Темы: Пурим, Антисемитизм, Чудеса, Еврейская история, Спасение жизни, Благодарность, Диаспора, Община, Батшева Эскин
В еврейской истории было немало случаев, когда грозящее еврейской общине физическое уничтожение было чудесным образом отменено — как это произошло в городе Шушане в дни Мордехая и Эстер.
Рабби Шмуэль Анагид, глава еврейской общины Андалузии в XI веке, был не только выдающимся комментатором Талмуда, но и визирем и полководцем правителя Кордовы — халифа Бадиса. Так как халиф Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль Анагид некоторое время был фактическим правителем Гранады.
В 1039 году войско рабби Шмуэля Анагида в битве близ селения Эль-Фуэнте нанесло сокрушительное поражение войскам Зухейра, правителя Альмерии. Через некоторое время в Гранаде заговорщики совершили покушение на жизнь Анагида, но он не пострадал. В память об этой победе 1 элула было объявлено в Гранаде «малым Пуримом». Рабби Шмуэль Анагид написал по этому случаю поэму «Элока Оз» и послал ее евреям Земли Израиля и Вавилонии, призывая их присоединиться к празднику.
Это было одним из первых случае в еврейской истории, когда был провозглашен некий «дополнительный» Пурим. Ведь в чем суть праздника Пурим? В том, что евреям грозило физическое уничтожение, которое Б-жественной рукой было не только отменено, но и перенесено на наших врагов. А таких случав было немало.
Малый Пурим, общинный Пурим, второй Пурим, местный Пурим, моэд-катан — так называют день, который, согласно обычаю, отмечают только члены той общины, которая удостоилась чудесного спасения. Всего известно более ста местных пуримов, многие из которых уже не празднуются.
Зачастую эти пуримы предварялись постом, подобным посту Эстер, а в сами дни местных пуримов обычно устраивали веселую праздничную трапезу, ходили друг к другу в гости, жертвовали деньги бедным. Во многих общинах в синагогах читали специальные тексты, посвященные событию, в честь которого был установлен праздник. Нередко их писали на пергаменте и читали на традиционный распев книги Эстер.
Алахический источник такого празднования мы находим в книге Хаей Адам: «Каждый, с кем приключилось чудо, или все жители города могут по взаимному соглашению или по указу принять на себя и на своих потомков установить в этот день Пурим. И трапезу, которую они совершают в честь этого праздника, следует считать сеудат мицва — заповеданной трапезой». (Хаей Адам, Илхот Мегила 155:41)
Одна из самых фантастических историй произошла примерно в конце XIV — начале XV вв. в столице Арагона — Сарагосе. Члены многочисленной еврейской общины решили выразить правителю свое почтение и каждый раз, когда он праздновал какое-либо счастливое событие и вместе с парадом проходил через еврейский квартал, старейшины общины выходили к нему навстречу с футлярами от свитков Торы, оставляя при этом сами свитки в синагоге.
При дворе короля жил некий Маркус, который ненавидел евреев и старался настроить короля против них. Однажды Маркусу случайно стало известно о том, что евреи выносят на парад пустые футляры, — и он поспешил сообщить об этом королю в надежде, что, рассердившись на евреев, тот изгонит их из страны.
Король был человеком Б-гобоязненным и не хотел зря причинять вред еврейскому народу. Маркус стал его уговаривать и между ним и королем произошло что-то вроде дискуссии о том, остаются ли евреи Б-гоизбранным народом даже после того, как они были изгнаны со своей земли и рассеяны по миру. В конце концов, король решил, прежде чем наказать евреев, на следующем параде проверить — что там они несут в своих футлярах. Если Маркус окажется прав — евреи будут изгнаны из Сарагосы, а если он солгал — то будет казнен.
В ночь перед очередным торжеством шамаш главной синагоги Сарагосы никак не мог заснуть. У него было предчувствие, что еврейской общине города грозила опасность. Когда его веки наконец сомкнулись, во сне к нему явился высокий седобородый старик и сказал: «Вставай! Не теряй времени. Евреи в опасности. Немедленно иди в синагогу и быстро разложи свитки Торы по футлярам. И никому ни слова об этом!»
И к этому шамашу, и ко всем другим шамашам города в эту ночь явился этот высокий седобородый человек — пророк Элияу, и все они бросились выполнять его указание.
На следующее утро, когда начался парад и в еврейском квартале заиграли трубы, оповещавшие о появлении короля, старейшины общины вышли навстречу королю, держа в руках футляры со свитками Торы.
Когда карета короля поравнялась с делегацией евреев и Маркус приказал открыть футляры — все, кроме шамашей, были удивлены увидеть там настоящие свитки Торы. Король приказал схватить и повесить Маркуса, а после публично объявил, что всегда хорошо относился к евреям и более не сомневается в их верности. Более того, в знак доброго отношения к евреям король на три года освободил евреев от всех налогов.
Когда в еврейской общине распространилась весть о чудесном явлении пророка Элияу, избавившем евреев от бедствий, было решено, что 17 и 18 дни месяца Швата ежегодно будут днями общей молитвы и выражения благодарности Творцу, для того чтобы их потомки во всех поколениях не забывали о том, как община Сарагосы была спасена.
Не все чудеса были такими явными. Начало XVII века, германский город Франкфурт-на-Майне: городской патрициат покровительствует евреям, а ремесленники-христиане видят в евреях опасных конкурентов.
Пряничник Винцент Фетмильх, называвший себя «новым Аманом» потребовал от патрициата изгнать евреев из города, а когда получил отказ, поднял за собой толпу погромщиков и атаковал еврейский квартал, грабя и поджигая то, что не получалось унести. В конце концов Фетмильх фактически захватил власть в городе и изгнал из него всех евреев.
Но Император Священной Римской империи Маттиас приказал вернуть евреев в город, и примерно через полтора года, 10 марта (20 Адара) 1616 года, изгнанники, сопровождаемые отрядом правительственных войск, под звуки труб и барабанов торжественно вернулись домой.
По указу императора Маттиаса, лидер ремесленников Винцент Фетмильх был четвертован, а части его тела были выставлены напоказ в разных частях города.
Маттиас взял под своё покровительство франкфуртских евреев и навсегда запретил муниципалитету изгонять тех из них, кто прожил в городе более трех лет. Он также вменил городским властям в обязанность обеспечивать безопасность еврейской общины и выплатить евреям в качестве компенсации 175 тысяч золотых за счёт городского бюджета.
Установлению местного Пурима в XIII веке во французском городе Нарбонн предшествовала банальная драка двух рыбаков, еврея и христианина. Еврей смертельно ранил противника, а узнавшие об этом жители города решили отомстить за убитого всем евреям. Христиане устроили погром в еврейском квартале — но местному правителю удалось остановить его, и ни один еврей не был убит. С тех пор день 21 Адара был объявлен в Нарбонне малым Пуримом.
Пурим в персидском городе Ширазе был установлен в XV веке после такого случая. Еврей по имени Абу-аль-Хасан был обвинен в продаже трефного мяса накануне Рош а-Шана. Желая найти покровительство у мусульман, он принял ислам и обвинил евреев во всяческих преступлениях. Правитель Шираза воспылал гневом на евреев — и неизвестно, чем бы это кончилось, если бы не неожиданная смерть Абу-аль-Хасана. У изменника нашли заявление о невиновности евреев — и правитель сменил гнев на милость.
В XVI веке было несколько чудесных спасений евреев в разных городах: в Каире, на острове Крит, в Риме, в Алжире. Алжирский Пурим также получил название «Пурим Эдом», так как, благодаря ужасной буре, алжирские евреи были спасены от захвата войсками Священной Римской Империи, а с Эдомом в еврейской традиции ассоциируют и Римскую империю, и вообще христиан.
В конце XVII века, когда морской порт Анкона в Италии был разрушен землетрясением, еврейская община города чудесным образом избежала гибели и установила в память об этом событии «Пурим Анкона».
Примерно в то же время в Падуе был установлен Пурим Буды — после того, как местные власти предотвратили погром в еврейском квартале города.
В середине XVIII века в Тверии был объявлен местный Пурим после многомесячной осады, когда город не сдался войскам Сулеймана-паши, тот был вынужден отступить — и через три дня умер.
Даже в XX веке еще устанавливались местные пуримы.
Например, в 1943 году евреи Касабланки (Марокко) решили ежегодно праздновать 2 Кислева — день прекращения нацистской оккупации.
Традиция празднования местных пуримов иссякает, ведь традиционных общин в диаспоре становится всё меньше. И вместе с тем, великое чудо спасения евреев этих диаспор происходит ежедневно на наших глазах: евреи постепенно возвращаются на свою землю, в Израиль, приближая день окончательного Избавления.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.