Из цикла «Хроника поколений», темы: Боаз, Давид, Рут, Александр Кац, Моав
Ивцан (אבצן; умер не ранее 2793 г. /967 г. до н.э./) — верховный судья Израиля.
Происходил из колена Йеуды. Был прямым потомком вождя этого колена Нахшона, сына Аминадава (Рут 4:20-21, Таргум; I Диврей аямим 2:10-11). Жил в городе Бейт-Лехем (Шофтим 12:8).
У него было 30 сыновей и 30 дочерей (Шофтим 12:9), и все умерли при его жизни (Бава батра 91а; Ялкут Шимони, Рут 1, 601).
Был выдающимся знатоком Торы (Таргум, Рут 2:1). В 2787 году /973 г. до н.э./, уже в годы старости, стал верховным судьей Израиля (Седер адорот) — после 23 лет судейства Толы из колена Иссахара, 22 лет — Яира и 6 лет — Ифтаха из колена Менаше (см. Шофтим 10:1—5, 12:7).
Ивцан судил народ в течение семи лет (Шофтим 12:9; Седер адорот).
Его называли также Боаз (בועז) (Таргум, Рут 4:21; Бава батра 91а; Раши, Шофтим 12:8; Седер адорот). По свидетельству знатоков тайной мудрости, это имя намеком указывало на то, что он был новым воплощением души основателя своего колена, Йеуды: בו עז (бо оз) — «в нем могущество», т.е душа Йеуды (Зоар 2, 104аб).
В дни праздника Песах 2793 года /967 г. до н.э./ у него умерла жена. И в тот же день из Моава в Бейт-Лехем пришла принявшая еврейство моавитянка Рут, вдова его родственника Махлона, бежавшего в годы голода из страны (Рут 1:22, Таргум; Бава батра 91а; Рут раба 3:6).
Была пора жатвы ячменя, и Рут, не имевшая своего надела, пришла подбирать колоски на поле Ивцана-Боаза. Заметив ее скромность, он сказал: «Послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не уходи отсюда, но оставайся здесь с моими работницами. …И когда захочешь пить, то иди к сосудам и пей оттуда же, откуда черпают слуги». А на ее вопрос «Чем я снискала милость в твоих глазах, что ты обратил на меня внимание, хотя я и чужеземка?», он ответил: «Мне много рассказали обо всем, что ты сделала для своей свекрови по смерти твоего мужа: ты оставила своих отца и мать, и свою родную землю, и пошла к народу, которого прежде не знала. Да воздаст тебе Б-г за твой поступок — …за то, что ты пришла, чтобы найти пристанище под Его крылами» (Рут 2:8—12).
Как объяснено в книге Зоар, Ивцан-Боаз увидел, что на Рут пребывает дух святости и в будущем от нее произойдут цари и правители Израиля (Зоар 2, 217б-218а).
В последующие дни он провел необходимое исследование законов Торы, чтобы убедиться, что Рут разрешена ему в жены. Он установил, что запрет «Да не войдет аммонитянин и моавитянин в общину Б-га» (Дварим 23:4) относится только к мужчинам, но не к женщинам — ведь написано «моавитянин», а не «моавитянка» (ИТ, Йевамот 8:3).
В тот же год Ивцан-Боаз, которому тогда исполнилось восемьдесят лет, взял сорокалетнюю Рут в жены (Рут 4:13; Рут раба 6:2). Сразу же после первой брачной ночи он умер (Раши, I Диврей аямим 2:10-11; Седер адорот 2787; Оцар ишей аТанах, Боаз).
Погребен в Бейт-Лехеме (Шофтим 12:10).
После его смерти у Рут родился сын, названный Овед (Рут 4:13—17). А внуком Оведа и, соответственно, правнуком Ивцана-Боаза, стал царь Давид (Рут 4:21—22).[1]
[1] Однако, по мнению, представленному в хронике Седер олам раба, Ивцан и Боаз — это две разные исторические личности, причем Боаз жил на век раньше, в период судейства Эуда, а Рут была внучкой убитого Эудом моавитского царя Эглона (Седер олам раба 12, Седер зманим 7; см. также Назир 23б).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.