Темы: Недельная глава, Ваешев, Оцарот, Чтение для детей, Саба из Слободки, Рассказы
«И был Всевышний с Йосефом»(Ваешев 39:2). К раввину Галинскому как-то раз пришла супружеская пара, люди,ставшие религиозными в сознательном возрасте. Они решили попросить у раввина благословение.
Р. Галинский начал с рассказа: Лет сто тому назад ешиботник из Слободки познакомился с доброй и хорошей девушкой. Решили сыграть помолвку.
В зале собрались ученики ешивы. К одному из них обратился отец невесты: «Ну, что скажешь о моем будущем зяте?» Парень оказался завистливым: «Жених как все женихи, не лучше».
Отец невесты забеспокоился. Начал наводить справки и в конце концов решил отменить запланированную свадьбу.
Началась Первая мировая война. Германские войска приближались. Рабби Натан-Цви Финкель, известный как«Саба ми-Слободка», позвал к себе экс-жениха. В руках раввин держал письмо,которое составил отец невесты: после отмены свадьбы, о котором он сожалеет,в его жизни началась череда неприятностей.Отец обанкротился, его семья распалась…
«Он хочет попросить у тебя прощения, — сказал р. Финкель. — Согласно Галахе, ты не обязан этого делать (см.“Орах хаим” 426:1)».
Молодой человек пожал плечами: «Сказано, что Всевышнего надо благодарить как за положительные, так и за отрицательные новости. Когда я познакомился с будущей невестой, я воздал хвалу Б-гу. Когда мне сообщили об отмене свадьбы, я тоже поблагодарил Б-га. Б-г дал, Б-г взял. Я не в обиде ни на кого».
Р. Натан-Цви Финкель внезапно встал и обратился к ешиботнику: «Благослови меня». — «Что?» — удивился тот.
«Благослови меня, — повторил раввин. — В Талмуде сказано, что Всевышний прощает грехи того, который прощает прегрешения других по отношению к нему.Таким образом, ты чист от грехов.Благослови меня».
Раввин Галинский закончил свой рассказ. «Не я должен давать вам благословения, а вы мне. Вы порвали с образом жизни, который вели на протяжении десятков лет, изменили свои пристрастия,приняли на себя обет заповедей. Сказано,что духовный уровень “баалей-тшува”недоступен самым возвышенным праведникам.Благословите меня».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его