносят стоя и вдвоем.
Уже объяснялось выше, что хотя святость субботы установлена и существует заранее, реальность субботы есть ее соблюдение. И если субботу не соблюдают,— нет субботы (Ор аХаим). Именно свидетельство дает существование субботе (עדי קיום).
Свидетельство это происходит посредством воздержания святого народа с наступлением этого дня от всякой работы с материей и ее порождениями — злом и дурным началом.
«Псалом. Песнь на день субботний. Хорошо славить Господа и петь Имени Твоему, Всевышний, Возвещать утром милость Твою, и верность Твою — ночью при десяти…» (Псалмы 92). — «Всякое свидетельство о верности Израиля требует десяти». (Радаль).
Десять — это община (эда), и она свидетельствует (меида). Чтобы свидетельствовать о реальности, отделенной от всего мироздания, необходима община. Само по себе существование общины Израиля, верующих в этом мире, подобном ночи, есть свидетельство о Творца, и соблюдение субботы есть действие веры. Поэтому прилюдное нарушение субботы (в присутствии десяти евреев, общины) столь тяжкое преступление. «Отрицает своими действиями и свидетельствует ложь, что не отдыхал Всевышний при творении мира».
עדה — דעת — עדות (община — осознание — свидетельство) — эти слова однокоренные, и это указывает на глубокое внутреннее сходство.
«Законы свидетельства в еврейском законодательстве черпают из процесса святости содержания свидетельства в духовных мирах» (р. Ицхак Гутнер). Свидетели должны быть сознательные (בר דעת) и их должно быть двое. Свидетельство есть восприятие реальности и ее передача суду, и для этого необходимо осознание (Даат). Маараль объясняет, что и для изучения Торы тоже необходимо как минимум двое, поскольку тогда человек приобретает отвлеченный разум, в отличие от ситуации, когда он учится один, и тогда этот разум связан с материей конкретного человека и не является отвлеченным. Когда же обсуждают вопрос вместе несколько человек, разум здесь не является частным разумом индивидуума. И даже при восприятии материальной реальности постижение одного человека может быть субьективным, зависимым от его ощущений, и поэтому должно соединиться свидетельство двух разумных людей, только тогда оно будет объективно, оторвано от воздействия «индивидуального».
Даат есть сила, которая взвешивает и принимает решение, связывает и разделяет, это категория, соединяющая все части тела в совершенное единство. Даат создает баланс между разумом и чувствами, духовным и материальным. Даат свидетельствует истину.
Для свидетельства необходимо и достаточно двоих. Но «в этом мире, подобном ночи, возвещать верность — нужно десять». Это община, свидетельствующая о том, что скрыто, находится вне сферы видимости. О духовной, бесконечной реальности, полностью отделенной от мира, нужно свидетельство десяти. Это свидетельство — «святое осознание», соединяет всю структуру мироздания со своим корнем: «Вы — мои свидетели, и Я — Бог».
Таким образом, корень понятия свидетельства — в горних высях, это конечная точка всех миров. Тора называется свидетельством, заповеди называются свидетельством, скрижали называются свидетельством, а Израиль называются свидетелями. Постарайтесь понять это по-настоящему.
Суббота стоит в категории Даат: «Знать, что Я — Господь, освящающий вас». Ведь в субботу сотворена сила святого Даат — человек.
Это основано на том, что источник субботы — Грядущая суббота, день, суть которого: «И наполнится земля знанием Господа» (Йешая 11:9). Это признание истины в бытие, и ее присоединение к единому корню.
Тем самым, сама суббота есть корень Общины Израиля (עדת ישראל) — Свидетельствующих Израиля.
Этот день — основа свидетельства о Творце, о мироздании и его сущности: «Ибо в шесть дней сделал Господь… а в седьмой день покоился».
Суббота названа свидетельством.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Жена Михаль упрекнула веселящегося Давида. Однако мудрый царь не прекратил радоваться воле Творца.
Рав Гавриэль Фельдман
Согласно еврейской традиции Акра — это древняя «крепость Цион», захваченная Давидом у йевусеев при завоевании Йерушалаима и ставшая местом его резиденции
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Журнал «Мир Торы»
Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.
Журнал «Мишпаха»
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли