Из цикла «Врата в молитву», темы: Разум, Еврейская молитва, Связь с Творцом, Богобоязненность, Самосовершенствование, Кавана, Рав Шимшон Пинкус
«И встал Пинхас, вифалель» Теилим, 106
«Вэ-этпалель Всевышнему» Дварим, 3
Понятие пилуль (тфила) — это общее название того возвышенного дела, которым мы занимаемся. [Слово тфила обычно переводят, как «молитва», поскольку и то, и другое — это общее название молитв. Однако, по-русски слово «молитва» более подходит в качестве перевода слова тхина, что буквально означает — молитва, мольба. Поэтому в данном контексте мы не переводим слово тфила. — прим. ред.] Тфила — это общее название молитвы в Торе и принятое название у народа Израиля. В объяснении названия тфила я нашел два варианта: смысл первого — суд, как сказано: «вэ-натан бэ-плилим» — «вынес приговор суда». Мудрецы в Мидраш Раба на книгу «Дварим» приводят эту форму молитвы — пилуль, и учат из строки «и встал Пинхас, вифалель», что Пинхас совершил суд. Видимо, они учат это и по поводу молитвы, которую он молился, однако все равно простое объяснение — что он совершил суд, получается, что название тфила происходит от слова «суд».
Однако многие приводят также второй вариант: тфила — от слова «соединение», как сказано (Берешит, 30:8): «нафтулей Элоким нифталти, подобно сестре своей». РаШИ комментирует: «я соединилась, став такой же, как моя сестра». Оба эти варианта — истинны, и это объясняет, почему тфила включает в себя все формы и варианты молитвы.
Если мы берем смысл слова тфила, как «соединение», то не нужно и объяснять, почему эта форма содержит в себе все варианты молитвы, ведь само собой разумеется, что это суть молитвы: соединение мысли и всех чувств человека с его Творцом, как говорит Рамбам («Путеводитель заблудших», ч.3., гл.52): «Ведь я объяснил тебе, что разум, которым нас наделил Всевышний, это “внутренняя связь” между нами и Им, и тебе дана сила: захочешь — укрепишь эту связь, а если захочешь постепенно ослабить ее — и это можешь сделать. Однако помни, что эту сокровенную связь можно укрепить, только если ты будешь использовать свой разум из любви к Всевышнему и только с целью обрести эту любовь. Но если твое намерение использовать разум будет направлено на любую другую цель, кроме любви к своему Создателю, тогда эта связь будет ослабевать все больше и больше. И знай, что даже если ты будешь наимудрейшим из всех людей, обладающим истинной Б-жественной мудростью, как только ты обращаешь свои мысли на еду или какое-то другое дело, которое тебе нужно, ты уже прекращаешь этот близкий контакт между собой и Всевышним, благословен Он, ты уже не с Ним, и Он уже не с тобой, потому что эти отношения между тобой и Им на практике прекратились в этот момент».
Это означает, что реально человек соединен с Всевышним только тогда, когда он направляет к Нему свои мысли. Если так, получается, что название тфила лучше всего выражает общую сущность и цель молитвы, ведь все части молитвы в основе своей предназначены для того, чтобы достигнуть этой замечательной цели — личной связи с Творцом. Ведь даже если человек знает и признаёт реальность Всевышнего (что само по себе является важным духовным уровнем в связи с Творцом, как известно от знатоков истинного служения, что вера — это соединение с Творцом), но это все еще не является реально ощущаемым соединением, и только, когда человек стоит перед Всевышним, и говорит с Ним напрямую, ведет с Ним беседу, тогда этот акт становится настоящим прилеплением к Творцу и реальным соединением с Ним. Согласно закону, как раз молитва Шмона Эсре (по-другому — Амида) специально предназначена для этого. О ней сказано: «человек подобен тому, кто стоит перед царем». И нужно обратить внимание, насколько это буквально. Приведем пример: это подобно человеку, которому завязали глаза шарфом, так, что он не видит ничего вокруг, его водят с одного места на другое, и говорят: «Сейчас ты в таком-то месте, а теперь — в таком-то». Эти разные места — это не эмоциональная картина в сердце и в душе, как в детских играх, когда ребенок закрывает глаза, и представляет себе: «Сейчас я в такой-то стране». Нет, это реальность — этот человек находится в одном месте, а через несколько минут — в другом, в соответствии с тем, куда его ведут. И если вдруг ему скажут: «А сейчас ты стоишь перед царем!», то это не для только того, чтобы он воодушевился и расчувствовался, представляя себе, как он стоит перед царем. Это абсолютная реальность, он действительно там находится! Ведь в момент, когда этот человек стоит перед царем, это является действительностью не только из-за его знания и ощущения, а потому, что это правда — он находится здесь, и царь тоже здесь! А то, что его глаза завязаны, и он не видит царя, ни на йоту не умаляет реальность происходящего. Само собой, что если он сейчас что-то попросит, даже забыв, где находится, и будет говорить сам с собой, или, обращаясь к стоящему рядом, как бы невзначай, то, поскольку он все равно стоит перед царем, и царь слышит его, он смилуется над ним и даст ему желаемое. А если он, не дай Б-г, рыгнет, или зевнет, или плюнет на пол, то еще прежде, чем успеет извиниться, и сказать: «Ой, я не знал, я не почувствовал, в каком важном месте я нахожусь…», один из приближенных царя уже разгневается и снесет ему голову. Точно такова и реальность молитвы — когда еврей молится, его место на самом деле меняется, и он оказывается стоящим перед Всевышним, и это не только ощущения сердца, это действительность сама по себе!
Получается, что в этом соединении, когда человек «прилепляется» к Всевышнему посредством молитвы, есть два варианта: первый — когда человек говорит с Всевышним напрямую, во втором лице, и как мы объяснили из слов Рамбама, что это состояние приводит к соединению на практике; а второй — в основном, когда человек молится Амиду (Шмона Эсре), ведь тогда она становится основой соединения, как сказано в «Шульхан Арухе» (в качестве закона), что человек как бы стоит перед Царем. Какая это величайшая милость, какой подарок Всевышнего — чувствует ли человек что-либо или нет, сила Торы берет и по-настоящему ставит его перед Всевышним. Так что, если его праведный и святой товарищ стоит и читает «Псукей де-зимра» с потрясающим душевным настроем и видит себя стоящим перед Творцом, в великой близости и соединении с Ним, а он сам стоит и молится Шмона Эсре, причем мысли его гуляют во все стороны, и он ничего не чувствует, то, конечно же, с одной стороны, есть особая близость у того, кто ощущает соединение с Творцом в сердце, но с другой стороны — есть и реальность близости места, так что в этом смысле, тот, кто молится Шмона Эсре, в этот момент намного более близок к Творцу, чем его друг.
Однако, чтобы почувствовать это, нужна вера — как в приведенном выше примере, человек с завязанными глазами должен верить, что он и вправду находится в определенном месте. Так же и в молитве: наши органы чувств не воспринимают перемену места, тем более, что вообще об этом понятии «стоит перед Царем» у нас есть много вопросов и непониманий, например, ведь сказано «полна вся земля Славой Его», и т.п. Для этого нам и нужна заповедь веры: верить, что все слова пророков — это истина, и то, что наш разум не в силах это постичь, никак не умаляет истинности реальности. А наши мудрецы сказали, что «слово Всевышнего — это алаха», т.е. алаха, еврейский закон — это великое пророчество из уст Творца, об истинной действительности разных вещей, которые нельзя было бы сказать, если бы они не были написаны в Торе. А в «Шульхан Арухе», в законах о молитве есть алаха: в молитве Шмона Эсре человек стоит перед Царем!
Когда давали клятву, говорили: «Клянусь Тем, Кто находится в этом Доме», а это равносильно тому, как если бы человек клялся Именем Творца. [Т.к. Шхина присутствует в Храме. Поэтому] сказали наши мудрецы («Брахот», 62): «Сказал рав Биби от имени раби Йеошуа Бен Леви: каждый, кто плюет на Храмовой горе в это время, как будто плюет в зеницу ока Всевышнего, как сказано (“Млахим алеф”, 9): “Мои глаза и сердце будут там все дни”». То же самое сказано о молитве (см. «Брахот», 24): «тот, кто плюет во время молитвы — как будто плюет перед царем». Молитва воистину подобна Бейт-Микдашу! А тот, кто говорит, что это лишь слова, пробуждающие чувства человека и помогающие ему обрести нужный душевный настрой — отрицает всю Тору.
Поэтому само по себе состояние, когда человек стоит перед Всевышним и молится, должно вводить его в большой трепет и доставлять огромную радость, он должен получать наслаждение от того, что стоит и на самом деле прилепляется к Всевышнему. Это ощущение невозможно описать на бумаге, и тот, кто хотя бы один раз его чувствовал, знает, что это самое потрясающее удовольствие, не сравнимое ни с каким удовольствием этого мира. Как сказали мудрецы: «Сказал раби Иво: когда будешь стоять и молиться, пусть твое сердце радуется, что ты молишься Б-гу, подобного Которому нет». Но даже и тот, кто не чувствует сердцем величие этого момента, должен верить разумом, что такова простая реальность — он сейчас стоит перед Всевышним.
Если же мы посмотрим на молитву со стороны смысла «суд», то увидим, что и это — замечательное объяснение общей сути понятия «молитва»: что суть молитвы заключается в том, чтобы уметь судить об окружающем нас и различать истину в ее настоящем виде. Дело в том, что есть истина по сути, а есть истина по случаю [т.е. в возникшей ситуации — это суждение истинно — прим. ред.[, и Рамбам комментирует, почему сказано «Г-сподь — Б-г истинный»: что только Всевышний, благословен Он — истина по самой сути, настоящая истина. Объясним его слова: все, что есть в мире, находится здесь по случаю, ведь его могло бы и не быть, а отсюда, само собой, следует, что реальность каждой вещи на самом деле условная. Однако существование Всевышнего обязательно необходимо в этом мире, поэтому Его истинность — это истина по сути, т.е. абсолютная истинная реальность, которой не может не быть.
Рамбам объясняет: если можно было бы представить, что все существующее перестало быть, кроме Него — Он останется пребывать и не исчезнет вместе с исчезновением всего существующего. Поскольку все остальное не может существовать без Творца, в то время, как Он не нуждается в других для собственного бытия. Поэтому истинность Творца не похожа на истинность всего существующего. Об этом говорит пророк[1]: «Г-сподь, Б-г — истина», и только Он — истина, и истинность Его не сравнима с истинностью всего существующего. Об этом также сказано у пророка: «нет ничего, кроме Него…», то есть, не существует ничего, сравнимого с Его истинностью. Таким образом, если человек пожелает расследовать и судить, что есть Истина, то есть, не задаться вопросом, что представляет собой истина в каком-то конкретном деле, а именно — что есть Абсолютная Истина с точки зрения истинного бытия — он сразу увидит, что он стоит перед Творцом. Что Он, благословенный — абсолютная действительность, охватывающая всю остальную реальность.
В чем выражается эта абсолютная Истина? В том, что Всевышний бесконечно велик, могуществен, вызывает трепет и страх! Ведь это — тоже великая Истина, охватывающая все. Чем больше человек вникает в глубины этой Истины, тем более им овладевает желание восхищаться, превозносить, восхвалять, прославлять Всевышнего. Это — естественная реакция человека на осознание этой абсолютной Истины, что неминуемо влечет за собой восхищение Его бесконечностью, а также тем, что Он создал невероятное количество чудесных миров, со всеми их бесчисленными деталями. Поэтому такое исследование этой великой Истины наполняет сердце человека песнопениями и хвалами, как только он осознает, что представляет собой эта Истина.
Когда же человек попытается еще больше исследовать истину, задастся вопросом: какая еще реальность является подлинной истиной, среди всего созданного? Первого, кого он встретит в этом поиске — это самого себя! Ведь человек близок к осознанию своего собственного бытия, больше, чем чего-либо другого. Присмотревшись к себе, к подлинной сути самого себя, человек понимает, что он — незначительное и болезненное создание, постоянно ищущее, как воздух, спасения у своего Создателя. Как только человек это осознает, сразу же все его просьбы поднимаются на его уста в силу осознания этой истинной реальности, что такова правда: он, человек — несовершенен и стремится восполнить свои недостатки с помощью Всевышнего.
Когда же человек продолжит свои поиски истины, и еще раз внимательно вглядится в себя, перед его глазами предстанет истина о чудесных благодеяниях, которыми Всевышний одаривал его от момента его рождения и до данного времени, давая ему жизнь, поддерживая его существование, обеспечивая его пропитанием и всеми удовольствиями и приобретениями, которые у него есть. Тогда он возблагодарит и восхвалит Всевышнего за все это, поскольку такова истина: Всевышний одарил его всем этим богатством. Это и есть истина — что следует восхвалять и прославлять Его за все это.
Здесь мы упомянули три главные части молитвы: хвалебная часть, мольба о своих нуждах, благодарность за свой удел. Все это изольется в молитве, как только человек прочувствует хоть на одно мгновение, что такое настоящая Истина. Это и есть состояние молитвы в самом чистом виде: истинно судить об окружающей реальности, что само по себе пробуждает признание и принятие Истины всем сердцем, и то, что исходит из сердца в силу этого истинного постижения.
Есть тут и еще один момент: каждому здравомыслящему человеку понятно, что настоящее определение любой вещи — это ее форма (т.е. ее внутреннее содержание, предназначение), а не материал, из которого она сделана. Например, если указать на стол и спросить человека: что это? Он не скажет, что это кусок дерева, хотя на самом деле — перед ним куски дерева. В любом случае, он отнесется только лишь к форме вещи — что это стол. Таков естественный, само собой разумеющийся подход человека. Но если показать эту же вещь животному, оно увидит вовсе не стол, а лишь куски дерева, сложенные один на другом. Причина этого в том, что человек, в силу своего разума, вообще не обращает внимания на материал, из которого сделана вещь. Его мысль сразу же видит свойства вещи и ее предназначение, и в соответствии с этим он относится к вещи. Приведем еще один пример: если вы увидите машину, вы не дадите ей определение «слой краски», несмотря на то, что в конце концов, — это единственное, что вы видите своими глазами. И здесь даже животное смотрит чуть глубже, и видит металлическую стенку, хотя металл и скрыт под слоем краски. Но человек, зная, что в машине есть мотор, и она в состоянии двигаться и ехать, не обращает ни капли внимания на сырье, из которого сделан предмет, а смотрит лишь на внутреннее его содержание, на его силы — что и является сутью предмета. Он дает определение вещи по ее предназначению.
После этого вступления, если мы спросим человека, обладающего по-настоящему прямым разумом, указывая на солнце в небе: «Что это?», он ответит, что это — создание, раскрывающее славу Небес. [Как открыли нам наши мудрецы, что все, созданное Всевышним, — создано во имя Его Славы] Ведь на самом деле — это и есть настоящее свойство и суть солнца, и это его настоящее определение — для того, чей разум абсолютно, безусловно прям. Видится, что когда мудрецы сказали о Моше-рабейну, что он постигал пророческое видение, как через кристально чистое стекло, [т.е. он постигал открываемое ему Творцом предельно ясно и четко — прим. ред.], речь идет не только о его постижении пророчества, но и о том, что каждую вещь он видел отчетливо и ясно — то есть, в ее правильном и простом свете: что вся действительность целиком — это выражение славы Небес, и не более того. Речь не о том, что он из ее существования выучил, что такое слава Небес, а просто это — суть и реальность каждой вещи во всем Творении, и таково ее настоящее определение по своей сути. А мы, жители этого мира, которые отвечают на этот вопрос: «Это — солнце, а то — луна», подобны тому, кто видит в машине груду железа, а в человеке — груду плоти и костей, не замечая души, которая в нем. Представьте себе, что кто-нибудь увидит великого Хафец Хаима, и его спросят: «что это?», а он ответит: «сорок килограмм мяса и костей». Это ложь? Нет. Но, о Небо, какая же это слепота! Какое искаженное представление о реальности! Точно так же и тот, кто скажет: это — дерево, это — камень. Разве у него нет души, разве у него нет внутренней сути?! Ведь точно так же, как настоящая суть человека устанавливается его душой, а не его телом, так и настоящая душа любого предмета Творения — это слава Небес, которую он содержит, это и есть настоящее определение его реальности.
Те замечательные моменты молитв, когда человек стоит и судит о сущности мира, и всего, что находится в нем, и всего, к чему человек имеет отношение, и определяет их суть — это моменты, когда человек отчетливо видит истинность Творения и всей реальности. Он видит через все существующее величие Всевышнего, Его славу и Его чудеса, и произносит устами то, что видит его сердце: что суть любой вещи и суть самого человека — это на самом деле не более, чем средство раскрыть славу Небес в мире.
Именно по этой причине все, что вырывается из сердца человека в те мгновения истины, называется тфилой от слова палель — суд, суждение: поскольку вся проделанная в сердце работа, все существование просьбы, восхваления или других частей молитвы являются главным образом плодом осознания истины в ее чистом виде.
В трактате «Брахот», (29 лист), сказано: «Когда ты пускаешься в путь, посоветуйся[2] со своим Создателем, и выходи». Что такое «посоветуйся со своим Создателем»? Сказал раби Яаков от имени рава Хисды: «это — дорожная молитва». В том, что Гемара употребила именно такую форму — посоветоваться, получить совет, есть замечательный намек и для нас. Ведь по-настоящему, в практическом смысле молитва — это прекрасная возможность посоветоваться. Эту мысль иллюстрирует история, которую я слышал от одного из учеников великого машгиаха (духовного наставника) ешивы «Мир» рава Йерухама Лейвовича: однажды одному из его лучших учеников нужно было поехать по какому-то делу в Варшаву. Он упаковал вещи и собрался уже выезжать, но ведь перед отъездом обязательно нужно попрощаться с машгиахом, получить его благословение на дорогу. Комната машгиаха находилась на самом верхнем этаже, и нужно было подниматься туда по лестнице. Когда юноша поднялся на одну ступеньку, он остановился и подумал: «Что я скажу машгиаху? Что по такой-то и такой-то причине мне нужно поехать в Варшаву». Поднялся еще несколько ступенек, и снова задумался: «Что я скажу машгиаху? Что причины такие-то и такие-то…» Так он поднимался и останавливался несколько раз, пока не дошел до двери. Там он остановился, развернулся и стал спускаться по лестнице, потом пошел в комнату и распаковал чемодан — поскольку уже сам понял, что на самом деле не было необходимости в этой поездке.
Насколько замечательна эта простая история — ведь поскольку юноша собирался изложить свои обстоятельства великому человеку, способному критиковать и проверяющему истину, само собой, он и сам проверил все эти причины, и сразу же увидел, что на самом деле есть недостаток в истинности дела, и ему даже не потребовалось заходить в комнату к машгиаху.
Точно так же и по поводу молитвы: у нее есть еще одна огромная косвенная польза, кроме самой сути молитвы, на которую намекает сказанное мудрецами «посоветуйся со своим Создателем». Просто встать и изложить, что именно ты собираешься сделать, Всевышнему, Б-гу истины, и естественным образом получится, что сама по себе молитва будет мгновением истины. Например, тот юноша из ешивы «Мир», о котором мы рассказали — если бы его рава не было в тот день в городе, он бы встал в молитве перед Всевышним, и сказал бы Ему: «Владыка мира, мне нужно поехать в Варшаву, пожалуйста, помоги мне там добиться успеха в таком-то и таком-то деле». И так, если бы он стоял перед Творцом мира, Г-сподом, Б-гом Истинным, и разговаривал с Ним, что, мол, ему нужно то-то и то-то, он сразу бы осознал свою ошибку, поняв, что это вовсе не такое уж необходимое дело, и передумал бы ехать. Получается, что молиться — это в самом прямом смысле означает получать совет Творца.
Точно так же и в делах, которые человеку на самом деле нужны: молитва анализирует их, и проясняет, насколько это действительно важно, и какой вес следует придать данному делу. Например, если человеку нужно купить какую-то одежду — в нашем поколении принято, что ходят по трем-четырем магазинам, чтобы выбрать самое подходящее, а порой человек чрезвычайно внимательно просматривает и десятки вещей. Но если он вначале помолится и попросит помощи Свыше, то, когда он придет к Всевышнему просить именно такой цвет и фасон, какой он хочет — ему тут же станет ясно, что, может быть, Всевышний не в восторге от его просьбы. Может, на самом деле, не так уж принципиально, чтобы вещь была идеально великолепной, вплоть до последней нитки, как ему хочется. Тогда-то человек и обретет более объективный взгляд на свои потребности, как замечательно сказал один знаток истинного служения Творцу: «То, о чем ты стесняешься просить Всевышнего — тебе не нужно!» Как было сказано: «Посоветуйся со своим Создателем — и выходи в путь».
[1] Ирмия, 10:10
[2] В оригинале употреблено слово леималех, что более точно означает — узнать мнение другого, и в свете этого продумать все заново.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»