Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если бы не были разбиты первые скрижали, — Тора не забывалась бы в Израиле

«И две каменные скрижали принес в своей руке, и написано в них соблюдение субботы» (субботняя молитва). Мы хотим понять смысл этого отрывка, что нового сказано нам в том, что Моше принес с горы Синай скрижали с надписью о субботе.

На их сердце напишу Я их

«Дал я Мои учения в среде их, и над их сердцем запишу их» (Ирмеяу 31:33). «Имеется в виду, что Тора в нашем сердце — дар, и она легко забывается… но в мозгу, который над сердцем, запечетлена навеки» (р.М.Азария из Пано).

Разум (мозг) чист от всякой материальности — это чистая и святая бессмертная душа, это Хохма (мудрость), которая снисходит от Дающего. Но конечный смысл Бины (понимания) — это присоединение Хохмы к получателю в соответствии с возможностями его понимания: «Бина — понимает вещи из своего сердца из уже изученного». «Понимает из своего сердца» — это подсоединение системы сердца, человека в человеке, к его душе, к постижению разумом. Усвоение знания сердцем есть цель процесса Бина (понимания). Здесь, в этом месте, может проникнуть забвение, поскольку человек есть соединение души и тела, и когда есть начало связи с телом, есть опасность забывания. Здесь пребывают херувы и пылание меча.

«И в этом тайна тфилин на сердце и на мозге, ибо, когда мы потеряли собственное совершенство, стало необходимым нечто подобное снаружи: посредством нечистоты Змея мы потеряли Тору, которая есть собственное совершенство, заложенное внутри сердца человека, и стало необходимым совершенство снаружи на месте сердца и мозга — это тфилин». Записанное на коже служит для памяти, но если бы не забвение, спустившееся на человека вследствие греха, мы не нуждались бы во внешнем напоминании.

Возможность исправления данного вопроса в стоянии у Синая

«Израиль, когда стояли у горы Синай, — прекратилась их нечистота, и было бы правильно, чтобы Тора была записана на скрижалях их сердец, как вначале. Но поскольку нечистота всего мира не прекратилась, стали необходимы каменные скрижали». Если бы все человечество пришло к полной связи разума и сердца (Хохмы и Бины), и нечистота полностью покинула тела, тогда аннулировалось бы забвение, поскольку тогда отменяется и приговор о смертности. А всякое забвение связано со смертью, и не было бы необходимости в письме на скрижалях.

«Если бы не были разбиты первые скрижали, — Тора не забывалась бы в Израиле» (Эрувин 54). «Ибо тогда все было бы как прежде, до того, как Змей внес нечистоту».

Суббота есть исправление этих аспектов

Мудрецы учили, что в субботу существует неразрывная связь между разумом и сердцем. В субботу, «день душ, а не тел», происходит примирение между всеми частями структуры человека. «Храни» и «помни», сказанное одним речением, это единство Хохмы и Бины, разума и сердца. Здесь заложена еще одна причина того, что в субботу не налагают тфилин. Ведь смысл их наложения в том, чтобы смягчить каменное сердце, соединить разум с сердцем, — снаружи — после того, как грех повлек забвение сердца и его отрыв от разума-мозга внутри. В субботу нет нужды накладывать тфилин, поскольку ее основа: «Помни — место, где нет забвения и не существует там забвения». Суббота стоит в тайне «храни» (сердце) и «помни» (мозг), сказанные в одном речении (в этом их единство).

Скрижали в тайне «помни» и «храни»

«Помни» и «храни» сказаны в одном речении. Ибо «помни» есть качество милосердия, а «храни» — качество суда… и поэтому было две скрижали, содержащие по пять речений каждая. Одна скрижаль соответствует качеству милосердия, а вторая, с пятью запретами («не убивай»), — качеству суда. Моше, удостоившийся особого имени, качества Тиферет, слышал «помни», а весь Израиль — «храни» (рабейну Бехайе).

Две скрижали, единство милосердия и суда — категорий «помни» и «храни», есть совершенство великолепия (Тиферет) мироздания. Это единство неба и земли, и суббота объединяет сотворение земли и неба в раскрытие великолепия Всевышнего — Торы.

Известно, что в скрижалях содержалась вся Тора со всеми ее толкованиями и подробностями. Поэтому в скрижалях заключалось все мироздание, — ведь Тора — корень мироздания. Такова же и категория субботы относительно времени: «Суббота есть общность Торы, и все тайны Торы зависят от нее. И соблюдение субботы есть соблюдение всей Торы» (Зоар). И так суббота — душа мироздания — включает в себя все будние дни. Она принимает их приготовление к ней, и она возвращает их к своим корням. Это срединная точка, святой чертог — из нее они черпают всю свою жизненную силу и влияние.

Данное качество, заключенное в каменных скрижалях, объемлет все мироздание, это категория Малхут, объемлющая всю реальность. Ведь такова суть управления Малхут (Царство): объединение всего существующего, до самого нижнего из них, для цели раскрытия славы Царство Всевышнего. В этом цель смысла субботы, и в этом суть скрижалей, «высеченных из основания Трона Славы».

Слава Небес поднимается именно из нижних миров. Чем ниже некая категория, тем больше слава Небес, поднимающаяся от нее. Раскрытие славы, которая поднимается к Всевышнему, зависит от служения человека, нижная душа и тело которого относятся к нижнему миру. «Сказал ему (Всевышний Моше): Ухватись за Мой Трон Славы и ответь им (ангелам, которые выступали против дарования Торы человеку)». «Что написано в ней? Помни день субботний, чтобы освящать его… Разве вы делаете работу, что должны отдыхать?» (Шабат 89). Слава субботы поднимается именно от погруженного в материальность человека, который прекращает работу в субботний день. В этом суть дарования Торы через буквы, высеченные на скрижалях, так как буквы есть категория действия. Дарование Торы в своей конечной точке заключается не в речи, которая является духовным понятием, связанной с разумом, но в письме на скрижалях: буквы на них есть связь между духовным словом Бога и материальным миром действия. Окончание Откровения — это «две каменные скрижали принес в своей руке». Рука получающих держит скрижали, письмена. Это конечный пункт речи Десятисловия, как написано: «Видели огненные речения, исходящие от Всемогущего и вырубаемые на скрижалях».

В книге Пахад Ицхак приводится еще одна мысль: дарование Торы на скрижалях, в которых записано соблюдение субботы, указывает на цель принятия субботы: на Грядущую субботу, воскрешение мертвых. В силе слов Торы, записанных на неживой природе — камне — оживить этот нижний аспект, сделать его частью слов Торы. Это достоинство «росы Торы», росы воскрешения в Грядущем — и в этом ультимативное качество субботы. И все едино.

 


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»