Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Изучение Торы, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки, Самосовершенствование
Послание в Кельм[1]
С любовью и уважением я приветствую всю Святую Общину, пребывающую под сенью мудрости великого Дома Учения Торы и молитвы. Я получил от вас окрыляющее послание с радостной вестью о ваших намерениях издать сокровищницу великолепия Торы — собрание рассуждений нашего господина и учителя, благочестивого раввина и Гаона — рава Симхи Зисселя, благословенной памяти, который озарил нас светом Высшего источника, раскрыл глаза слепцов, показав ведущие к небесным вершинам пути исполнения законов Торы, о коих живущие на земле не знали на протяжении многих десятков лет.
Мой уважаемый друг! Моя душа обрела новые силы благодаря пришедшей от вас вести, «укрепляющей кости». Я испытал радость и поделился ею с другими, кто с нетерпением ожидает осуществления ваших далеко идущих замыслов. Эта книга, без сомнения, станет небесной росой воскрешения для обладающих способностью постижения истины. Однако, предложив мне написать вступление к этой книге, вы попросили меня о невозможном, поскольку ее вознесенная мудрость заперта передо мной на множество замков и засовов, и как же мне открыть ее врата, не имея ключей?
С тех пор как заслуга моих родителей, чистые души которых пребывают в высоком Ган Эдене, помогла мне предстать перед лицом Гаона, нашего великого учителя, благословенной памяти, я своими слабыми глазами увидел истинный мир, диаметрально противоположный восприятию большинства. Через несколько лет учебы я воочию убедился в том, что все мы уклонились в сторону от пути чистого разума. Прежде я не мог узреть света истинной Торы, не отличал правду от лжи, добро от зла и искаженно воспринимал утонченную форму Б-жественного Учения. Но, встретив нашего учителя, я понял, что он «вознесен над тысячами»[2], он вообще не человек в привычном смысле этого слова — ведь дух Г-спода говорил его устами. Он удостоился этого благодаря глубочайшему изучению Торы во имя ее исполнения, за что был наделен безграничными заслугами. Он стал полноводным неиссякаемым источником знания Закона и Талмуда, проводил многочасовые уроки для выдающихся в Знании. Б-жественный дух осенил его прийти к открытиям в законах Торы о достойном поведении, в заповедях по отношению к ближнему и в трепете перед Небесами, что является сутью всего Б-жественного Учения. Во всех областях Торы он силой своей руки обнаруживал бесценные жемчужины практического знания, которые были сокрыты и недоступны даже большим мудрецам из-за их недостаточного постижения сокровенных глубин: «Речения Г-спода — речения чистые, серебро выплавленное, от Господина земли, семикратно очищенное»[3]. Наш учитель пробудил сердца и раскрыл святость и глубочайшие тайны Торы особым проложенным им путем, как сказано: «Тайна Г-спода — трепещущим перед Ним, и Свой Завет Он им раскрывает»[4].
К нашему великому учителю в полной мере относятся слова главы всего изгнания Хатам Софера, который приводил стих Торы, повествующий об обязанности царя Израиля: «И будет он (свиток Торы) с ним, и пусть читает его все дни своей жизни, чтобы учиться трепетать перед Г-сподом, Б-гом своим, соблюдать все слова этой Торы и все эти законы исполнять»[5]. Хатам Софер говорил, что вся жизнь человека, обладающего царским величием, должна складываться в соответствии с Торой.
На этом я закончу свое обращение к вам. Да поможет вам Г-сподь осуществить это важное дело, чтобы ничто не воспрепятствовало вашему великому замыслу, и да удостоитесь вы за это бесценной награды. Ведь, слава Б-гу, многие устремляются за Учением Мусар, вдыхая его живительный аромат. И благодаря выходу в свет этой книги из своего чистого источника — великого дерева с сильными корнями, умножатся скромные, которые вкусят от Древа Знания и насытятся, а вам это будет огромной заслугой.
Вот слова того, кто прислуживает изучающим Знание Г-спода и размышляющим над величием Его имени.
Натан Цви Финкель, ожидающий радости выхода в свет этой бесценной книги, что дороже чистого золота.
[1] Это послание Саба из Слободки — ближайший выдающийся ученик Сабы из Кельма — отправил из Земли Израиля (Хеврон), куда в 1925 г. переехала часть ешивы Слободка, в Кельм раву Реувену Дову Деслеру в связи с его обращением к раву Натану Цви Финкелю с просьбой написать вступление к публикации рассуждений рава Симхи Зисселя Бройде — Сабы из Кельма. Рав Реувен Дов Деслер был отцом рава Элиягу Элиезера Деслера — выдающегося учителя Мусара, который получил свое знание Торы в Доме Учения в Кельме и распространил его в Англии и позже в Земле Израиля. — Примечание редактора.
[2] Шир Аширим 5:10.
[3] Теилим 12:7.
[4] Теилим 25:14.
[5] Дварим 17:19.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.