Темы: Кашрут, Синагога, Еврейская история, Холокост, Диаспора, Путешествия, Община
В ноябре 2019 года я посетил с однодневным визитом столицу Норвегии — город Осло — и узнал много интересного из истории и современной жизни норвежских евреев, чем и спешу поделиться с читателями сайта.
Прибыв в Осло рано утром, я сразу же начал искать синагогу, чтобы наложить тфилин и помолиться Шахарит. Синагога Осло (Synagogen i Oslo) находится в пешей доступности от авто — и ж/д вокзалов по адресу: Bergstien, 13. Синагога была возведена в 1920 году и представляет собой высокое здание с круглой башней, увенчанной шпилем, поддерживающим Звезду Давида. Необъяснимым образом синагоге посчастливилось пережить войну. Две другие синагоги Норвегии — в Осло и Тронхейме — были разрушены во время Второй мировой войны.
Синагога в норвежской столице
Внутри здание украшено орнаментами еврейского художника Элиэзера Л. Берсона. Зал синагоги вмещает 200 мужчин на первом этаже и 140 женщин наверху, в галерее. Скамейки сделаны из дуба.
Над входом полукругом расположена надпись на иврите כִּ֣י בֵיתִ֔י בֵּית־תְּפִלָּ֥ה יִקָּרֵ֖א לְכָל־הָעַמִּֽים׃ («Ибо дом мой назовется домом молитвы для всех народов», Йешаяу 56:7), уже знакомая по синагоге Хельсинки.
Фраза над входом — это строка из книги еврейского пророка Исайи (Йешаяу)
Здание принадлежит еврейской общине Det Mosaiske Trossamfund — дословно, «Общество Моисеевой веры», которая именует себя по первым буквам своего названия — DMT.
Торжественное открытие синагоги состоялось 21 мая 1920 года под руководством раввина Маркуса Мельхиора из Копенгагена — деда нынешнего главного раввина Норвегии. Церемония началась со слов, которые также украшают внутреннее убранство синагоги: «Как прекрасны твои шатры, Яаков, жилища твои, Израиль».
Попасть внутрь, правда, мне не удалось. Охранник сообщил, что общественные службы проводятся только в шабат, и не пустил меня, несмотря ни на какие уговоры. На просьбу позвать раввина он ответил, что раввин в настоящее время находится в Израиле. Я попросил разрешить зайти хотя бы в фойе, чтобы наложить тфилин, но на все уговоры он отвечал одной фразой на английском языке: «Unfortunately, no» («к сожалению, нет»).
Башенка синагоги. Попасть внутрь так и не удалось
На мои сетования, что я приехал на один день, а на улице идет ледяной дождь, он предложил обратиться в Бейт ХаБаД. Но и это не удалось. Оказалось, что эта организация в Осло себя настолько не афиширует, что даже в приложении Chabad Nearby (ХаБаД рядом) указан только почтовый индекс без адреса, а телефон был недоступен.
Вопрос с выполнением заповеди тфилин оставался нерешенным, и я решил погулять по городу, надеясь, что удастся что-нибудь придумать. Погода не располагала к долгим прогулкам, поэтому необходимо было найти что-то поблизости и проявить максимум фантазии. Недалеко был расположен фитнес-зал, и я решил попробовать выполнить заповедь в нем.
Преодолев нерешительность, я зашел в здание и обратился к фитнес-инструктору. Сказал, что я турист из России, и попросил пустить в раздевалку, чтобы надеть кое-что из моих вещей. Но, к сожалению, вместо раздевалки мне предложили переодеться в туалете. А в туалете, как известно, нельзя выполнять заповедь тфилин.
В туалете я перебрал сумку таким образом, чтобы талит и тфилин были наверху, вернулся в холл, сел на барный стул около окна и попросил разрешения зарядить телефон и посидеть, пока не станет светло. Мне любезно предложили кофе и пароль от вай-фая. Люди входили и выходили, и мне показалось, что никто не обращает на меня никакого внимания. Тогда я достал из сумки талит и надел его. Никого это не шокировало, и тогда я решил наложить тфилин, что тоже не вызвало никакой реакции у посетителей фитнес-зала. Вспомнилось, как рав Ицхак Зильбер в Советском Союзе читал амиду около щитов с газетой «Правда», делая вид, что читает не амиду, а газету.
Несмотря на то, что внутрь синагоги попасть мне так и не удалось, найти в Осло информацию о еврейской жизни норвежской столицы все-таки получилось, хотя и пришлось переводить с норвежского.
Норвегия впервые открыла ворота для евреев только в 1851 году. Еще в XI веке король Норвегии Олав Святой, он же Олав II Харальдссон — правнук первого короля Норвегии Харальда I Прекрасноволосого, крестивший свою страну, — запретил всем нехристианам проживать в Норвегии.
В 1687 году, после того, как Норвегия была объединена с Данией, был принят закон короля Кристиана V «О Норвегии», который подтвердил запрет на въезд евреев в страну.
В 1814 году Норвегия получила свою собственную Конституцию, в которой провозглашалось, что официальной государственной религией является лютеранская протестантская, а также подтверждалось то, что евреям было отказано в доступе в королевство. Отмена этой статьи была в значительной степени результатом неустанных усилий поэта и гуманиста Хенрика Вергеланда, и в 1851 году парламент проголосовал за то, чтобы евреи получили доступ в Норвегию и полные гражданские права.
Первые евреи пришли из Европы, где их преследовали, презирали, убивали, жгли, гоняли с места на место, лишали права владеть землей… Гонения и ограничения прав евреев, часто поддерживавшиеся церковью и осуществлявшиеся властями, заставляли евреев искать новые места для поселения.
В 1852 году в Норвегии поселился первый еврей, Авраам Фольман. Он прибыл из Любека на корабле в Христианию (ныне Осло) и открыл там собственный бизнес. С 1852 по 1880 годы в Норвегию приехало некоторое количество евреев из Центральной Европы, Германии, Швеции и Дании.
В 1869 году евреями, живущими в Христиании, у Софиенбергского кладбища было куплено 670 кв. м. земли, и в 1885 году там стало функционировать еврейское кладбище.
В 1880 году переехали в Норвегию некоторые евреи из Восточной Европы, России, Польши и Литвы. Причиной этому послужил тот факт, что они часто приезжали через Швецию и Данию, а в Швеции у них постоянно возникали проблемы с транзитной торговлей. В этом же году из Вильно прибыли еврейские табачные рабочие, которых привез в страну производитель табака Лангор. В период с 1881 по 1917 годы из охваченной погромами, войной и революционной горячкой России бежало 2,6 миллиона евреев, и некоторые из них осели в Норвегии.
По данным переписи, в 1890 году в столице Норвегии проживало 136 евреев. Появление первой общины в Осло датируется 1892 годом — чуть более 100 лет назад. До 1624 года норвежская столица называлась Викия (Vichia), с 1624 по 1877 год — Христиания (Christiania), с 1877 по 1925 год — Кристиания (Kristiania).
Натан Нахман Натан — глава еврейской общины — был одним из первых евреев, обосновавшихся в Норвегии и получивших гражданство. Вместе со своей женой Эмили и их двумя детьми он приехал из Рендсбурга. Вернее, сначала он приплыл на корабле один, обосновался и начал зарабатывать торговлей. Жена и дети приехали позже. В 1870 году семья Натана поселилась у железнодорожной площади. Здесь Н. Н. Натан основал свой швейный бизнес. Дом на железнодорожной площади был гостеприимным: он стал центром для евреев и гостей города, а также служил молитвенным домом.
5 июня 1892 года в Норвегии было основано еврейское общество, в котором было около 100 членов. На собрании были определены 3 основных цели: защита еврейских интересов, сбор на общественные службы и поиск учителя для детей. Н. Н. Натан был одним из инициаторов создания общества (после его смерти в Йом Кипур 1897 года общину возглавил его сын).
Община была демократической организацией с советом из 4 человек, избираемым общим собранием, на котором члены общины, платившие членские взносы, имели право голоса. Членом общины мог быть только алахический еврей.
Уже в июне 1892 года были назначены учитель для детей, кантор, шойхет (резник кошерного мяса) и моэль. Как и большинство других членов общины, это были выходцы из России и Литвы. Было введено фиксированное время молитв, и в районах, где проживало большинство евреев, были арендованы подходящие помещения.
В 1893 были изменены устав, схема выборов и название. Теперь оно именовалось «Общество Моисеевой веры». В 1898 году община наняла раввина, доктора Мейера Ашкенази из Эльзаса-Лотарингии.
Члены общины вели, в основном, транзитный образ жизни. Часть их них были табачниками, дорожниками и железнодорожниками, другие занимались ловлей рыбы на Лофотенских островах.
Транзитная торговля была тяжелым делом: глава семьи большую часть года отсутствовал, поэтому в семьях дети обычно рождались в начале февраля, т.к. папа приезжал домой только на Песах.
Евреи Осло (тогда — Кристиании) происходили из разных областей Европы, поэтому старались объединяться со «своими». В период с 1900 по 1910 год в Кристиании одновременно действовали 4 синагоги.
В 1903 году община сняла комнату у реки Акерсельвен по адресу: Остре Эльвебакке, 4 — в районе, где жили многие евреи. Помещение было не очень подходящим: вход со двора, вверх по задней лестнице, до третьего этажа. Поскольку в первые 5-6 лет не было электрического освещения, зажигались большие свечи, и комната напоминала деревенские синагоги Восточной Европы. Тем не менее, религиозная община проводила там свои мероприятия вплоть до 1917 года, когда здание было преобразовано в профессионально-техническое училище.
В 1910 году около 300 еврейских иммигрантов прибыло из стран Восточной Европы. Некоторые из них предпочли бы поехать в «золотую страну» Америку, чтобы найти лучшее будущее для себя и своих детей, но не набрали денег на проезд через Атлантику и решили отправиться на север.
С 1900 по 1920 годы число евреев в Кристиании почти утроилось (с 343 до 852 человек). В 1917 году Закон об иностранцах был ужесточен и ударил по еврейским беженцам.
В еврейской общине возник ряд ассоциаций для поддержки членов общины: Женская ассоциация, Молодежная ассоциация и Общество милосердия. Большой их заслугой было то, что они обустроили колонии для бедных еврейских детей, чтобы предотвратить их зависимость от христианской миссионерской помощи.
В 1920-х и 1930-х годах было много еврейских сирот и стариков, которые нуждались в жилье. Был создан еврейской приют, и регулярно проводились так называемые «оранжевые вечеринки» с театром и развлечениями, которые были способом получения средств для его содержания. Богатые члены общины жертвовали на них большие суммы.
Еврейская культурная жизнь процветала. Было несколько конкурирующих еврейских театральных ассоциаций, которые исполняли пьесы на идише для большой аудитории. Большая часть культурных мероприятий была связана с Еврейской молодежной ассоциацией (JUF), основанной еще в 1909 году.
JUF, возглавляемая аристократом Ароном Грусдом, выступила с инициативой создания Скандинавской еврейской федерации молодежи, (SJUF), которая внесла большой вклад в сохранение еврейской культуры и еврейских ценностей в Скандинавии. Каждый год они собирались на летние лагеря и конгрессы. В течение долгого времени эти летние лагеря были способом знакомства еврейской молодежи из разных скандинавских стран с целью женитьбы.
Проводились лекций, семинары и кружки по еврейской тематике. Главной движущей силой был Исаак Юлий Самуил — раввин религиозной общины с 1930 года (в 1942 году был депортирован и убит нацистами, как и многие другие его прихожане).
Культурные мероприятия были ярко освещены в еврейских новостных журналах и газетах, а с 1929 по 1940 год каждый месяц выходил выпуск общинной газеты Hatikwoh (hа-Тиква), бессменным редактором которой был Гарри Корицинский.
Это было время социальной сплоченности евреев в Осло. Большинство жили недалеко друг от друга, около синагоги, чтобы иметь возможность идти в синагогу пешком в субботу и праздники.
Еврейские беженцы не были признаны политическими беженцами. К ним предъявлялись более строгие требования, чем к другим, при подаче заявления на въезд в Норвегию. Тем не менее, около 400 иностранных евреев прибыли в Норвегию до начала войны в 1940 году.
Сын известного полярного исследователя, политика, лауреата Нобелевской премии мира за 1922 год Фритьофа Нансена — Одд Нансен, норвежский архитектор и писатель, борец за права евреев во время Второй мировой войны, в 1938 году добился того, чтобы группа еврейских детей из Вены приехала в Норвегию. Большинство детей жили в помещениях религиозной общины у ворот Гольберга, в которых ранее располагался детский дом. Некоторых из этих детей взяли к себе еврейские семьи Норвегии — и через несколько лет были депортированы для уничтожения вместе со своими приемными родителями.
Попытки норвежских евреев заставить власти принять больше еврейских беженцев в Норвегию не увенчались успехом. Доктору Лео Эйтингеру удалось спасти некоторых еврейских детей из Чехословакии. Некоторые из них оказались с венскими детьми в еврейском приюте. Оттуда 14 детей, которые оставались там в ноябре 1942 года, были спасены Ниной Хасволд, которой помогли в Швеции Герда Тандберг и Ник Вааль.
Сам Лео Эйтингер был депортирован в Освенцим вместе с другими евреями из Норвегии, но вернулся, получил звание профессора психиатрии, и его специализацией стало влияние концентрационных лагерей на людей.
Евреи были самой многочисленной группой гражданских лиц Норвегии, погибших во время войны. 795 евреев (из них — 760 норвежских евреев) были депортированы. Каждый четвертый заключенный, отправленный из Норвегии в Германию, был евреем. Почти половина евреев — мужчин и женщин, детей и взрослых — были депортированы и убиты в немецких концлагерях. Другой половине удалось перебраться в Швецию до «окончательного решения еврейской проблемы».
9 апреля 1940 немецкие войска вторглись в Норвегию. Немецкие оккупационные власти систематически расширяли свои атаки на норвежских евреев. Газеты и СМИ были полны антисемитской пропаганды и карикатур на евреев. 5 мая 1940 у евреев были отобраны радиоприемники. 6 июня 1941 евреи-мужчины в северной Норвегии и евреи без гражданства были арестованы.
2 октября 1941 года, после проведения регистрация еврейской собственности, евреев в Тронхейме арестовали и отправили в концентрационный лагерь Фальстад (Falstad), располагавшийся в деревне Экне близ Левангера. Этот концлагерь был транзитным для норвежских евреев, депортируемых в Освенцим. Еврейская собственность и компании были конфискованы, семьи — изгнаны из своих квартир.
В январе 1942 года удостоверения личности евреев были отмечены буквой «J». В феврале конституционное положение 1814 года: «Евреи исключены из доступа в королевство» — было введено вновь.
В августе 1942 года в Осло была арестована группа из 11 человек, включая раввина. Их отправили в концентрационный лагерь Грини (Grini), действовавший на территории Норвегии, к юго-западу от Осло, с 12 июня 1941 по 8 мая 1945 года, а затем их депортировали в Германию.
24 октября 1942 года вышел указ о конфискации всей еврейской собственности. На следующий день в Норвежскую полицию поступила телеграмма, что все лица мужского пола старше 15 лет, чьи идентификационные данные помечены знаком «J», должны быть арестованы.
Жестоко и неожиданно утром 26 октября на рассвете начались арест и транспортировка евреев. В акции приняли участие представители норвежской криминальной полиции, государственной полиции и 20 человек из СС Норвегии — в общей сложности, 126 человек, распределенных по всей стране. 29 октября все заключенные были переведены в лагерь Берг под Тёнсбергом и там заперты в ледяных казармах без коек, стульев, столов и воды.
26 ноября 1942 года, следуя инструкциям Государственной полиции: «Все женщины-евреи и их дети должны быть арестованы» — все евреи, за исключением тех, кто был «женат на арийцах», 530 человек: мужчины, женщины, дети и больные — были отправлены в Германию для дальнейшей транспортировки в концлагеря. Только 25 из них выжили. В период с 1942 по 1945 годы 758 норвежских евреев были убиты нацистами.
После капитуляции Германии 8 мая 1945 года «остатки» еврейской общины вернулись в Норвегию. Численность общины составила 559 членов. Большинство молодых евреев исчезли во время войны.
К 1992 году — 50 лет спустя — еврейская община Норвегии стала состоять из 1300 человек.
Когда немецкая армия захватила Норвегию, несколько молодых евреев присоединились к боевым силам Норвегии. Некоторые воевали в Северной Норвегии, другие следовали с армейскими подразделениями по всей Великобритании.
В войсках США и в британской армии также сражались молодые евреи из Норвегии. Молодые норвежские евреи, которым удалось бежать в Швецию, служили в норвежских военных лагерях. Было несколько известных евреев, особенно отличившихся во время войны.
Бернхард Гольдберг — норвежский врач. Во время немецкой оккупации Норвегии бежал в Великобританию 7 марта 1941 года. Он работал врачом на норвежских и британских кораблях во время Второй мировой войны, был военно-морским врачом в Великобритании с 1941 года и служил в санитарной службе флота. Гольдберг находился на борту судна Королевского норвежского флота (Kongelige Norske Marine) «Сент-Олбанс», когда тот был торпедирован, позже находился на борту судна «Сторд», присоединился к нескольким конвоям, направлявшимся в Мурманск. Он участвовал также в операции в Нормандии, где был торпедирован его эсминец «Эскдейл». Гольдберг получил несколько наград, в том числе — Медаль Святого Олава с дубовой ветвью.
Известный норвежский иллюстратор Сало Греннинг (настоящая фамилия — Гольдфарб) бежал в Великобританию в 1941 году. В 1944 году как солдат британской армии он участвовал в освобождении Мидделбурга, позже став почетным гражданином этого города.
Известный норвежский футболист, член национальной команды по футболу Исраэль Крупп бежал в нейтральную Швецию в 1942 году с женой и сыном. В Освенциме погибло десять членов его семьи. В Швеции Крупп вступил в контакт с другими норвежскими беженцами и стал участвовать в работе Сопротивления. Он выполнил несколько миссий в оккупированной Норвегии, в том числе — в качестве курьера.
Гарри Корицинский (редактор газеты Hatikwoh) служил в звании капитана норвежской армии и был удостоен королевской медали.
В 1948 году был установлен памятник евреям, которые были депортированы и убиты нацистами в лагерях или расстреляны в Норвегии. Памятник, спроектированный датским скульптором Харальдом Изенштейном и установленный на захоронении в Хельсфире, увековечивает память жертв евреев из южной Норвегии. (В Тронхейме воздвигнут памятник жертвам из северной части Норвегии).
В 1953 году в качестве памятника была установлена урна с пеплом Освенцима.
Члены религиозной общины собираются каждый год на поминальную службу, проводимую в воскресенье, ближайшее к дате депортации евреев.
После войны евреи, бежавшие в Швецию (925 человек) и в другие страны, вернулись домой в Норвегию. Также вернулись 20 из 760 человек, которые были депортированы Германию. Синагога в Бергстьене осталась невредимой. Хотя она была заполнена нацисткой литературой и вещами из захваченных нацистами еврейских домов, вся мебель была невредима. На торжественное открытие синагоги 31 августа 1945 года прибыл наследный принц Олаф.
В 1947 году Норвегия, потерявшая значительную часть своего еврейского населения, получила возможность принять 600 евреев, переживших Холокост. Еврейские беженцы прибыли в Норвегию и были размещены по всей стране, но большинство из них в 1948 году отправились в Израиль. В начале 50-х годов прибыло еще около 200 евреев, оставшихся в живых после концлагерей.
Затем, в 1956 году, прибыли евреи из Венгрии, а в 1967 году — из Польши. Еврейские организации за рубежом, которые управляли репарациями от немецкого правительства, внесли финансовый вклад в восстановление еврейской общины Осло. С 1949 по 1958 ее духовным лидером был раввин Залман Аронзон. Он руководил обучением детей в религиозной школе, которая возобновила свою деятельность в 1945 году.
Международная организация Claim Conference, управляя компенсационными фондами Германии, выплатила 90000 долларов Обществу Моисеевой веры как одной из еврейских общин, пострадавших во время немецко-фашистской оккупации в Европе.
В 1980 году торжественно вступил в должность раввин Майкл Мельхиор — потомок семи поколений раввинов в Дании. В настоящее время он живет в Иерусалиме, куда репатриировался вместе с семьей в 1986 году, но в то же время сохраняет почетный титул главного раввина Норвегии. Сейчас еврейская община Осло насчитывает около 900 прихожан.
Желающим узнать более подробно об истории евреев Осло предлагается посетить Jødisk Museum i Oslo (JMO) — еврейский музей Осло, который расположен по адресу: Calmeyers gate, 15, в 10 минутах пешком от вокзала. Его посещение обойдется всего в 60 NOK ($6,75).
Музей находится в том квартале, где селились первые иммигранты-евреи, в здании бывшей синагоги, построенной в 1921 году и вмещавшей более сотни человек. В музее представлены экспозиции на норвежском и английском языках, посвященные 160-летней истории еврейской общины Норвегии.
В коллекцию музея входят около 1000 экспонатов, среди которых — многочисленные документы, религиозные предметы и фотоматериалы, раскрывающие культуру еврейского народа. Основное внимание в экспозиции уделяется пострадавшим от фашизма. В музее также представлена интерактивная детская выставка, где ребята узнают много интересного о национальных еврейских праздниках.
С января 2005 года Еврейский музей в Осло арендовал большую часть первого этажа старой синагоги. Для музея было важно сохранить следы старой синагоги из довоенного Осло.
Когда JMO начинал реставрацию, здание было разрушено после десятилетий простоя. С помощью сотрудников Норвежского института исследования культурного наследия (NIKU) под несколькими слоями краски были обнаружены красивые орнаменты, а под обломками — детали интерьера. Вполне возможно, что еще будут найдены скрытые детали в той части старой синагоги, которая в настоящее время недоступна.
Было потрачено много времени, чтобы отыскать оригинальную мебель. Среди других предметов, были найдены основные части арон а-кодеш, боковые стенки скамей, люстр и электрических канделябров, а также части перил из женской галереи и религиозные тексты, использовавшиеся раввином и кантором.
Следует отметить, что здание расположено во дворе, так что нужно позвонить в звонок у ворот арки, чтобы попасть вовнутрь.
Музей оформлен в современном интерактивном стиле, много видео — и аудиоматериалов. Экспозиция делится на три основных раздела: Холокост; Еврейские праздники и традиции (в основном, ориентирован на детей и подростков) и Еврейская община Осло до Второй мировой войны. При музее есть небольшой сувенирный магазин.
Изучение Холокоста в Норвегии является частью школьной программы, поэтому норвежские школьники посещают музей в рамках своего обучения.
24 августа 2006 года в Осло был создан Норвежский центр изучения Холокоста и религиозных меньшинств (Senter for Studier av Holocaust og Livssynsminoriteter), который располагается в бывшей резиденции Видкуна Квислинга, известной как Вилла Гранде, на полуострове Бигдой в Осло по адресу: Villa Grande, Huk Aveny 56.
Пожертвования на открытие центра были собраны норвежским правительством по поручению еврейской общины Норвегии в рамках реституции норвежским евреям за конфискацию их имущества в период оккупации.
Центр был создан под эгидой Университета Осло и имеет двойную миссию: информирование общественности о Холокосте и изучение этнических и религиозных меньшинств в Норвегии.
Центр является образовательным и архивным учреждением и занимается не только Холокостом, но и другими геноцидами, экстремизмом, антисемитизмом, разжиганием ненависти и положением меньшинств в современных обществах. Центр предлагает учебные материалы, программы, выставки и библиотечные коллекции. Хотя центр является независимой организацией, он установил официальные отношения с Университетом Осло, музеем Яд Вашем и Еврейским музеем в Тронхейме.
Вход в центр стоит 70 NOK ($7,88).
«B'nei Akiva jødisk ungdomsforening» — филиал всемирной еврейской молодежной организации «Бней Акива», объединяющей еврейских детей и молодежь в возрасте от 7 до 18 лет — проводит свои встречи в Осло каждое воскресенье. Организация адаптировалась для удовлетворения потребностей и пожеланий местной аудитории. Наибольшее внимание уделяется мероприятиям, направленным на изучение иудаизма и сионизма, а также на развитие лидерских качеств. После окончания средней школы участникам предлагают провести год в Израиле на образовательной программе с целью повышения их знаний и интереса к Израилю.
B'NAI Briths (BBYO) — для еврейских подростков эта молодежная организация открывает путь к их еврейскому наследию. Также эта организация поддерживает программы, помогающие родителям лучше общаться со своими детьми, укреплять связь между поколениями. Организация предлагает местным евреям стать ее членами и вместе защищать своё право жить по-еврейски.
Keren Kayemet Leisrael — Jødisk Nasjonalfond — проект сотрудничества со страной и народом Израиля. В частности, эта организация помогает улучшать противопожарную защиту в Негеве, создавать зеленый пояс из деревьев вокруг Беэр-Шевы, прокладывает веломаршруты
в лесах и на открытых площадках Израиля.
Hjelp Jødene Hjem (HJH) — «Помогите евреям вернуться домой». Филиал этой организации расположен по адресу: Holbergs plass, 4. Ее основная миссия состоит в том, чтобы поддержать евреев из бывшего СССР и других стран, совершивших алию в Израиль.
Jødisk kvinneforening og WIZO — филиал женской международной сионистской организации насчитывает в Осло и Тронхейме 240 членов.
Jødisk Bo — og Seniorsenter (JBSS) — это комбинированный
дом отдыха для пожилых и дом престарелых. JBSS получил диплом от муниципалитета Осло, а в 2015 году был признан лучшим домом престарелых в норвежской столице.
В синагоге Осло можно получить постоянно обновляемый список кошерных продуктов, доступных в розничной торговле. Продукты питания, которые входят в список, проверяются, но не находятся под постоянным раввинским надзором. Доставкой кошерной еды на дом занимается Майк Леви (тел. 90 09 20 56). Также при раввинате (The orthodox rabbinate of Norway) имеется небольшой кошерный магазин (Kosherbutikken), на интернет-страничке которого, в «уголке гурмана», можно найти три самых популярных еврейских блюда Норвегии.
Первое блюдо называется Nesten OSSO BUCO (почти оссобуко), что довольно неожиданно, т.к. оссобуко («полая кость» — от итал. osso — «кость» и buco — «дыра») является традиционным блюдом итальянской кухни, представляющее собой тушёную телячью голяшку, причем кость вместе с мозгом являются составной частью блюда. В норвежской интерпретации это жаркое, нарезанное ломтиками толщиной 2 см, с обжаренными на сковороде овощами, которое затем запекается с зеленью и белым вином.
Второе блюдо называется Leverpostei a la gehakte (вариант печеночного паштета), а третье — Oksekjøtt i øl (говядина в пиве) — считается настоящим еврейским блюдом для норвежской зимы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»