Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Зависть, Мудрость, Цдака, Честность, Обман, Убийство, Спасение жизни, Мирьям Климовская, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Рассказы
Дон Ицхак Абраванель (знаменитый комментатор Писания) занимал должность министра финансов Испании, и король очень уважал его. Другие министры завидовали этому и пытались опорочить его перед королем. «Ваше Величество, Вы полностью доверяете этому еврею, ни разу не испытав его благонадежность, не проверив, действительно ли он верен королю» — говорили они. Король согласился, и министры предложили ему приказать министру-еврею составить список всего своего достояния и предъявить его королю. На это был выделен трехдневный срок. Рабби Абраванель выполнил приказ и спустя три дня принес королю оценку своего имущества. Взглянув на документ, министры рассмеялись: «Известно же, что только дворец, пожалованный ему королем, стоит вдвое дороже, не говоря уже о земельных угодьях!» Для точной оценки имущества министра финансов был приглашен специальный проверяющий, и он подтвердил, что сумма, указанная министром, в несколько раз меньше настоящей. Король был разгневан, но смолчал.
Вскоре произошло другое событие, которое переполнило чашу терпения короля. Министр иностранных дел намекнул ему, что знает государственные секреты, которые были известны только самому королю и министру финансов. На вопрос, откуда он о них знает, министр иностранных дел ответил, что дон Абраванель сам открыл их ему. Это было уже слишком. Мало того, что он утаил большую часть своих доходов, так еще и государственные тайны рассказывает каждому встречному! Такой министр заслуживает казни! Но король не решался казнить любимого народом министра публично — это могло бы привести к ненужным волнениям. Особенной популярностью дон Ицхак пользовался среди торговцев, благодаря тому, что снизил им тяжкие государственные налоги, и они смогли вздохнуть свободнее. Было решено убить провинившегося министра тайно…
Недалеко от столицы находился кирпичный завод, где круглосуточно пылал огонь в огромной печи. Король позвал к себе министра финансов и вручил ему запечатанное королевской печатью письмо, которое тот должен был незамедлительно передать управляющему кирпичным заводом. Рабби Абраванель сразу же отправился в путь. Едва его карета выехала за пределы города, дон Ицхак увидел стоящего на обочине еврея, который махал рукой, прося их остановиться. Дон Ицхак приказал кучеру остановиться, и еврей бросился к карете. «Ваше превосходительство! — воскликнул он, — Неделю назад родился у меня сын, и сегодня мы собирались сделать ему обрезание. Но моэль, приглашенный мною, неожиданно заболел и не смог приехать. Скоро вечер, и мне уже не найти другого моэля. Ваше превосходительство, мне известно, что Вы также и опытный моэль. Пожалуйста! Соблаговолите заехать ко мне домой и помочь мне выполнить заповедь Торы!»
Рабби Ицхак задумался. Он едет выполнить срочный приказ короля. Но есть приказ от Царя царей, повелевающий вводить каждого еврея на восьмой день жизни в союз праотца нашего Авраама. Можно ли пренебречь повелением Творца ради того, чтобы выполнить приказ правителя из плоти и крови?
Рабби Ицхак принял решение. Он передал послание короля своему слуге, и повелел как можно скорее доставить это письмо на кирпичный завод в его карете, и потом дожидаться его там, а сам пешком отправился на обрезание. Выполнив заповедь и выступив на праздничной трапезе с речью, дон Ицхак нанял экипаж и поспешил на кирпичный завод, забрать своего верного слугу. Когда он приехал туда, навстречу ему выбежал хозяин завода и сообщил, что тайный приказ короля выполнен…
Можно себе представить леденящий ужас, который испытал министр финансов, когда узнал о содержании письма: подателя сего послания незамедлительно бросить в пылающую печь! Но все стало ему понятно, когда ему передали, что успел рассказать перед смертью его слуга, которому он полностью доверял. Поняв, что с ним собираются сделать, тот расплакался и признался, что заслужил такое наказание, потому что польстился на деньги, предложенные министром иностранных дел, в отсутствие хозяина нашел тайник, где тот хранил секретные документы, выкрал их и передал министру-интригану.
Рабби Ицхак понял, что произошедшее было точной иллюстрацией высказываний наших мудрецов: «Соблюдающий заповедь не будет знать дурного», «Праведник спасется из беды, и на его место попадет злодей», «И отдам человека вместо тебя». Он возблагодарил Б-га за то, что благодаря выполненной заповеди был спасен от страшной участи.
На следующий день министр финансов предстал перед королем, целый и невредимый. Изумленный монарх спросил, был ли он на кирпичном заводе, и дон Ицхак рассказал ему обо всем, что стало ему известно, в том числе и об исповеди своего слуги. Весь гнев короля теперь был направлен на министра иностранных дел, и тому не удалось избежать наказания. После этого король обратился к рабби Абраванелю: «Теперь я понял, что ты праведный человек, и чуть не оказался жертвой интриг. Но я не могу понять, почему ты подал мне ложный отчет о своих капиталах?» Рабби Ицхак ответил: «Ваше Величество, действительно, есть сейчас в моем владении такие-то богатства, но я не рассматриваю их как свои! Ведь по королевскому слову все это в любой момент могут конфисковать. А предоставленный мной отчет содержал список средств, которые я отдал на благотворительность — их-то у меня никто не отнимет, ибо они хранятся для меня в самом надежном месте!» Король воскликнул: «Ты совершенно прав, и справедливо, что ты избежал смерти, а твои враги попали в западню, которую готовили для тебя!»
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»