Темы: Ассимиляция, Антисемитизм, Шхита, Синагога, Еврейская история, Школа, Катастрофа, Безопасность, Спасение жизни, Диаспора, Путешествия, Община
В ноябре 2019 года мне посчастливилось побывать в сказочном городе Копенгагене и увидеть там не только знаменитый памятник Русалочке (Den Lille Havfrue), но и посетить две еврейские общины и собрать интересную информацию об уникальной трехсотлетней истории евреев Дании и их современной жизни, чем и спешу поделиться с читателями сайта.
Прошло все не без приключений. Прибыв вечером в город Копенгаген (København) и поселившись в гостинице, я сразу же направился искать синагогу, куда утром можно будет прийти на шахарит или хотя бы наложить тфилин.
Как оказалось, ортодоксальных общин во всей Дании всего две, и обе они находятся в Копенгагене. Соответственно, и действующих синагог тоже две: Большая синагога и синагога «Махзикей а-дат».
Большая синагога — Københavns Synagoge расположена по адресу: Кристальгаде, 12 и принадлежит датской еврейской общине (Det Jødiske Samfund i Danmark). Она была спроектирована немецко-датским архитектором Густавом Ф. Хетчем и построена в 1830-33 годах.
Большая синагога в центре датской столицы
Здание представляет собой особую смесь восточного и датского стиля. Дело в том, что архитектор работал в неоклассическом стиле, но также был глубоко вдохновлен древнеегипетским.
Найти здание легко, т.к. оно расположено практически вплотную к одному из самых высоких символов Копенгагена — Круглой башне (Rundetårn), которая знаменита не только тем, что упоминается в известной сказке Г.Х Андерсена «Огниво» (где клад охраняли три собаки, и у первой глаза, как чайные чашки, у второй — как мельничные колёса, а у третьей, самой страшной, каждый глаз размером с Круглую башню), и не только тем, что по ее винтовому подъему въехал на самый верх Петр I на коне, а за ним Екатерина II на конной повозке, но и тем, что в верхней части ее фасада сверкает позолотой надпись, содержащая эмблему короля Кристиана IV «C4», а над ней — четыре еврейские буквы, выполненные по эскизу самого короля и представляющие четырехбуквенное Имя Вс-вышнего.
Учитывая тот факт, что на датской географической карте 1760-х годов этому месту были присвоены нулевые координаты, можно сказать, что Большая синагога находится в историческом центре Копенгагена.
На табличке синагоги нанесен QR-код. Если отсканировать его смартфоном, то можно попасть в виртуальный тур по синагоге. Мне же хотелось тур реальный, но попасть в синагогу в этот вечер мне не удалось. У входа стоял вооруженный автоматом постовой, а по спикерфону мне ответили, чтобы я приходил в четверг, т.к. утренние службы по будням проводятся только по понедельникам и четвергам (дни общественного чтения свитка Торы), а я пришел во вторник. Я объяснил, что хочу хотя бы попасть внутрь и наложить тфилин в среду утром, и мы договорились, что меня будут ждать в 9 часов утра.
Датский охранник на страже еврейской синагоги в Копенгагене
Я решил попытать удачи во второй синагоге, которая расположена по адресу Ole Suhrs Gade, 12 в соседнем здании с Бейт-Хабад, который красиво именуется ChabaDanmark.
Во время Второй мировой войны Бейт-Хабад, который в то время был местной школой, служил одной из штаб-квартир нацистов. ChabaDanmark начал свою деятельность в Дании в 1996 году и работает в этом здании с 2002 года.
Найти эту синагогу тоже было легко — она расположена около знаменитого королевского замка Розенборг (Rosenborg Slot). Это синагога общины «Махзикей а-дат» («Держатели веры»), построенная в 1910 году, и в ней ежедневно собираются миньяны на шахарит и маарив (минха — в зависимости от времени года), а также проводятся службы и трапезы на шабат, еженедельные занятия по недельной главе Торы, Талмуду, еврейской философии и дискуссионные форумы по еврейским вопросам.
Для детей, которые хотели бы дополнить свое еврейское образование, существует хедер.
В настоящее время раввином синагоги и ChabaDanmark является раввин Ицхок Левенталь, который прибыл в Данию как посланник ХаБаД со своей женой миссис Рошель Левенталь.
Я пришел слишком поздно: и синагога, и ChabaDanmark были закрыты. К тому же, на этот раз меня встретил не только вооруженный охранник, но и полицейский, которому очень не понравилось, что я сфотографировал синагогу. У меня потребовали документы, досмотрели все личные вещи, а потом сказали, что я, будучи евреем, должен понимать, что безопасность — это очень важно.
Оказывается, сказано это было неспроста. Дело в том, что неоднократно синагоги Копенгагена подвергались нападениям террористов. Международный террор впервые обрушился на датских евреев в 1985 году. У входа в Большую синагогу взорвалась бомба, и ответственность взял на себя международный джихад. Группа палестинцев была позже осуждена за это нападение. С тех пор еврейская община с командой добровольцев курировала еврейские учреждения, в частности, школу Кэролайн, общинный центр и Большую синагогу. Датские евреи привыкли к присутствию охранников у ворот, и проблема безопасности постоянно поднималась на уровне органов власти.
Иммиграция из арабского мира усилила напряженность, а в сочетании с политическим конфликтом между израильтянами и палестинцами это означает, что все евреи, включая датских евреев, в некоторых радикальных арабских кругах рассматриваются как враги.
Ночью 15 февраля 2015 года Дан Узан, один из добровольцев, был убит, когда террорист напал на Большую синагогу во время празднования бат-мицвы. Шок и горе датских евреев усиливались тем, что атака произошла не в вакууме, а после ряда других нападений на еврейские объекты в Брюсселе, Тулузе и Париже, и власти Копенгагена не приняли действенных мер по усилению безопасности, несмотря на многократные просьбы еврейской общины.
Утром следующего дня мне все-таки удалось после тщательного досмотра попасть в Большую синагогу с большим залом, рассчитанным на 414 мест, женский балконом на 300 мест и миквой.
Так выглядит Большая синагога Копенгагена изнутри
Роскошный Арон аКодеш (шкаф для свитков Торы)
Также удалось получить уникальные информационные материалы для этой статьи — правда, все на датском языке. И вот какие интересные факты мне удалось узнать.
Официальную историю евреи Дании могут проследить с XVII века, когда король Дании и Норвегии Кристиан IV (тот самый, при котором построена Круглая башня) назначил первого «придворного еврея» — Альберта Диониса Минта, который с 1619 по 1630 годы занимал должность королевского мастера монет и советника по финансовым вопросам.
Когда доход государства необходимо было увеличивать и были нужны влиятельные финансисты, религиозная принадлежность евреев отошла на второй план — это внезапно стало менее важным.
Как раз в это время король Кристиан IV вложил заемные средства в бюджет королевства и не знал, как расплатиться с кредиторами. Он построил великолепные здания и заставил Данию участвовать в войнах, которые были проиграны и опустошили казну. Ему нужны были люди, которые могли бы создавать богатство, развивая промышленность и одалживая ему деньги.
А потом до короля дошло, что есть евреи, которые хотели поселиться и инвестировать в его землю. Большинство евреев прибыло из северной Германии, особенно из мест Глюкштадт и Альтона (сейчас это район Гамбурга), которые тогда граничили с Данией.
Кстати, на месте Глюкштадта в 1617 году Кристиан IV, сделав его частью своего королевства, построил город с крепостью. А евреи Альтоны, не поселившиеся в Дании, также стали ее гражданами не по своей воле, когда в 1640 году в ходе Тридцатилетней войны Альтона попала под власть датской короны.
В то время в Дании жили только христиане, а обычный датчанин знал евреев только благодаря церкви, где те выставлялись как некий полудемон, ответственный за все происходящее в мире зло.
Но Кристиану IV нужно было что-то сделать, чтобы исправить финансовое положение, и поэтому он выбрал несколько богатых еврейских семей и позволил им жить в Дании, чтобы они не платили налоги на свое имущество и приносили доходы ему лично. Они также одолжили ему большие суммы для опустевшей казны. За это им было разрешено исповедовать свою религию, но только в частных домах при закрытых дверях и окнах, чтобы это не «провоцировало» христиан.
В послании от 25 ноября 1623 г. Кристиан IV пригласил португальских евреев Амстердама и Гамбурга селиться в Дании, обещая им, кроме других привилегий, свободу вероисповедания, право на проведение частных богослужений и содержание своих собственных кладбищ. Эти евреи имели испанско-португальские корни и говорили на ладино (см. тему Сефарды).
С тех пор евреи стали неотъемлемой частью датского общества, и история датских евреев была отмечена серией исторических событий, которые оказали влияние на еврейскую общину и на жизнь евреев в Дании.
Вновь прибывшие семьи не должны были сами решать, где они хотели жить. Им было разрешено поселиться в определенном городе с так называемым арендным письмом, и они должны были просить у короля разрешения, если они хотели переехать.
За эти годы многие семьи все равно переезжали по стране. Евреи выучили датский, некоторые обратились в христианство. Многие евреи жили в Ютландии, во Фредерисии, Рибе, Раннерсе, Ольборге и Хорсенсе. Только намного позже Копенгаген стал центром датской еврейской жизни. Во многих провинциальных городах Дании с тех времен сохранились еврейские захоронения.
В 1684 году открылась первая еврейская молитвенная комната в Копенгагене, а в 1766 году возникла первая синагога, и небольшая еврейская община (в это время во всей Дании было около 1800 евреев) стала благополучно развиваться.
Начало XIX века было периодом больших политических и социальных потрясений. После наполеоновских войн, захвата англичанами датского флота и вторжения шведско-российских войск в южную Ютландию с требованием отказаться от Норвегии, Копенгаген был на грани революции, а сама Дания — на грани банкротства. Ситуация усугублялась тем, что некоторые из финансовых советников короля были евреями. Датское общество единодушно решило, что в несчастье страны были непосредственно виноваты именно евреи.
К тому же в Данию приехали немецкие евреи и стали проживать как терпимое меньшинство с ограниченными правами. Так было до 29 марта 1814 года, когда королевский указ Фредерика VI «Орден 1814 года» сделал евреев «датчанами Моисеевой веры» и дал им почти столько же прав, сколько и христианским гражданам. Среди исключений, например, было то, что евреи не могли быть назначены на политические должности.
Эпоха Просвещения и Французская революция с лозунгом «свобода, равенство и братство» проложили путь к совершенно новому менталитету в Европе. Сначала права были предоставлены народу, а затем, постепенно — и религиозным меньшинствам.
Имея гражданские права, евреи получили доступ к профессиям, которые ранее были для них запрещены, но теперь они полностью подчинялись датскому законодательству. Последнее означало, что если раньше споры между евреями разрешал еврейский суд в соответствии еврейским законодательством, то теперь датское законодательство должно было применяться и к евреям.
После более мягких ветров Французской революции и эпохи Просвещения политический климат снова изменился, и стали говорить о лишении гражданских прав евреев и восстановлении старого порядка с королем, дворянством и крестьянством.
Также после окончания наполеоновских войн и «большого голода» в Германии 1816-1817 годов, с августа по октябрь 1819 года по всей Европе прокатилась волна погромов евреев-ашкенази, и в сентябре 1819 из Гамбурга она достигла Копенгагена.
4 сентября 1819 года в Дании произошла так называемая «еврейская вражда» — единственный еврейский погром в истории Дании. Невольным свидетелем событий стал тогда еще никому не известный 14-летний мальчик, в тот самый день приехавший в столицу — Ганс Христиан Андерсен, позже описавший увиденное в романе «Всего лишь скрипач».
Прошло только несколько лет после того, как евреям были предоставлены гражданские права, но большая часть датского общества не хотела признавать, что евреи могут получить гражданские права, не приняв сначала христианство.
Еврейская вражда в Копенгагене разжигалась развешиванием плакатов на улицах. Евреев назвали чумой, их обвиняли в государственном банкротстве. Появились призывы выгнать всех евреев из страны. К удивлению датских властей, король Фредерик VI на этих плакатах был назван «королем евреев».
Яростная толпа разбила окна в принадлежащих евреям магазинах. За несколько ночей многочисленные магазины и частные дома, принадлежащие евреям, были снесены, а хозяина еврейского ломбарда, которого избила неистовая толпа, в последнюю минуту спасли полицейские.
Полиция вообще не была готова к этим волнениям, и правительству пришлось прибегнуть к помощи армии. Впоследствии начальник полиции был вынужден уйти в отставку, а его преемник ввел цензуру на плакаты и отменил право на собрания.
В течение следующих десятилетий нападения на евреев и плакаты с антисемитскими лозунгами были регулярны, но события 1819 года не повторялись.
Полные права были предоставлены датским евреям только после введения религиозной свободы в Конституцию Дании в 1849 году.
В середине XIX века в Копенгагене не было хороших магазинов, кафе, зеленых дворов и хорошо одетых людей. Здесь были плохие домики, плохие условия канализации и много людей, но именно здесь обосновалась большая волна еврейских иммигрантов из Восточной Европы.
Если бы вы были путешественником во времени и попали бы в Копенгаген XIX века, то, гуляя по улицам между Строгетом и Конгенсом, могли бы подумать, что ошиблись городом, потому что большинство домов Копенгагена были трущобами.
Иммигранты из Восточной Европы спасались здесь от погромов и очень отличались от евреев, которые уже жили в Копенгагене. Они не могли говорить по-датски — только на идиш, отличались от остальных жителей Копенгагена более смуглым оттенком кожи и темным цветом волос.
Восточноевропейские евреи стали проблемой для «датских» евреев, которые уже давно переняли датские привычки и поведение. Как раз в те годы евреи надеялись, что они получат равные с датчанами гражданские права, и нервничали из-за того, что их отождествляли с недавно прибывшими евреями, в среде которых, из-за их крайней нищеты, возникало много социальных проблем.
И хотя некоторые датские евреи были обеспокоены отношениями с окружающим христианским сообществом, другие евреи были потрясены бедностью, в которой жили их единоверцы. Они приняли решение открыть для их детей две школы: для мальчиков и для девочек.
Бедные дети не могли посещать обычную датскую школу. Тогда образование было только для тех, кто мог за него заплатить. Создание школ для бедных было попыткой еврейской общины научить этих детей датскому языку, дать им основы образования и таким образом предоставить им другие возможности, кроме проституции и мелкого воровства.
Члены еврейской общины сами собирали деньги для школ, где в первую очередь изучали датский язык и арифметику, и только во вторую — еврейскую религию. Дети были настолько бедны, что с них не могли требовать, чтобы они посещали школу в школьной форме, как это было принято в то время. Вместо этого их направляли в определенный магазин, где они могли получить набор одежды, уже оплаченный более обеспеченными евреями.
Одним из основателей бесплатной школы для мальчиков и соучредителей школы для девочек Кэролайн был Менделе Левин Натансон.
Вероятно, не всегда было легко учить детей из бедных семей, чьи желудки были пусты, а головы полны воспоминаний о преследованиях, с которыми столкнулась семья до приезда в Данию.
Также проблема заключалась в том, что еврейских студентов, которые хотели обучаться ремеслу, было больше, чем еврейских мастеров. А христианские мастера не всегда хотели нанимать еврейских мальчиков.
В период с 1933 по 1940 год около 4500 беженцев успели через Данию перебраться в землю Израиля. 9 апреля 1940 года Дания была официально оккупирована Германией.
В октябре 1943 года нацисты начали «еврейскую акцию» в Дании, и датские евреи были вынуждены бежать. Большинство из них эвакуировались в безопасное место в Швеции. Это произошло непосредственно перед тем, как они были бы арестованы гестапо, депортированы и отправлены на смерть, как и другие евреи на территориях, находящихся под контролем нацистской Германии.
В числе переправленных в Швецию был физик и нобелевский лауреат Нильс Бор. Мать Бора — Эллен Адлер — была дочерью еврейского банкира Давида Баруха Адлера и Дженни Рафаэль, также принадлежавшей к еврейской банкирской династии.
Спастись удалось не всем. 472 датских еврея были арестованы, и 470 из них были депортированы в Терезиенштадт в тогдашней Чехословакии, где 53 из них погибли.
Терезиенштадт был тюремным лагерем, где датские евреи были интернированы с октября 1943 года до их освобождения в январе 1945 года. 51 взрослый погиб за 18 месяцев интернирования. Кроме того, двое детей, рожденных в лагере, умерли. И все же следует сказать, что шансы на выживание у евреев датского происхождения были выше, чем у остальных евреев Европы.
Для большинства Терезиенштадт был местом ожидания переброски в лагеря смерти, таких как Освенцим-Биркенау, Треблинка, Собибор и Маутхаузен. Но датские заключенные использовались для совершенно особой цели. Их поместили в особую часть лагеря, используемую немцами, чтобы показать миру, что заключенные в руках нацистов жили в хороших условиях. Евреи из Дании выжили здесь, потому что они получали лучшее лечение, чем другие, и не в последнюю очередь потому, что с весны 1944 года им было разрешено получать посылки из Дании с едой, которая могла бы дополнить скудную лагерную диету.
По прибытии датские евреи были размещены в переполненных казармах, как и все другие евреи, но с лета 1944 года они жили в небольших домах, которые были построены с целью обмануть делегацию Красного Креста, чтобы те поверили, будто евреи в Терезиенштадте даже жили лучше, чем другие в раздираемой войной Европе.
Однако главной причиной выживания датчан было неизвестное им соглашение о том, что они не будут депортированы в лагеря смерти, как евреи других стран.
Шведский граф Фольке Бернадотт начал переговоры с главой немецких лагерей Генрихом Гиммлером об освобождении скандинавских заключенных в Терезиенштадте и других местах, и в январе 1945 года ему удалось получить разрешение отправить автобусы в Терезиенштадт и доставить скандинавов, в том числе датских евреев, домой.
Из Швеции было отправлено почти 200 белых автобусов и автомобилей. Красные кресты были нарисованы на всех сторонах транспортных средств, чтобы их нельзя было перепутать с военными транспортными средствами. Таким образом было перевезено в общей сложности 427 датских евреев. В этой группе было также несколько иностранцев, состоявших в браке с датчанами, и родившиеся в Терезиенштадте дети.
После нескольких дней поездки по Европе, а также через оккупированную Данию, освобожденные заключенные достигли Швеции, где многие воссоединились со своими семьями. Здесь они оставались до окончания войны, и затем смогли вернуться в Данию.
Впоследствии многие из выживших датчан страдали от совершенно незаслуженного чувства вины, потому что они выжили, в то время как миллионы других были убиты. Один из них, Пол Арон Сандфорт, был всего лишь мальчиком, когда его отправили из Копенгагена в Терезиенштадт. Во время своего пребывания там он принял участие в постановке оперного спектакля «Брундибар», который устроил один из лагерных заключенных. В 2000 году Королевский театр в Копенгагене поставил новую версию оперы «Брундибар».
Правительство Дании и датское население в целом выступали против депортации датских евреев. Евреи были спасены благодаря соотечественникам-неевреям, которые предупредили их и помогли им сбежать. Оккупация продолжалась до 4 мая 1945 года, когда Дания снова стала свободной, и евреи и другие бежавшие могли вернуться из концлагеря Терезиенштадт или изгнания в Швецию.
В отличие от остальной части Европы, относительно большое количество датских евреев вернулось в нетронутые дома. В Дании не было массового разграбления еврейской собственности, напротив, Служба социального обслуживания, находящаяся в подчинении Министерства социальных дел, следила за домами многих евреев, чтобы убедиться, что беженцам было куда вернуться. Это учреждение проделало огромную работу. Замки в дверях были заменены, если они чувствовали, что посторонние лица могут получить доступ, а если в домах оставались деньги или банковские книги, они были отмечены, сохранены и сразу же предоставлены евреям по возвращении.
В некоторых случаях даже выплачивалась арендная плата, если было сочтено необходимым, чтобы отдельный дом оставался нетронутым. Некоторые репатрианты обнаружили, что в их отсутствие дружественные соседи поливали цветы.
Однако у других датских евреев был совершенно другой опыт. Некоторые соседи «позаимствовали» у евреев пустые поместья и имущество, и им было трудно понять, что возвращающиеся евреи теперь хотят вернуть свои вещи. Другие должны были продать свое имущество, квартиры, виллы или предприятия, чтобы собрать деньги для побега — во многих случаях, по бросовым ценам. Поэтому этим людям было некуда возвращаться, когда они вернулись в Данию. Их помещали во временные жилища, пока им не удалось получить новые квартиры.
Побег и переживания во время войны не принято было обсуждать, потому что, в конце концов, почти все прошло хорошо. Датские евреи не были истреблены, как в других странах, и многие чувствовали себя почти виновными в том, что выжили, когда другие были безжалостно убиты.
Но было трудно вернуть все семьи к нормальной жизни. По меньшей мере, 133 ребенка были скрыты в Дании в связи с бегством семей в Швецию.
Самые маленькие из этих детей, после нескольких лет пребывания в новых семьях, не помнили своих биологических родителей и страдали от расставания с приемными родителями.
Старшие дети часто не понимали, почему мать и отец решили оставить их. Поскольку события во время войны превратились в то, о чем не говорили, то ответов на их вопросы было мало.
С 2003 года в память о Холокосте в Дании официально отмечается «День Освенцима».
Во дворе синагоги установлен этот памятник жертвам Катастрофы
На сегодняшний день насчитывается около 6000 евреев в Копенгагене и несколько сотен в Орхусе.
Менее половины евреев, проживающих в Дании, являются членами еврейской общины. Большинство евреев не чувствуют необходимости участвовать в жизни еврейской общины, и внешне их сложно отличить от датчан. Большинство еврейских мужчин не носят кипу (или калоту, как говорят по-датски).
Члены общины платят общинный налог. Существует несколько весьма четких объяснений того, почему евреи Дании хотят быть членами общины: желание отдать своих детей в еврейскую школу, желание быть похороненным в соответствии с еврейскими традициями, или просто люди чувствуют связь с общиной.
Дания имеет давнюю традицию заботиться о своем еврейском меньшинстве, поэтому некоторые датские еврейские семьи имеют здесь свои корни сотни лет. Но есть также семьи, которые являются потомками беженцев из других частей света, особенно из Восточной Европы, которые живут здесь всего несколько поколений.
Кроме синагоги, при еврейской общине имеется мясная лавка, несколько кладбищ, ясли, детский сад, школа для детей Кэролайн, дом престарелых, а также клуб для пожилых людей.
Детская горка во дворе копенгагенской синагоги
Еврейская община пользуется общественным уважением: когда синагога или еврейская школа празднуют свой юбилей, на праздновании присутствуют члены королевской семьи.
Община выпускает ежемесячный журнал, электронные информационные бюллетени, в штат ее входит несколько сотрудников, которые при поддержке волонтеров решают все проблемы прихожан — от именования новорожденных до захоронения умерших.
Тем читателям, которые хотят подробнее изучить культуру и быт евреев Дании, могу посоветовать Датский еврейский музей (Dansk Jødisk Museum), открытый с 8-го июня 2004 года по адресу Proviantpassagen, 6 — рядом с Королевской библиотекой «Черный бриллиант».
Школа Кэролайн является одной из старейших еврейских школ в мире, и она прошла долгий путь от жесткой дисциплины «в галстуке» до педагогики 60-х «в сандалиях». В 2018 году началась новая глава в истории школы, когда она переехала в красивый желтый особняк на Страндвейене.
Эта еврейская школа названа в честь принцессы Каролины, дочери Фридриха VI.
Когда школа была основана еврейской общиной более 200 лет назад, от нее требовалось обучить еврейских детей правильному датскому языку и сделать из них сознательных граждан. Большинство детей были бедными беженцами из России, которые должны были учиться самым основным вещам, чтобы не опускаться до дна датского общества. Сегодня родители отправляют своих детей в школу Кэролайн, чтобы те получили широкие знания о еврейской религии и культуре и в то же время стали частью еврейской общины.
Как и многие другие частные школы в Дании, школа Кэролайн утверждена в соответствии с Законом о свободной школе и, таким образом, подлежит государственному надзору. Дети учатся по тем же программам, что и в других школах, а обучение ведется на датском языке.
Тем не менее, есть вещи, которые отличают школу Кэролайн от других школ. Например, между школой и Еврейским обществом Дании существует тесное сотрудничество, и требуется, чтобы хотя бы один из родителей ребенка был членом общины. Школьный совет регулярно обсуждает вопрос о приеме в школу детей, не являющихся иудеями, но пока решение не принято.
В дополнение к обычным предметам преподают иврит и еврейские традиции. Занятия не проводятся в христианские, государственные и еврейские праздники. В самых младших классах поют текст благословения после еды, а по пятницам, особенно в самых младших классах, устраивают «кабалат шабат», то есть совершают часть субботних ритуалов в школе перед тем, как идти домой: зажигают свечи, произносят благословение на иврите и едят халы.
Другой отличительной чертой школы является то, что это единственная школа в Дании, где детей каждое утро встречают вооруженные полицейские и охранники. Существуют меры безопасности в виде видеонаблюдения, замков безопасности и высоких заборов, и регулярно проводят учения, как действовать в случае нападения.
Школа Кэролайн занимала несколько разных зданий в Копенгагене. Уже в 1805 году в Скиндергаде была основана школа для мальчиков, а пять лет спустя в Пилестронде была открыта школа для девочек. В 1912 году школа мальчиков переехала в Шарлоттсгейд, а после Второй мировой войны две школы слились в общую школу — для мальчиков и девочек. В 1974 году она переехала из города на закрытый чулочный комбинат на Оде Остербро. И в итоге в начале 2017 года школа разместилась в красивом старинном желтом особняке на Страндвейене в Хеллерупе.
Сегодня школу посещают около 150 учеников, а также при ней функционируют ясли, детский сад и система школьного досуга.
Особенностью кашрута в Дании является тот факт, что шхита крупного рогатого скота и птицы запрещена законодательно с привлечением к уголовной ответственности и грозит заключением на срок до 4 месяцев.
Причиной этого является приказ Датского ветеринарного и продовольственного управления от 14 февраля 2014 года «Об убое и убийстве животных», который дополняет Регламент № 1099/2009 от 24 сентября 2009 года о защите животных во время убоя.
По мнению авторов приказа, животные должны быть защищены от любой предотвратимой боли, умственного напряжения или страданий во время убийства и связанных с ним действий, и поэтому убой крупного рогатого скота, овец и коз должен быть проведен с предварительным оглушением непроникающим болтовым устройством, а убой бройлеров должен быть осуществлен электрическим током в водяной бане.
Министр продовольствия внес эту поправку со ссылкой на гуманное отношение к животным, что вызвало гнев еврейской общины, против которой, по их мнению, был направлен этот закон, несмотря на тот факт, что сущность еврейского метода убоя заключается именно в том, что животное умирает с наименьшим количеством страданий. А если реальным мотивом было благополучие животных, то почему спокойно существуют меховая промышленность и спортивная охота?
Таким образом, в настоящее время все кошерное мясо импортируется из-за границы, и купить замороженное и свежее мясо и курицу можно в кошерном супермаркете Gils Deli по адресу Lyngbyvej 87 (тел. +454-141-06-3-1). Там же можно купить и кошерное вино. Правда, находится это не в центре города, а в дальнем конце пригорода Эстербро, куда можно добраться на автобусе 184 от станции Nørreport, но при желании можно дойти и пешком — магазин находится на расстоянии 3 км. от синагоги «Махзикей а-дат».
Также в Копенгагене можно купить кошерные продуты в сетях супермаркетов шаговой доступности Netto и Fakta.
Актуальный список продуктов со знаком кашрута, а также не требующих сертификации можно получить в раввинате (тел. +453-929-95-2-0). Продукты, сертифицированные раввинатом, имеют знак кашрута с надписью «DENMARK. VAAD HAKASHRUS OF BETH DIN KOPENHAGEN».
Среди кошерных продуктов стоит отметить всеми любимые Rice Krispies, Frosties, Cornflakes, Cheerios, Kellogs, Maple Syrup, Chips and Snacks.
Также можно приобрести продукты, сертифицированные как пат-Исроэль (еврейский хлеб) — Wasa Crackers и замороженная пита.
Некоторые продукты одобрены раввинатом как кошерные, хотя изготавливаются не под раввинским надзором. Одобрение основано на руководящих принципах лондонского раввинского суда, примененных конкретно к Дании с учетом технологии изготовления этих продуктов.
Также в Копенгагене имеется доставка кошерных продуктов. Но в службе доставки вас сразу встретит предупредительная надпись: «Обратите внимание, что по сравнению с ценами в США и Израиле это не дешево».
И действительно, стандартная порция, включающая в себя основное блюдо в двойной упаковке, хлеб и соус, стоит 180 DKK ($27). Если Вы захотите добавить зелень и салат, то это уже будет стоить 280 DKK ($42). Плюс доставка в черте города обойдется около 100 DKK ($15), и это еще указано без учета НДС в размере 25%.
Также в Копенгагене под наблюдением р. Ицхока Левенталя на территории Бейт-Хабад функционирует кошерный ресторан «Taim Kosher», где будут рады посетителям с воскресенья по четверг с 17.00 до 20.30 и обещают создать кошерную атмосферу счастья в стиле «хюгге».
«Хюгге» — собственная жизненная философия датчан, которая укладывается в несколько немудреных правил, позволяющих создать атмосферу покоя, тепла и дружелюбия, хотя за окном скверная погода, а день так короток, что его и не заметишь. Не зря в Копенгагене расположен Институт исследования счастья, а в рейтинге стран мира по уровню счастья датчане регулярно занимают первое место.
Если вы решите остаться в Копенгагене на шабат, то провести вы его можете в любой из двух синагог, а трапезу заказать в отель или оплатить в синагоге.
Продуктовый набор, который могут доставить в отель, включает в себя халы, 3 блюда и десерт. Стоимость 300 DKK ($45) на человека, не включая НДС и доставку.
Если же Вы хотите провести трапезу вместе с членами еврейской общины, то официально плата за питание в шабат не взимается, но существует рекомендуемая цена для покрытия расходов на питание. Составляет она $32 для взрослого, $22 для студента, $16 для ребенка. Если же для вас это дорого, то вас попросят поучаствовать в меру своих возможностей. Если у вас есть возможность поддержать общину дополнительным взносом, то вам будут очень признательны.
Также в настоящее время еврейская община находится в процессе поиска коммерческого жилья для проведения кошерного шабата с проживанием, а пока гостеприимные члены общины предлагают частное жилье для туристов, соблюдающих шабат.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.