Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Изгнание, Святость, Египетское рабство, Исход из Египта, Рав Эуд Авицедек
«Необходимо упомянуть Исход из Египта в дневном кидуше. Написано здесь: “…чтобы ты помнил день выхода из Египта”, и написано там: “Помни день субботний, чтобы освящать его”» (Псахим 117).
«Пятьдесят раз упоминается Исход из Египта в Торе, и соответствуют этому пятьдесят суббот в году» (Сфат Эмет).
Совместное внутреннее содержание избавления из Египта и Субботы будет темой обсуждения в данном эссе. Египетское изгнание стало подготовкой к рождению народа Израиля, а избавление из Египта — подготовкой к дарованию Торы. Однако субботу сыны Израиля получили еще до дарования Торы. «Когда вышли из Египта, еще прежде, чем даровал им Тору, дал Израилю субботу. И две субботы соблюли евреи до того, как дал им Тору…» (Пиркей дераби Элиэзер).
В данном эссе мы уясним, что изгнание в Египте было изгнанием Субботы, и в избавлении из Египта была избавлена суббота и дана наследием Израилю.
Базисное восприятие изгнания говорит о том, что оно пришло как наказание за грех и как искупление и исправление преступления. Изгнание есть нарушение обычного порядка вещей, при котором каждый народ живет на своем месте. Однако внутри данного процесса скрыты глубинные пласты, которые мы собираемся проанализировать.
Подобно тому, как сила зла сотворена для свободы выбора, чтобы человек прояснил себя посредством нее в реальности, и раскрыл заложенные в него силы, тем самым приведя себя к совершенству, так изгнание в своей сути сотворено еще в Шесть дней творения ради подобной цели. «Раби Шимон бен Лакиш трактует Писание как повествование об изгнаниях: и земля была безвидна — это вавилонское изгнание, и пуста — это мадайское изгнание, и тьма — это греческое изгнание, над бездною — это изгнание в злодейском царстве» (Берешит раба).
*
Изгнание свидетельствует о недостатке в израильском народе — каждое изгнание по-своему. Израиль, согрешивший — допустивший недостаток — в определенном вопросе, должен быть изгнан в среду того народа, для которого данная сила зла является характеризующей.
Таким образом, хотя открытое Управление — это управление Суда, и, на первый взгляд, изгнание приходит только как наказание за грех, корень изгнания находится также в Управлении Единства, и цель его — приведение израильского народа к совершенному исправлению.
Цель изгнания — это приобретения, глубинные силы и возвышенные качества, раскрывающиеся в израильском народе, когда он выдерживает испытания. «Об этом и говорит Писание: “И пожрешь все народы, которые Господь, Бог твой, предает тебе”. И не имеется в виду “уничтожишь”, — ведь тогда так было бы и сказано… Но речь о том, что в каждом народе есть определенная ступень или достоинство, которое его отличает, и “пожрешь” означает: ты унаследуешь их уровень в том, в чем они особенны..» (Маараль).
«Израиль воспринимает в себя то доброе, что в них» (раби Цадок аКоэн).
Мы пытаемся уразуметь глубинный смысл данного вопроса, насколько это для нас возможно. Ведь тот злодей, что привел праведника к испытанию, поставил себя в качестве силы зла, цель существования которой — восполнение праведника и приведение его к совершенству. Праведник, нашедший в себе душевные силы выстоять в этом испытании, удостаивается стать целью существования данного злодея.
И еще: у всякой силы зла нет собственного существования, она лишь черпает силы от святости (поскольку у зла нет сущностного корня). Зло берет искру святости и отклоняет ее в другую сторону тем, что надевает на нее сверху ложь и выдумку. Праведник, который разоблачает одеяния фантазии и лжи с открывающейся ему реальности, находит в себе корень и искру святости в преодоленном испытании, и тем самым разгорается в нем эта святая искра и превращается в целый процесс служения и возвышения. Поразмыслите над этим как следует.
Следует знать: всякое зло черпает свою жизненную силу из той искры святости, что была отдана в его руки.
Исход из изгнания происходит в силу тех приобретений, которые евреи получили в данном изгнании. Тем самым его цель завершается. Таким образом, в самом изгнании заложено семя избавления. «Само изгнание есть причина избавления».
*
Четыре изгнания, перечисленные в приведенном выше мидраше, и есть испытания Израиля с того момента, как он стал народом. У всякого изгнания — особые духовные приобретения, полученные при выходе из него. Египетское изгнание, однако, произошло еще прежде, чем Израиль превратился в народ, и мудрецы определяют его как процесс беременности и вскармливания, формирующий ребенка. Египет соответствует самому созданию Израиля.
«Все царства называются именем Египта (Мицраим), поскольку они приносят страдания (мецирим) Израилю» (Ваикра раба). Египет есть корень всех изгнаний.
Египет относится к категории материи; они «подобны ослам», самые испорченные среди народов, отрицают Имя Всевышнего и подчиняют себя силам нечистоты. «Земля, где все было делом материальности» (Маараль). «Нет народа, низкого, ничтожного и презренного перед Всевышним, как Египет, и дал им Всевышний власть из-за Израиля» (Зоар).
…Дал им Всевышний власть из-за Израиля… Израиль, которые в будущем должен стать формой мира, образом Бога в мироздании, должен был погрузиться в глубины этого изгнания, изгнания материи. Оттуда они должны были построить себя в народ принимающих Тору. Раскрыть заложенные в них все силы святости, противоположные Египту.
«Если бы не спустились изначально в Египет, и не очистились бы там от примесей, не стали бы единственным народом Всевышнего» (Зоар).
*
Легко понять, что изгнание — рабство в Египте — стоит напротив субботы, дня покоя. Это суббота, которая является корнем святости в мире, корень веры в Имя Авайе, равновесная всей Торе. Суббота, в которую сияет свет дополнительной души — приобщения человека к духовности, к Торе. Суббота, только посредством соблюдения которой евреи удостаиваются быть избавленными из всякого изгнания.
«Ради субботы и обрезания, которые соблюдали в Египте, они были избавлены». Если ради субботы были избавлены, то ради субботы и спустились в это изгнание.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.