Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Война, Амалек, Рамбам, Моав, Имя Творца, Амон
56-я заповедь — запрещение заключать мир с амонитянами и моавитянами во все времена.
Ашем уже повелел нам (Д 190) при осаде вражеских городов перед штурмом предлагать им мир на условии, что они признают себя побежденными. И если они сдают нам город, запрещено нападать на них и убивать их, как мы разъяснили в комментарии на 190-ю заповедь «Делай». Однако с амонитянами и моавитянами мы не действуем таким образом, поскольку Ашем запретил предлагать им мир и стремиться к мирному разрешению конфликта с ними. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не ищи им мира и благополучия во все свои дни, вовеки» (Дварим 23:7).
И говорится в Сифри: «Поскольку в Торе написано: “Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру” (Дварим 20:10), — может быть, и в отношении этих двух народов надо поступать так? Но Тора говорит: “Не ищи им мира и благополучия”. Поскольку в Торе написано: “Не притесняй его” (23:17), — может быть это относится и к представителям этих двух народов? Но Тора говорит: “Не ищи им… благополучия во все твои дни, вовеки”.
57-я заповедь — запрещение во время осады города вырубать плодовые деревья вокруг него, чтобы этим уязвить осажденных и побольнее задеть их сердца. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если будешь осаждать город… чтобы овладеть им, не губи деревьев его, поднимая на них топор;… не руби его, ведь полевое дерево не может, как человек, уйти от тебя в крепость”» (там же 20:19).
И так же под этот запрет подпадает любое напрасное уничтожение и порча. Например, тот, кто намеренно и беспричинно уничтожает одежду или какой-либо предмет домашнего обихода, преступает этот запрет «Не губи…» и карается бичеванием. А в конце трактата Макот (22а) разъясняется, что бичеванием наказывается также и тот, кто понапрасну срубает любое плодовое дерево (даже не во время осады); и там сказано, что запрет содержится в том же самом речении: «…От него ты ешь, не руби его» (там же).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава батра (26а).
58-я заповедь — запрещение проявлять в час войны страх перед войсками народов, отвергающих Б-га, и спасаться бегством от них. Но мы обязаны крепиться и мужаться, чтобы устоять перед врагом. И каждый отступивший и сбежавший с поля боя нарушает этот запрет Торы. И об этом Его речение: «Не страшись их, ибо Ашем, твой Б-г, в твоей среде, Б-г великий и грозный» (Дварим 7:21). И еще раз повторяя этот запрет, Ашем сказал: «Не бойтесь их, ибо Ашем, ваш Б-г, Сам сражается за вас» (там же 3:22).
Приказ не страшиться их и не отступать перед ними в час битвы повторен в Торе еще несколько раз, поскольку, выполняя эту заповедь, человек выявляет искренность и подлинность своей веры.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Сота (42б).
59-я заповедь — запрещение забывать, что сделал нам Амалек, злодейски напавший на нас в пустыне, при выходе из Египта.
Мы уже разъясняли в комментарии на 189-ю предписывающую заповедь: помнить о том, что сделали нам потомки Амалека, и постоянно обновлять в сердце ненависть к нему — это заповедь «Делай». И вместе с тем, нам запрещено забывать об его злодействе — это заповедь «Не делай». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта;… не забудь» (Дварим 25:17,19). А в Сифри (Ки теце) сказано: «“Помни…” — устами, “не забудь” — сердцем», т.е. пусть ненависть к нему не покидает твоего сердца.
Шестидесятая заповедь — запрещение проклинать Его великое Имя, да будет Он превознесен. В Торе разъяснено, что преступивший этот запрет карается побиением камнями, — и об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Поносящий Имя Ашема смерти да будет предан, камнями забросает его вся община» (Ваикра 24:16). Однако в Писании нет отдельного стиха, запрещающего исключительно этот грех, ведь Его речение «Б-га не проклинай» (Шмот 22:27) включает в себя также другой запрет (НД 315).
Сказано в Мехильте (Мишпатим): «Из того, что Он сказал: “Поносящий Имя Ашема смерти да будет предан…”, мы знаем о наказании за нарушение этого запрета. Но где же сам запрет? Тора говорит: “Б-га не проклинай”». А в Сифре (Эмор) разъясняется: «За оскорбление Его особого Имени (Ашем амеюхад) — смертная казнь, но от оскорбления других Его имен — атрибутивных и метафорических — Тора только предостерегает».
И еще сказано в Мехильте дэраби Шимон бар Йохай: «Б-га не проклинай» — это заповедь «Не делай».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а,55б-57а,60а,63а).
И знай, что подобные речения, включающие в себя два или три запрета, не относятся к «обобщающим запретам» (лав шебихлалут. См. «9-ый принцип» в предисловии), поскольку Писание разъясняет, что наказание следует за нарушение каждого из этих запретов в отдельности; и мы безусловно признаем, что каждый из таких запретов — заповедь «Не делай», как мы разъяснили в предисловии к настоящему сочинению. И в соответствии с принципом Торы, согласно которому, наказание следует только за действие, запрещенное самой Торой, мы исследуем, в каком именно стихе содержится запрет совершать действие, подлежащее наказанию: иногда мы находим этот стих с помощью «13 методов толкования Торы» (см. «2-ой принцип»), и порой запрет скрыт в речении, посвященном совсем другой теме, как мы разъясняли в предисловии.
А «обобщающим запретом» речение является только в том случае, если кроме него в Торе нет иных упоминаний или намеков, что данное действие запрещено, как мы объяснили в «9-ом принципе». Но если нам уже известно из другого стиха, что Тора предостерегает нас от данного действия, — например, сказано, что совершающего такой-то поступок постигнет такое-то наказание, тогда, независимо от того, выражен ли сам запрет прямо или намеком (и выводится с помощью «13 принципов»), выражен ли он в отдельном речении или скрыт в речении, запрещающем несколько разных действий, — в любом случае, речь идет о самостоятельной заповеди. Пойми это, ведь существует еще множество заповедей подобного рода.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»