Из цикла «Хроника поколений», темы: Александр Кац, Книга Судей, Моав
Эуд бен Гера (אהוד; умер в 2636 г. /1124 г. до н.э./) — верховный судья Израиля.
Принадлежал к колену Биньямина (Шофтим 3:15).
Учился у верховного судьи Отниэля бен Кеназа (см.) (Раши, Авот 1:1).
После смерти Отниэля, последовавшей в 2556 году /1204 г. до н.э./, Эуд начал судить сынов Израиля вместо него (Седер адорот). Занимался изучением Торы (Танхума, Ваехи 14; Ялкут Шимони, Шофтим 3, 42).
В эти годы евреи вновь отступили от заповедей Торы, и вскоре в их пределы вторглось объединенное войско моавитян, аммонитян и амалекитян, возглавляемое царем Моава — Эглоном, который обложил сынов Израиля данью и властвовал над ними в течение 18 лет (Шофтим 3:12—14, Ральбаг).
И лишь когда под гнетом иноземцев народ возопил к Творцу, Эуд сумел поднять восстание и спасти страну. Вначале он направился в Иерихон к царю Эглону с дарами, имея при себе надежно спрятанный клинок. Вручив дары, Эуд сказал царю, что имеет для него тайное сообщение. Эглон отослал слуг, и когда они остались вдвоем, Эуд сказал: «Тайное сообщение заключается в том, что Владыка мира повелел мне взять острый клинок и вонзить в твое чрево!» — и заколол царя. Скрывшись из дворца благодаря густому туману и темноте, он переждал ночь в лесу, а утром вострубил в шофар, подняв народ на войну, в ходе которой обезглавленное войско моавитян было разгромлено (Шофтим 3:15—30; Берешит раба 99:3; Праким бетолдот Исраэль ч. 2, с. 493).
Эуд судил народ Израиля около восьмидесяти лет; он умер в 2636 году /1124 гг. до н.э./ (Шофтим 3:30-4:1; Седер олам раба 12; Седер адорот).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»