Темы: Самопожертвование, Синагога, Еврейская история, Память, Холокост, Спасение жизни, Диаспора, Путешествия, Еврейская община, Праведники народов мира
Краткий путеводитель по еврейскому Амстердаму ↓ Еврейский исторический музей ↓ Национальный мемориал Холокоста ↓ Национальный музей Холокоста ↓ Пеший тур по еврейскому кварталу ↓ Монумент в память об Освенциме ↓ Улица Генри Полака (Henry Polaklaan) ↓ Памятник теней (The Shadow Wall) (De Schaduwkade) ↓ Памятник еврейскому детскому дому для мальчиков ↓ Еврейские объекты вокруг еврейского квартала ↓ Памятник еврейскому сопротивлению (Joods Verzetsmonument) ↓ Дом Анны Франк (Anne Frank Huis) ↓ Улица Виссера (Mr. Visserplein) ↓ Ашкеназская еврейская семинария ↓ Ашкеназский еврейский приют для девочек ↓ Португальская еврейская религиозная школа ↓ Памятник глухим жертвам войны ↓ Дом Джеронимо Нунеса да Косты ↓ Португальский еврейский дом престарелых ↓Оглавление
В ноябре 2019 года мне посчастливилось побывать в столице Голландии — городе Амстердам. В самом центре города (Amsterdam Centrum) расположен старый еврейский квартал Амстердама. В сердце района, площадь которого составляет менее одного квадратного километра, и в пешей доступности от него расположено около полусотни объектов пешеходного тура «Through the Jewish cultural Quarter» (По еврейскому культурному кварталу).
Чтобы обойти их все, понадобится почти целый день, но зато по окончании тура можно получить уникальную информацию об истории и культуре евреев, населявших Амстердам в различные эпохи.
Учитывая, что не у всех читателей сайта имеется такая возможность, спешу поделиться информацией, полученной в еврейском культурном центре Амстердама.
Пять объектов являются платными, и для их посещения (с 10.00 до 17.00) необходимо купить один входной билет стоимостью 17 евро, который действителен в течение одного месяца с правом посещения каждого объекта один раз. Это Еврейский исторический музей, Детский музей, Португальская синагога, Национальный музей Холокоста (закрыт на реконструкцию со 2 февраля 2020 года), Национальный мемориал Холокоста (будет закрыт на реконструкцию с 1 июня 2020 года).
Прибыв в Амстердам, естественно, я попытался сначала попасть в синагогу. Подойдя утром к Португальской синагоге, я обнаружил, что она является одним из пяти платных объектов, а в качестве синагоги функционирует только в шабат и еврейские праздники. На входе кассир посоветовал мне отправиться на шахарит в Бейт ХаБаД и любезно предоставил карту еврейских объектов Амстердама, которую украшал слоган «Discover the hidden treasures and moving history of Jewish Amsterdam. Find your way with the map inside» (Открой для себя скрытые сокровища и живую историю еврейского Амстердама. Найди свой путь с картой внутри).
Таким образом, наложение тфилин и утренняя служба превратились в увлекательный квест, первой точкой которого стал Бейт ХаБаД. Включив навигатор на смартфоне, я проложил путь к точке с адресом Albert Cuypstraat 165-167, по которому числился Chabad House оf Amsterdam. Находится он в центре рынка Albert Cuyp Market в 20 минутах пешком от еврейского квартала. Но начало квеста оказалось неудачным: на закрытой двери висела табличка на иврите, что с воскресенья по четверг посещение возможно с 13.00 до 20.00.
Не так далеко, в районе De Pijp (Труба), где евреи начали селиться в конце XIX века, по адресу: ул. Герарда (или Жирарда) Доу (Gerard Doustraat), 238 — находится синагога с одноименным названием, куда я и направился. Эта синагога является одной из старейших и до сих пор действующих ашкеназских синагог Амстердама. Построена она в 1892 году обществом помощи израильтянам (Tesjoengat of Israel). Поэтому ее полное название звучит как Gerard Dou — Tesjoengat of Israel. Эта синагога плотно зажата с двух сторон соседними зданиями, поэтому во время Второй мировой войны немецкие войска чудесным образом ее не заметили, и она осталась невредимой. Но, к сожалению, как оказалось, сейчас она открыта только в шабат и еврейские праздники.
Синагога Жирарда Доу — одна из старейших действующих синагог Амстердама
В центре Амстердама, по адресу Nieuwe Kerkstraat, 149, расположена еще одна синагога: Nidchei Yisrael — Nieuwe kerkstraat Shul. Это ашкеназская синагога, в которой службы проходят по нусаху сфарад. Но и она открыта только по шабатам и праздникам.
Итак, второй этап квеста тоже оказался неудачным, и, вернувшись в еврейский квартал, я приобрел входной билет, чтобы попасть в синагогу хотя бы в качестве туриста.
Португальская синагога (Esnoga) расположена по адресу: Mr. Visserplein 3. Она была построена в 1675 году и являлась домом молитвы для испанской и португальской общин, бежавших в Голландию от испанской инквизиции. Оказывается, Esnoga на языке ладино значит «синагога».
Эти еврейские беженцы с Пиренейского полуострова назвали себя португальскими евреями, чтобы избежать идентификации с Испанией, находившейся в это время в состоянии войны с Голландией.
Португальская синагога в Амстердаме
12 декабря 1670 года Сефардское еврейское общество Амстердама приобрело участок под строительство синагоги, которое началось 17 апреля 1671 года под руководством архитектора Элиаса Баумана. 2 августа 1675 года строительство было закончено.
Сооружение стоит на деревянных сваях. Вокруг главного здания расположен ряд низких сооружений, в которых находится зимняя синагога, офисы и архивные помещения, раввинат, хевра кадиша (похоронное общество) и знаменитая библиотека «Эц Хаим» (Ets Haim Livraria Montezinos), включенная во всемирный реестр ЮНЕСКО.
Молельный зал Португальской синагоги с интерьером XVII в.
По старой голландской традиции, пол синагоги посыпан мелким песком, поглощающим пыль, влагу и грязь, а также приглушающим шум. Интерьер XVII века сохранился до сих пор, неповрежденный и освещенный сотнями свечей. Посетителей было мало, и я решил использовать дом молитвы по прямому назначению: облачиться в талит и наложить тфиллин. Судя по удивленным взглядам, возможно, меня приняли за ту самую живую историю еврейского Амстердама, о которой говорилось в буклете.
Роскошный Арон аКодеш (шкаф для свитков Торы)
На территории вокруг здания синагоги расположены коллекции церемониальных предметов из серебра, золота, шелка и парчи. Туристам также показывают микву, однако она не функционирует. Как мне удалось узнать, мужская миква открыта с утра до 12.00 на юге Амстердама (Amsterdam Zuid) в районе Buitenveldert-Oost на территории бейт-мидраша Etz Chaim по адресу: Merckenburg, 3 (вход с задней двери со стороны улицы Valkenstein).
Одна из комнат внутри Португальской синагоги
Там же находится женская миква. О ее посещении необходимо договариваться за сутки, позвонив по телефону +312-036-905-9-5. Также можно записаться через мессенджер Whatsapp по номеру +316-234-864-0-4. Еще одна женская миква находится южнее, в районе Amstelveen, по адресу: Max Havelaarlaan, 435 — но это совсем далеко от центра города.
Узнав подробности про микву, я отправился в находящийся через дорогу от Португальской синагоги Еврейский исторический музей.
Этот современный музей (Joods Historisch Museum) расположен в четырех зданиях бывших синагог по адресу: Nieuwe Amstelstraat, 1 — и обещает рассказать о еврейской жизни в Нидерландах во всем ее многообразии. Музей не только содержит предметы быта и картины, но располагает и большой мультимедийной коллекцией, включающей фильмы и 3D презентации. А также всегда предлагает одну или несколько временных выставок.
В качестве выставочного пространства Еврейского исторического музея используется здание Большой синагоги (Grote Sjoel) и еще трех построенных рядом с ней синагог XVII—XVIII веков.
Большая синагога с 1671 по 1943 годы была главной синагогой ашкеназской еврейской общины Амстердама, основанной в 1635 году, после массовой эмиграции евреев Восточной и Центральной Европы в Амстердам. Ранее в городе существовала только сефардская община. Ашкеназская община росла быстро, и в 1670 году было принято решение о строительстве синагоги. В качестве архитектора был приглашён Элиас Боуман, который в тот же период создал проект Португальской синагоги. Его архитектурный стиль находился под влиянием известного голландского архитектора Даниэля Сталпаэрта, создавшего много зданий в Амстердаме, поэтому синагоги издалека можно принять за обычные амстердамские здания.
Еврейский исторический музей в здании Большой синагоги
Здание синагоги было построено в форме прямоугольника 16 на 17 метров. Рядом были возведены два меньших здания, одно для миквы, а другое — для руководства общины.
В центральном пространстве синагоги было установлено 4 мраморных столба для поддержания свода. Галереи опоясывали стены с трёх сторон, причём две из галерей служили для размещения женщин, и их отделяла от основного пространства перегородка, а третья предназначалась для мужчин. В синагоге было около 400 сидячих мест для мужчин и 350 мест для женщин.
Расходы на строительство синагоги составили 33 тысячи гульденов. 16 тысяч гульденов общине в виде ссуды выдал городской совет Амстердама. Остальные деньги были получены путем пожертвований богатых купцов и продажи мест в будущей синагоге.
Синагога была открыта в первый день праздника Песах 1671 года. Она была построена на главной городской улице, что было необычно для тогдашней Европы, и служит подтверждением толерантности голландского общества.
Эта толерантность увеличила поток прибывающих еврейских эмигрантов из тех европейских стран, где евреи подвергались преследованиям. Из-за этого уже вскоре после завершения строительства синагога не могла вместить всех желающих. По этой причине вплотную к синагоге были построены ещё три молитвенных здания — Верхняя синагога (1685 год), Третья синагога (1700 год) и Новая синагога (1752 год). Хотя центральной оставалась Большая синагога, ее имя уже не соответствовало действительности, так как Новая синагога была больше по размерам.
На протяжении своего существования синагога претерпела ряд перестроек и расширений. В 1776-1777 годах было расширено одно из пристроенных зданий, вмонтированы окна в металлических рамах и возведены въездные ворота, но они не сохранились до наших дней, и те главные ворота в стиле неоклассицизма, что мы видим сейчас, датируются 1822-1823 годами. В 1855-1856 годах синагога была основательно отремонтирована и покрашена в синий цвет. В 1911—1913 годах был залит бетонный пол, построена галерея для хора и вставлены витражные окна в восточную стену здания.
Синагога являлась резиденцией Главного раввина Амстердама. Молитвы проводились по ашкеназскому нусаху, в сопровождении хазана, которому помогал хор.
В сентябре 1943 года, во время Второй мировой войны, синагога была закрыта по приказу немецких оккупантов. Во время голода зимы 1944-1945 галереи синагоги были сняты и порублены на дрова.
На протяжении многих лет молитвы в синагоге сопровождались пением хора. В 1916 году руководителем хора стал Генри Самуил Энгландер (1896-1943), под руководством которого хор завоевал мировую известность. При этом раввинат установил строгие правила, регулирующие участие в хоре. Например, известному оперному тенору Михаэлю Гувицу это не разрешалось, так как он выступал в опере в шаббат. После выступления в Большой синагоге в присутствии нидерландского королевского семейства, хор получил лестные отзывы королевы Вильгельмины.
В 1928 году, после завоевания первого места на лондонском конкурсе хоров, к хору синагоги пришла мировая известность. Фирма звукозаписи «His Master’s Voice» решила записать хор, и в 1929 году вышла пластинка с восемью литургиями и песнями на идише. В 1934 году служба в Большой синагоге в сопровождении хора передавалась в ходе специальной передачи американского радио в честь праздника Рош а-Шана. Также сохранилась запись свадебного обряда, в котором хор сопровождал пение хазана. Все эти записи были изданы на компакт-дисках Еврейским историческим музеем.
Еврейская община Амстердама была практически полностью уничтожена в ходе Холокоста. Большинство уцелевших евреев эмигрировало в другие страны, а те, что остались в Амстердаме, поселились в отдалённых районах города, в основном, на юге. В 1954 году синагога была передана на баланс города и вскоре в ней произвели ремонт, вернувший ей облик 1822 года. В 1987 году был проведён капитальный ремонт всего комплекса, с тем чтобы разместить в нём Еврейский исторический музей.
Одна из экспозиций в музее
На территории музея к услугам гостей имеется единственное в центре города кошерное молочное кафе. Само кафе не имеет сертификата кашрута, но все блюда (молочные и парве) поступают в запечатанной упаковке от поставщиков, которые находятся под раввинским надзором, и в кафе только разогреваются. Например, за семь с половиной евро можно отведать гефилте-фиш из карпа, изготовленный в Германии.
Внутри еврейского исторического музея находится еще один музей, но только для детей! Он создан в виде еврейского семейного дома. Комнаты, где дети в возрасте от 6 до 12 лет могут играть в игры, которые учат их еврейским традициям — иногда всерьез и по-настоящему, иногда с юмором. Дети могут печь булочки на кошерной кухне, изучать иврит в кабинете или заниматься вместе музыкой в музыкальной комнате. Каждую неделю в Детском музее проводятся специальные мероприятия, например, мастер-классы по рисованию и дни рождения. Девиз музея — знаменитая фраза Бен Зома из трактата Авот (Поучения отцов): «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека».
В состав еврейского культурного центра Амстердама включены Национальный музей Холокоста (сейчас он уже закрыт на реконструкцию) и Национальный мемориал Холокоста.
Национальный музей Холокоста расположен в здании бывшего Голландского театра The Gollandsche Schowburg по адресу: Plantage Middenlaan, 24. Театр был построен в 1892 году в амстердамском районе Plantage, и посетителями театра, в основном, были местные евреи.
Мемориал Холокоста расположен в в бывшем театре
В 1941 году немецкие оккупанты изменили название на Joodsche Schowburg (Еврейский Театр). С тех пор разрешалось играть только еврейским музыкантам и артистам и выступать исключительно перед еврейской аудиторией.
Театр использовался как место начала депортации в период с 20 июля 1942 по 19 ноября 1943 года. Евреев Амстердама заставили зарегистрироваться и ждать здесь часы, дни и даже недели, пока их не депортировали в Вестерборк и Вюгт, а оттуда — в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Причем дети до 12 лет ожидали депортации в здании напротив, оторванные от своих родителей.
Вестерборк (Westerbork) — транзитный лагерь, созданный после оккупации Нидерландов нацистской Германией в десяти километрах к северу от города Вестерборк, недалеко от границы с Германией. Именно в этом лагере с 7 августа по 3 сентября 1944 года в лагере содержались Анна Франк и её семья. Затем их депортировали в Освенцим.
В городе Вюгт с января 1943 по сентябрь 1944 функционировал лагерь Герцогенбуш (Herzogenbusch). В нём размещалась примерно 31 тысяча заключённых. Строительство лагеря началось в 1942 году и финансировалось из средств, конфискованных у самих голландских евреев. 19 ноября 1943 года депортационный центр был закрыт и в следующем году продан с аукциона.
После Второй мировой войны оставшиеся в живых евреи инициировали кампанию по покупке здания, после чего оно было передано в дар муниципалитету Амстердама.
С 1962 года Голландский театр имеет статус памятника. В 1993 году управление зданием взял на себя Еврейский исторический музей. На месте разрушенной сцены возвели обелиск. У входа расположена Стена памяти с именами погибших и надписью: «6700 фамилий из 104000».
Также в здании проходит выставка о Холокосте в Нидерландах под девизом: «Есть три способа рассказать историю о Холокосте: фотографии показывают немыслимое, технология позволяет представить невидимое, а выжившие передают те чувства, которые никто не должен испытать».
Поколение военного времени умирает, но остаются рассказанные им истории. Видеосвидетельства выживших в Катастрофе демонстрируются посетителям на большом экране и являются частью впечатляющей коллекции из более чем 5000 часов устных историй.
На двух меньших экранах можно посмотреть все две тысячи свидетельств очевидцев, относящихся к Нидерландам, из так называемых «интервью Спилберга», записанных в период с 1995 по 1998 год в рамках проекта Спилберга, проводимого организацией USC Shoah Foundation. Новые интервью все еще записываются, и коллекция пополняется.
Неизгладимое впечатление оставляет воссозданная виртуальная панорама лагеря Берген-Бельзен, который был полностью разрушен освободительными войсками. В 1944 году почти 4.000 евреев были депортированы туда из Вестерборка. На виртуальном дисплее можно посмотреть весь лагерь в режиме 3D, документы, фотографии, рисунки, а также услышать записанные интервью узников лагеря.
На выставке фотографий из нацистских концентрационных лагерей и лагерей смерти показаны зверские убийства. Некоторые фотографии были сделаны самими жертвами. Музей испытывал давление общественности, которая считает, что даже для представления ужасных образов Холокоста должны устанавливаться этические границы. Приводятся различные аргументы «за» и «против» показа изображений зверств. Посетителям предлагается принять участие в обсуждении того, насколько моральна демонстрация материалов, связанных с дегуманизацией, жестокостью и смертью. Результаты этого исследования определят, каким будет конечный вид выставки. А пока результат не получен, работники музея разместили надпись: «Изображения, которые показываются за этой стеной, чрезвычайно шокируют и неприемлемы для детей до 16 лет».
Национальный музей Холокоста расположен напротив голландского театра по адресу: Plantage Middenlaan, 27. С 1907 года в этом здании размещался Hervormde Kweekschool (реформированный протестантский педагогический колледж), аннексированный нацистами в октябре 1942 года.
В здании по адресу: Plantage Middenlaan, 31 — отделенном от колледжа низким забором и изгородью, находились с 1926 года еврейские детские ясли, переоборудованные нацистами под временное содержание еврейских детей до 12 лет, ожидавших депортации.
С января 1943 года новый директор колледжа Йохан Виллем ван Хюльст (28 января 1911—22 марта 2018) незаметно забирал детей из переполненных яслей в колледж на послеобеденный сон, а с апреля 1943 совместно с силами сопротивления реализовал дерзкий план спасения детей.
Напротив еврейского театра была трамвайная остановка, и за те несколько секунд, когда остановившийся трамвай закрывал охранникам обзор, участникам сопротивления удавалось запрыгнуть в трамвай с ребенком, спрятанным в рюкзаке, хозяйственной сумке или корзине для белья. Таким образом было спасено около 600 еврейских детей, а сам Йохан Виллем ван Хюльст в 1973 году признан Праведником народов мира израильским музеем Яд ва-Шем.
Руководила яслями Генриетта Пиментель (17 апреля 1876 — 17 сентября 1943). Эта бесстрашная женщина родилась в известной семье резчика бриллиантов Натана Энрикес Пиментель (1837-1893) и Рэйчел Оппенгеймер (1841-1929). В 1926 году она была назначена директором тех самых еврейских яслей. В сотрудничестве с Вальтером Зюскиндом и Йоханом Виллем ван Хюльстом она участвовала в операции под кодовым названием «NV» (Naamloze Vennootschap), что означает «компания с ограниченной ответственностью». 23 июля 1943 она была отправлена в Вестерборк, а затем в Освенцим, где умерла 17 сентября 1943.
Технически вся операция стала возможной благодаря Вальтеру Зюскинду (29 октября 1906—28 февраля 1945), немецкому еврею, который был назначен нацистами для руководства операцией Hollandsche Schouwberg. Под прикрытием этой работы, Вальтер Зюскинд выискивал в Фрисландии и Лимбурге подходящие семьи, в которые могли бы вписаться еврейские дети, не рискуя быть сразу обнаруженными. Нужно было подбирать такие семьи, члены которых имели бы внешнее сходство с приемными детьми. После того, как родители детей соглашались, имена детей, которые будут спасены, удалялись из реестра.
В 1944 году Зюскинд, его жена и дочь были отправлены в транзитный лагерь Вестерборк. Никто из них не пережил войну.
15 мая 2016 года, благодаря поддержке различных фондов и частным пожертвованиям, в здании открыт Национальный музей Холокоста. Во дворе музея расположена хронологическая таблица, отражающая этапы уничтожения евреев всей Голландии и евреев амстердамского района Plantage.
Отдельный зал отведен под проект «The online Jewish Monument» (еврейский памятник онлайн), созданный в 2005 году по инициативе историка Исаака Липшица (1930-2008), который сам пережил Холокост. В сети Интернет создан специальный ресурс, где можно получить информацию о судьбе 6700 семей, погибших в Холокосте. На вебсайте созданы интерактивные презентации, где каждый блок посвящен одной жертве Холокоста. Редакция ресурса состоит из волонтеров и сотрудников Еврейского культурного квартала. По мнению редакции, визуализируя жертвы, мы избавляем их от анонимности. Посетителям предлагают обогатить интернет-памятник фотографиями, рассказами, документами и установлением семейных связей.
Большим достижением Еврейского культурного центра является создание тура, совместимого с приложением izi.travel, популярным у туристов — пользователей смартфонов. В бесплатное приложение izi.travel необходимо закачать бесплатный тур Welcome to the Jewish Cultural Quarter, который расскажет об остальных объектах пешего тура, не включенных в билет. В качестве альтернативного способа можно использовать карту квартала, которую дают бесплатно при покупке билета.
Улочки еврейского квартала с типичной застройкой
Этот памятник — De Dokwerker, расположенный на площади Jonas Daniel Meijerplein, увековечивает Февральскую стачку 1941 года (Februaristaking) — единственный крупный протест в Нидерландах против немецких облав на евреев и бойцов сопротивления.
Памятник докерам, портовым рабочим, восставшим против фашистов
В годы оккупации в Амстердаме трамваи, общественные здания и бассейны стали запретной территорией для евреев. Магазины и кафе также должны были вывесить табличку с надписью: «Евреям вход воспрещен». Отвращение жителей к мерам нацистов, которые были особенно направлены против евреев, росло.
24 февраля 1941 года в 6 часов вечера члены коммунистической партии Нидерландов (Communistische Partij Nederland) обратились к 250 согражданам. Они призвали провести акцию протеста против немецких оккупантов. Стачка началась 25 февраля 1941 года и длилась два дня, девять человек были убиты и более двадцати — ранены.
Это событие ежегодно отмечается 25 февраля около 16.45, неизменно выступает мэр города и приглашенный оратор. Возлагаются венки и живые цветы. В этом мероприятии участвуют несколько тысяч людей.
Этот монумент находится внутри городского парка Вертхайм (Wertheim Park). Спроектирован он голландским писателем и художником Яном Волкерсом. Монумент состоит из шести разбитых зеркал, отражающих небо. Под ними находится урна с прахом, перевезенная из Освенцима. Надпись гласит «Nooit meer Auschwitz» (Освенцим — никогда больше).
10 мая 1940 года, когда нацистская Германия вторглась в Нидерланды, там проживало 140 тысяч евреев. В период с февраля 1941-го по сентябрь 1944 года более 107 тысяч евреев были депортированы из страны. Только 5200 человек выжили в нацистских концлагерях и вернулись. Приблизительно 60 тысяч евреев были депортированы из Нидерландов в Освенцим и 34 тысячи — в Собибор. В этих лагерях было убито большинство голландских евреев. Только 19 человек выжили в Собиборе и около 1150 — в Освенциме. Именно Освенцим стал международным символом попытки уничтожить еврейский народ, и «памятник зеркал» установлен для того, чтобы увековечить память миллионов жертв, помнить, скорбеть и предостеречь последующие поколения.
До войны эта улица называлась Plantage Franschelaan, а сейчас носит имя лидера нидерландского еврейского профсоюза работников алмазной промышленности и основателя Нидерландской социал-демократической рабочей партии Генри Полака (2 февраля 1868—18 февраля 1943). На этой улице распложены здания бывшей больницы для португальских евреев (дома с 6 по 12), все пациенты которой были депортированы в лагеря уничтожения, и офис профсоюза работников алмазной промышленности (ANDB) в доме номер 9, спроектированном выдающимся голландским архитектором Хендриком Петрюсом Берлаге.
Этот мост, расположенный на пересечении Corner Hortusplantsoen, Plantage Parklaan и Nieuwe Keizersgracht, назван именем борца сопротивления Пита Мербурга (1919-2010), участвовавшего в спасении 600 еврейских детей.
Мост назван в честь человека, помогавшего спасти сотни еврейский детей
Другие мосты в этом районе также названы в честь членов сопротивления: Вальтера Зюскинда, Феликса Хальверстада и Лау Мазиреля.
Этот впечатляющий памятник представляет собой мемориальные таблички с именами погибших евреев, расположенные вдоль канала Nieuwe Keizersgracht со стороны Амстердамского Эрмитажа. Nieuwe Keizersgracht является продолжением канала Keizersgracht (Императорский канал — третий из четырёх главных каналов города, названный в честь императора Римской империи Максимилиана) между Amstel и Plantage Muidergracht. Вдоль берега можно увидеть имена и годы жизни 200 евреев, которые жили по другую сторону канала в домах с номерами с 2 по 74. Все они были депортированы и убиты только потому, что родились евреями. Памятник был установлен совсем недавно по инициативе жителей Nieuwe Keizersgracht.
На углу «блошиного» рынка Waterlooplein и реки Amstel на асфальте пунктирной линией на камнях мостовой очерчено место, где с 1738 года находился дом для ашкеназских сирот Megadle Jethomim. Все воспитанники детского дома погибли в лагере Собибор, а само здание было снесено в 1977 году. В 1989 году по проекту Отто Трумана на камнях была добавлена надпись: «…никто не вернулся. Да будет благословенна их память».
На берегу канала Zwanenburgwal установлен медный памятник еврейскому философу Бенедикту (Баруху) Спинозе (1632-1677), который в 1656 году был отлучен от еврейской общины за свои взгляды, что в еврейской истории было достаточно редким событием. Отлучение состоялось в здании Португальской синагоги.
Вокруг квартала находится около 40 еврейских культурных и исторических объектов. Расскажу коротко о самых интересных из них.
Этот памятник расположен на углу реки Amstel и канала Zwanenburgwal и посвящен борцам еврейского сопротивления, действовавшим в период с 1940 по 1945 годы. Установлен в 1988 году по проекту Йозефа Глатта. Ежегодно около этого памятника отмечается годовщина Хрустальной ночи.
Жизнерадостные, яркие и полные надежды нарциссы, которые возвращаются с всплеском цвета каждую весну, являются частью всемирного живого Мемориала Холокоста, который стремится посадить 1,5 миллиона нарциссов в память о 1,5 миллионах детей, погибших во время Холокоста. Девиз проекта — слова Эли Визеля: «Как может человек не быть движим состраданием? И прежде всего, как может тот, кто помнит, молчать?».
Находится по адресу: Westermarkt, 20. Этот всемирно известный музей расположен в доме, где обрела свое временное убежище семья Анны Франк, известной по своему опубликованному дневнику. Входной билет стоит 10,5 евро.
Службы в этой синагоге, расположенной по адресу: Nieuwe Uilenburgerstraat, 91 проводились с 1766 года и до Второй мировой войны. С 1997 года здание используется как культурный центр.
Эта алмазная фабрика, построенная в 1879 году братьями Боаз по адресу: Nieuwe Uilenburgerstraat 173-175 — была крупнейшей алмазной фабрикой в Европе. Сейчас на ней ежедневно работают резчики алмазов, а также проводятся экскурсии.
Lodewijk Ernst Visser (1871-1942) был главой Голландского Верховного суда с 1939 года до тех пор, пока оккупанты не запретили евреям занимать посты государственного сектора в 1940 году. Он публично выступил против антисемитских мер, а затем примкнул к Сопротивлению. Немецкие оккупанты угрожали посадить его в концентрационный лагерь, если он не прекратит свою деятельность, но через несколько дней после этой угрозы он умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 70 лет. Его жена Корнелия Вертхайм скончалась в транзитном лагере Вестерборк. В новом здании Верховного суда Нидерландов на Korte Voorhout, завершенном в 2016 году, одна комната названа в честь Виссера.
По адресу Rapenburgerstraat, 175-179 независимая еврейская семинария действовала с 1839 года до Второй Мировой войны. Последние 60 студентов были депортированы.
С 1861 по 1943 годы осиротевшие ашкеназские девочки получали религиозное воспитание здесь, в здании по адресу: Rapenburgerstraat 169-171. Во время Второй мировой войны около 80 воспитанниц были депортированы в концентрационные лагеря.
По адресу: Rapenburgerstraat, 129 располагался комплекс богаделен, основанный в 1597 году. Он стал домом многим бедным еврейским семьям.
Этот дом учения основан ашкеназской общиной в 1740 году по адресу: Rapenburgerstraat, 109. Сейчас здесь находится еврейский культурный центр.
Эта старейшая аптека Амстердама основана в 1832 году по адресу: Muiderstraat, 14 — Даниэлем Энрикесом де Кастро (1806-1863). Он был не только аптекарем, но и администратором Португальской синагоги.
Еврейское хоровое общество Oefening Baart Kunst (Practice Makes Perfect) было основано в 1876 году по адресу: Plantage Kerlaan, 61. С 1999 года в этом здании находится Голландский музей Сопротивления.
Artis — это старейший зоопарк в Нидерландах, основанный в 1838 году по адресу: Plantage Kerlaan, 38-40. Казалось бы, какое отношение он имеет к евреям? Оказывается, десятки евреев скрывались там во время войны, некоторые даже в вольерах для животных.
На здании ЗАГСа по адресу: Plantage Kerlaan, 36 — установлена табличка в память о неудачной попытке группы Сопротивления сжечь здание, в котором хранились документы, которые можно было использовать для отслеживания евреев.
В конце XIX века многие восточноевропейские евреи бежали в Амстердам. Ассоциация The Nidchei Jisrael Jechanes устроила для них по адресу: Nieuwe Kerkstraat, 149 — синагогу, состоящую из одной комнаты.
В соседнем здании, по адресу: Nieuwe Kerkstraat, 147 — существовала до 1943 года синагога, используемая еврейскими пассажирами кораблей, пришвартованных в Magere Brug.
До конца 1920-х годов дети здесь, по адресу: Nieuwe Kerkstraat, 141 — получали еврейское образование. Здание было закрыто в 1943 году.
В морге ашкеназской больницы по адресу: Nieuwe Kerkstraat,127 — проводили ритуальные омовения вплоть до Второй мировой войны.
Этот памятник находится в Hortusplantsoen, напротив бывшей еврейской школы для глухих и слабослышащих. Во время Второй мировой войны здесь находился 21 еврейский школьник. Пятнадцать детей и один учитель этой школы погибли в лагерях уничтожения.
В 1796 году ученый-правовед Йонас Даниэль Мейер (1780-1834) стал первым голландским евреем, получившим докторскую степень. Он играл ведущую роль в борьбе за эмансипацию и равноправие евреев. Также на фасадах домов 13, 15 и 19 установлены таблички с именами людей, которые жили там и были убиты нацистами.
Дом по адресу: Nieuwe Herengracht, 49 — принадлежал богатому купцу Джеронимо Нунесу да Коста (1619-1697), который внес большой вклад в строительство Португальской синагоги.
С 1794 года и до Второй мировой войны по адресу: Nieuwe Herengracht, 33 — располагался дом для пожилых и больных португальских евреев.
По адресу: Nieuwe Kerkstraat, 16 — располагалась богадельня для бедных сефардских женщин.
Дом для престарелых и больных португальских еврейских женщин с 1794 года вплоть до Второй мировой войны находился по адресу: Amstel, 53
Дом и рабочее место Рембрандта ван Рейна (1606-1669) расположен по адресу: Jodenbreestraat, 4. В 19-м веке на верхнем этаже этого дома была небольшая синагога.
Еврейская община Амстердама (также называемая ее голландской аббревиатурой: NIHS) — это ашкеназcкая ортодоксальная община, основанная в 1635 году. Она насчитывает около 2000 членов, которые поддерживают полную еврейскую инфраструктуру в городе (кашрут, синагоги, миква, раввинат, социальные службы и кладбища, а также субсидии еврейским начальным и средним школам).
В настоящее время в Амстердаме функционируют почти два десятка ортодоксальных синагог. Четыре из них расположены в центре города: это уже упомянутые Португальская синагога, Бейт ХаБаД, Герард Доу и Nidchei Yisrael.
Три синагоги находятся на южной окраине города в районе Амстелвеен. Это филиал Португальской синагоги (Texelstraat, 82), синагога Амстелвеена (Мах Havelaarlaan, 435) и синагога Ciz Shul (Laan van de Helende Meesters, 8).
На западе Амстердама, по адресу: Willem Schoutenstraat, 8 — находится синагога Sjoel West. Это небольшая уютная синагога, изначально основанная в 1957 году еврейским доктором Sander Israëls по другому адресу, но в 1997 году перенесенная на запад Амстердама.
Большинство синагог, в которых проводятся ежедневные службы, находятся в районе Buitenveldert, на юге города. В этом же районе расположено большинство объектов кошерного питания.
Еврейский общинный центр Амстердама — JCC (The Jewish community center of Amsterdam) — находится по адресу: Van der Boechorststraat, 26. В нем размещены руководство еврейской общины Голландии, синагога, банкетный зал и миква для посуды. Шахарит проводится ежедневно: по воскресеньям в 8:30, по понедельникам и четверга (дни чтения свитка Торы) — в 7:15, по вторникам, средам, пятницам — в 7.25, в Рош Ходеш — в 7.00.
Синагога Beit Midrash «Etz Chaim» расположена по адресу: Merckenburg 3. Там проводится все три ежедневные молитвы (шахарит по будням — в 7.00).
Синагога Kehillat Yaakov Synagogue — The Gerrit — расположена по адресу: Gerrit van der Veenstraat, 26. Шахарит проводится по будням в 9:45, но миньян собирается не всегда, поэтому, если вам необходимо сказать Кадиш, то лучше зайти в синагогу Etz Chaim.
Синагога K'hal Chassidim находится по адресу: Merckenburg, 1. Шахарит проходит в 8.30.
Синагога Lekstraat Synagoge находится по адресу: Lekstraat, 61. Шахарит в будние дни в 7 утра. Эта синагога была построена накануне Второй мировой войны, в 30-е годы 20-го века, по проекту архитектора Авраама Эльзаса (1907-1995). На фасаде написана фраза из Танаха: «И я буду жить среди детей Израиля, и я не оставлю свой народ Израиль». (Книга Царей 6:13). В дни оккупации здание служило местом хранения мебели депортированных евреев, после войны долго не использовалось, а сейчас снова функционирует как синагога.
Синагога Rav Aaron Schuster Synagogue — Obrecht находится по адресу: Heinzestraat 3. Шахарит проходит только по воскресеньям в 8.30.
AMOS — Amsterdam Modern Orthodox Synagoge — синагога «ортодоксальных модернистов». Расположена по адресу: Kalfjeslaan, 376. Службы проводятся только в шабат.
Синагога Beth Shalom — это синагога при доме престарелых. Расположена по адресу Kastelenstraat, 80. Посетителями синагоги являются все окрестные евреи, а не только проживающие в Бейт-Шалом. Шахарит проводится ежедневно в 9.00.
Кошерные рестораны и магазины, в основном, расположены в южной части Амстердама в районе Buitenveldert. И большинство из них — на улице Кастелен (Kastelenstraat), поэтому, если Вы хотите насладиться кошерными деликатесами, то добро пожаловать на эту улицу.
В доме 65 находится кошерный ресторан-гриль Meat Me Kosher. В доме 105а — пиццерия Pizza & Co, где можно отведать кошерную пиццу с голландским сыром.
Настоящим кошерным голландским сыром можно насладиться и в доме 69, где находится кошерная булочная-бакалея-сэндвичная David's Corner. В этом же доме расположены бакалея и супермаркет Rimon Deli, где можно приобрести хлебобулочные изделия: выпечку, пирожные, бутерброды и тосты, а также молочные деликатесы, мясо, молочные и замороженные продукты.
В доме номер 110 располагается с 2010 года ресторан H. Baron, который позиционирует себя как лучший кошерный ресторан в Амстердаме уровня глат-кошер под контролем главного раввината Голландии. Также по пятницам ресторан готовит блюда для трапез в шабат (шницели, курицу, лосось и многое другое) и доставляет их в супермаркет Rimon Deli для продажи.
В этом же здании, но с другого входа (Kastelenstraat, 111) находится бойня и мясная лавка Маркуса, в которой уже 50 лет можно приобрести кошерное мясо и мясные продукты собственного производства.
Но и это еще не все. В доме номер 261 уже 200 лет функционирует супермаркет кошерных деликатесов Mouwes. А в доме номер 265 расположен кошерный мясной ресторан Golan, где подают преимущественно блюда израильской кухни.
В шаговой доступности от улицы Кастелен, по адресу: Buitenveldertselaan, 114 — вас встретит мясной ресторан Qlatsch. А по адресу: Buitenveldertselaan, 114 — сэндвичная Сала Мейера, которая открыта для посетителей с 1957 года и предлагает холодные бутерброды из говядины, телятины, говяжьей печени, ливерной колбасы стоимостью около 5 евро, а также горячие бутерброды с колбасой и говядиной стоимостью около 7 евро. До Второй мировой войны в самом центре еврейского квартала Амстердама располагалась сэндвичная Quiros. После войны, когда евреев в этом квартале практически не осталось, Сал Мейер выкупил Quiros и перенес в район Buitenveldert, где стали селиться евреи, пережившие войну. Также на юге города (Amstelveenseweg, 224) располагается кошерный ресторан — HaCarmel.
Для тех, кому не по карману рестораны, в сети супермаркетов Jumbo имеются кошерные отделы, а в главном раввинате Голландии можно получить актуальный список кошерной продукции.
Таким образом, в Амстердаме вы не просто не останетесь голодными, но и сможете насладиться всем разнообразием кошерных блюд на любой вкус и кошелек.
Если вы захотите провести шабат в Амстердаме, то к вашим услугам огромное разнообразие вариантов. В любой из перечисленных синагог можно принять участие в молитве, а в некоторых — и субботних трапезах. На трапезу необходимо зарегистрироваться заранее и оплатить взнос. Кроме того, можно воспользоваться услугами Rimon Deli или доставкой еды в номер.
Молитвенные принадлежности можно носить с собой, т.к. Амстердам и его пригороды (Амстелвен, Алсмер и Уитхорн) являются частью большого Амстердамского субботнего эрува, восстановленного Амстердамским раввинским судом в марте 2008 года. Карта эрува покрывает Амстердамский центр и район Buitenveldert.
В раввинате можно уточнить список отелей, расположенных недалеко от синагог и не имеющих электронных замков, пользование которыми запрещено в шабат.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»