Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек дает, даже не рассчитывая получить что-либо взамен, но твердо знает, что отдача — это получение, то одно это знание превращает отдачу в получение.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Если бы не были разбиты первые скрижали, — Тора не забывалась бы в Израиле

«И две каменные скрижали принес в своей руке, и написано в них соблюдение субботы» (субботняя молитва). Мы хотим понять смысл этого отрывка, что нового сказано нам в том, что Моше принес с горы Синай скрижали с надписью о субботе.

На их сердце напишу Я их

«Дал я Мои учения в среде их, и над их сердцем запишу их» (Ирмеяу 31:33). «Имеется в виду, что Тора в нашем сердце — дар, и она легко забывается… но в мозгу, который над сердцем, запечетлена навеки» (р.М.Азария из Пано).

Разум (мозг) чист от всякой материальности — это чистая и святая бессмертная душа, это Хохма (мудрость), которая снисходит от Дающего. Но конечный смысл Бины (понимания) — это присоединение Хохмы к получателю в соответствии с возможностями его понимания: «Бина — понимает вещи из своего сердца из уже изученного». «Понимает из своего сердца» — это подсоединение системы сердца, человека в человеке, к его душе, к постижению разумом. Усвоение знания сердцем есть цель процесса Бина (понимания). Здесь, в этом месте, может проникнуть забвение, поскольку человек есть соединение души и тела, и когда есть начало связи с телом, есть опасность забывания. Здесь пребывают херувы и пылание меча.

«И в этом тайна тфилин на сердце и на мозге, ибо, когда мы потеряли собственное совершенство, стало необходимым нечто подобное снаружи: посредством нечистоты Змея мы потеряли Тору, которая есть собственное совершенство, заложенное внутри сердца человека, и стало необходимым совершенство снаружи на месте сердца и мозга — это тфилин». Записанное на коже служит для памяти, но если бы не забвение, спустившееся на человека вследствие греха, мы не нуждались бы во внешнем напоминании.

Возможность исправления данного вопроса в стоянии у Синая

«Израиль, когда стояли у горы Синай, — прекратилась их нечистота, и было бы правильно, чтобы Тора была записана на скрижалях их сердец, как вначале. Но поскольку нечистота всего мира не прекратилась, стали необходимы каменные скрижали». Если бы все человечество пришло к полной связи разума и сердца (Хохмы и Бины), и нечистота полностью покинула тела, тогда аннулировалось бы забвение, поскольку тогда отменяется и приговор о смертности. А всякое забвение связано со смертью, и не было бы необходимости в письме на скрижалях.

«Если бы не были разбиты первые скрижали, — Тора не забывалась бы в Израиле» (Эрувин 54). «Ибо тогда все было бы как прежде, до того, как Змей внес нечистоту».

Суббота есть исправление этих аспектов

Мудрецы учили, что в субботу существует неразрывная связь между разумом и сердцем. В субботу, «день душ, а не тел», происходит примирение между всеми частями структуры человека. «Храни» и «помни», сказанное одним речением, это единство Хохмы и Бины, разума и сердца. Здесь заложена еще одна причина того, что в субботу не налагают тфилин. Ведь смысл их наложения в том, чтобы смягчить каменное сердце, соединить разум с сердцем, — снаружи — после того, как грех повлек забвение сердца и его отрыв от разума-мозга внутри. В субботу нет нужды накладывать тфилин, поскольку ее основа: «Помни — место, где нет забвения и не существует там забвения». Суббота стоит в тайне «храни» (сердце) и «помни» (мозг), сказанные в одном речении (в этом их единство).

Скрижали в тайне «помни» и «храни»

«Помни» и «храни» сказаны в одном речении. Ибо «помни» есть качество милосердия, а «храни» — качество суда… и поэтому было две скрижали, содержащие по пять речений каждая. Одна скрижаль соответствует качеству милосердия, а вторая, с пятью запретами («не убивай»), — качеству суда. Моше, удостоившийся особого имени, качества Тиферет, слышал «помни», а весь Израиль — «храни» (рабейну Бехайе).

Две скрижали, единство милосердия и суда — категорий «помни» и «храни», есть совершенство великолепия (Тиферет) мироздания. Это единство неба и земли, и суббота объединяет сотворение земли и неба в раскрытие великолепия Всевышнего — Торы.

Известно, что в скрижалях содержалась вся Тора со всеми ее толкованиями и подробностями. Поэтому в скрижалях заключалось все мироздание, — ведь Тора — корень мироздания. Такова же и категория субботы относительно времени: «Суббота есть общность Торы, и все тайны Торы зависят от нее. И соблюдение субботы есть соблюдение всей Торы» (Зоар). И так суббота — душа мироздания — включает в себя все будние дни. Она принимает их приготовление к ней, и она возвращает их к своим корням. Это срединная точка, святой чертог — из нее они черпают всю свою жизненную силу и влияние.

Данное качество, заключенное в каменных скрижалях, объемлет все мироздание, это категория Малхут, объемлющая всю реальность. Ведь такова суть управления Малхут (Царство): объединение всего существующего, до самого нижнего из них, для цели раскрытия славы Царство Всевышнего. В этом цель смысла субботы, и в этом суть скрижалей, «высеченных из основания Трона Славы».

Слава Небес поднимается именно из нижних миров. Чем ниже некая категория, тем больше слава Небес, поднимающаяся от нее. Раскрытие славы, которая поднимается к Всевышнему, зависит от служения человека, нижная душа и тело которого относятся к нижнему миру. «Сказал ему (Всевышний Моше): Ухватись за Мой Трон Славы и ответь им (ангелам, которые выступали против дарования Торы человеку)». «Что написано в ней? Помни день субботний, чтобы освящать его… Разве вы делаете работу, что должны отдыхать?» (Шабат 89). Слава субботы поднимается именно от погруженного в материальность человека, который прекращает работу в субботний день. В этом суть дарования Торы через буквы, высеченные на скрижалях, так как буквы есть категория действия. Дарование Торы в своей конечной точке заключается не в речи, которая является духовным понятием, связанной с разумом, но в письме на скрижалях: буквы на них есть связь между духовным словом Бога и материальным миром действия. Окончание Откровения — это «две каменные скрижали принес в своей руке». Рука получающих держит скрижали, письмена. Это конечный пункт речи Десятисловия, как написано: «Видели огненные речения, исходящие от Всемогущего и вырубаемые на скрижалях».

В книге Пахад Ицхак приводится еще одна мысль: дарование Торы на скрижалях, в которых записано соблюдение субботы, указывает на цель принятия субботы: на Грядущую субботу, воскрешение мертвых. В силе слов Торы, записанных на неживой природе — камне — оживить этот нижний аспект, сделать его частью слов Торы. Это достоинство «росы Торы», росы воскрешения в Грядущем — и в этом ультимативное качество субботы. И все едино.

 


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?