Из цикла «Знание Субботы», темы: Подготовка к Субботе, Суббота, Одежда, Уважение, Святость, Рав Эуд Авицедек, Адам
«Что это за почет (субботы), о котором говорили мудрецы? Человеку следует омыть горячей водой лицо, руки и ноги в честь субботы, после чего он заворачивается в цицит и сидит со всей серьезностью, ожидая принятия лика субботы, как если бы он выходил навстречу царю. А мудрецы древности собирали своих учеников в канун субботы, облачались и говорили: Давайте выйдем навстречу царице-субботе! В честь субботы также следует надеть чистую одежду. И не должна быть будничная одежда подобна субботней…» (Рамбам, Законы субботы).
К почитанию субботы относится умывание тела и перемену одежды. «Две вещи были у первого человека: одно — образ Б-га, в котором он был сотворен, а второе — почет и слава, и это — одеяния Адама. Ведь раби Йоханан называл одежду “мое уважение”» (Маараль).
Если мы рассмотрим глубинный смысл вопроса, то увидим: одеяние души — это тело. Перемена одежды указывает на исправление качеств.
*
«Когда ты поразмыслишь об “образе Б-га” и об “одеяниях”, ты поймешь, что образ — это нечто божественное, а слава — не есть нечто божественное: она обращена к миру» (Маараль). Мы можем дать такое определение: одеяния — это тот способ, через который раскрывается внутреннее содержание вещи по отношению к другим. Это раскрытие происходит посредством сокрытия внутреннего содержания и демонстрации только того, что разрешается раскрыть. Одеяние есть раскрытие уважительным образом. А ведь в этом и заключается суть почета (как объяснялось в книге Знание молитвы): раскрытие, указывающее на глубину сокрытия, которое невозможно раскрыть. Поэтому у каждого человека есть одеяния в соответствии с его достоинством и в соответствии с тем, как он открывается другим людям.
Корень данного явления — раскрытие Всевышнего в мире через одеяния, — ведь все мироздание и Тора есть облачения для раскрытия воли Всевышнего в мире, они — слава Творца. «Господь воцарился, величием облачен». Поразмыслите над этим хорошенько.
«Великолепием облек день отдохновения» — намек на то, что субботняя одежда не должна быть подобна будничной. И об одежде священника сказано: «…для славы и великолепия», и написано: «надень одежды великолепия своего» (Абудраам, Субботний молитвенник). В этот день прорывается и светит внутреннее содержание мироздания — «врата, обращенные на восток… откроются», и потому облачения Царя — все мироздания — светят особым сиянием и славой, «небеса рассказывают славу Б-га».
Так это и по отношению к человеку — микрокосму Творения: его возвышенное внутреннее содержание сияет и прорывает одеяния его тела: «…благословил Он ее (субботу) светом лица человека, освятил ее светом лица человека, свет лица человека в будни не похож на свет его лица в субботу» (Берешит раба 11:2). Это свечение дополнительной души. Поэтому человек должен поставить себя в положение уподобления формы Создателю, надев соответствующие субботе одеяния, и облачиться в царское убранство навстречу царице-субботе. Поразмыслите над всем этим.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.