Темы: Талмуд онлайн, Изучение Торы, Забота о здоровье, Государство Израиль, Хедер, Батшева Эскин, Коронавирус
Когда дело касается тщательного мытья рук и дезинфекции помещений, отмены рукопожатий и массовых мероприятий, соблюдения дистанции между пассажирами в транспорте и в синагогах — духовные руководители поколения и раввины это всецело поддерживают.
Все абсолютно согласны, что в эти дни надо с удвоенной тщательностью и осторожностью соблюдать правила гигиены, так как таким образом мы выполняем заповедь Торы вэ-нишмартэм («вэ-нишмартэм меод лэ-нафшотэйхем» — «Берегите же очень души ваши…» — Дварим 4:15, см. комментарии).
Главный раввин Израиля — рав Давид Лау — сегодня утром, 15 марта 2020 г., подал личный пример и молился на свежем воздухе, в небольшом миньяне, и каждый житель Модиина мог убедиться, что расстояние между молящимися — не меньше предписанных двух метров.
И даже когда речь идет о закрытии школ для девочек — как бы это ни было неприятно и неудобно и для директоров школ, и для многих родителей — главы поколения призывают всех следовать указаниям Минздрава. Уроки по дисциплинам, не связанным с Торой, в талмудей-тора (то есть в религиозных школах для мальчиков) отменяются, остается только само изучение Торы.
Вот здесь и лежит камень преткновения. Руководство Израиля видит в коронавирусе огромную угрозу, и считает, что закрытием всех учебных заведений в стране эту угрозу можно предотвратить.
Когда задали об этом вопрос мудрецу Торы, одному из духовных лидеров нашего поколения, раву Хаиму Каневскому — он ответил однозначно:
— Не дай Б-г! Закрыть хедеры и ешивы — это самая большая опасность.
Видя, что, следуя указанию рава Каневского, многие талмудей-тора продолжили работать, израильское министерство здравоохранения утром 15 марта издало новое распоряжение, в соответствии с которым все образовательные учреждения страны, включая колели, ешивы и талмудей-тора, а также детские сады и интернаты должны временно приостановить свою работу — как минимум, до окончания праздника Песах. И чтобы закрыть все возможности обойти закон, прямым текстом сказано в распоряжении, что продолжать обучение в каких-либо других помещениях также запрещается.
Что будет с теми учебными заведениями, которые не закроют свои двери для учащихся? В министерстве здравоохранения утверждают, что рычаги давления найдутся — вплоть до прекращения финансирования.
Мы не можем допустить прекращение изучения Торы в Израиле и молимся о том, чтобы для этой проблемы нашлось решение — а пока учимся сами, при любой возможности: дома, в синагоге, на скамейке в парке; в одиночку и в хавруте; слушая видео — и аудиоуроки. А также продолжаем изучение ежедневного листа Талмуда на нашем сайте.
Уже появляются первые подвижники, нашедшие выход из положения. Рав Моше Червонец, преподаватель 7-го класса религиозной школы для мальчиков «Дерех Йешарим» в Петах-Тикве разделил класс на три группы, так чтобы в каждой из них было менее десяти человек. Мальчики собираются дома у одного из одноклассников, а рав Моше в течение учебного дня переходит из одной квартиры ученика в другую, потом — в третью, и продолжает делать, то, что он должен: учит своих семиклассников, чтобы не прекращалось изучение Торы.
Ученики школы «Дерех Йешарим» и их учитель р. Червонец
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?