Из цикла «История евреев Стамбула», темы: Ашкеназы, Синагога, Еврейская история, Диаспора, Еврейские кладбища, Путешествия, Еврейская община, Теракты
Оглавление
Один из старейших еврейских районов Стамбула — Хаской, получил свое название от палаточного городка, построенного в этом районе султаном Фатихом Мехмедом после завоевания Стамбула.
После освобождения Стамбула некоторые из евреев, живущих в районах Бахчекапы-Eminonii, переселились в Хаской, и евреи, которые приехали из Цфата, также поселились там.
Некоторые из сефардов, прибывших из Испании и Португалии после 1492 года, и те, кто прибыл из Родоса в 1599 году, также поселились в этом районе.
Некоторые члены общины романиотов (евреев Византии), которую переместили после пожара 1633 в Сибали и после 1660 в Аязма Каписи, также прибыли в Хаской. Евреи, живущие рядом с мечетью Валиде Султан (новая мечеть) с Византийской эпохи были вынуждены покинуть район в 1728 году. Они также решили переехать в Хаской.
Главные еврейские кварталы Хаской: Abuso Ла Кайе (Нижняя улица), Маалем Kececi Пири, Arabacilar, шейх Салих (произносится как «Ciksalin»), Кордова, Паша Пири, Ени Mahalle, Parmakkapi, Калайси бахче и Sarayiko.
Самым аристократическим кварталом Хаской был Маалем. Главная улица была известна как «La Kaleja de los Borones».
Многие семьи переехали в Хаской после пожаров в Стамбуле в 1715 и 1756 годах. Следующий большой пожар произошел в 1804 году. 11 синагог и 500 домов были полностью сожжены, а около 150 домов пострадали.
В последующие годы в Хаской было еще несколько пожаров, и каждый раз сгорали сотни домов, магазинов и много синагог. Несколько крупных пожаров были в 1894 (шейх Салих), 1900 (Паша Пири), 1905 (Маалем), 1908 (Арабская Аcilar), 1909 (Кавак Aynali), 1918 (Кордова) и 1923 (Кавак Aynali)
Некоторые из евреев, потерявших свои дома и коммерческие предприятия в результате пожара 1920 года, поселились в Касим-паша, создав общину с синагогой и школой.
В 1950-х годах деревянные особняки еврейской аристократии уже не существовали, и еврейская жизнь в районе замерла. Синагоги закрывались одна за другой из-за сокращения общины и ресурсов, единственной синагогой, сохранившейся в 1960-е годы, была синагога Маалем.
В районе Балат, который находится между Ayvansaray и Фенер, в начале XX века жило около десяти тысяч евреев.
До 1950-х годов большинство жителей там составляли евреи.
В XVII веке это был самый значимый район для еврейской жизни города.
Первыми еврейскими жителями Балата были около ста малообеспеченных семей, родом из города Кастория в Македонии. После 1492 года здесь поселились сефардские иммигранты из Испании и Португалии. Здесь также приняли тех, кто эмигрировал из Родоса в 1599 году.
Романиоты — евреи Византии — и иммигранты испанского происхождения сначала жили отдельно друг от друга, молились в своих синагогах и соблюдали свои обычаи. Однако после нескольких землетрясений, последовавших за ними пожаров и в связи с быстрым ростом населения области эти две общины полностью слились.
Было семь отдельных и независимых районов разных общин в Балате: Сигри, Карабаш (Lonca), Дубек, Архида, Kasturiya (Дворец Tekfur), Istipol (Сальма Tomruk) и Тахта Минаре (деревянный минарет).
Землетрясение 1894 года и несколько крупных пожаров заставили богатые семьи переехать в современные районы города. Те, кто испытывал экономические трудности, эмигрировали в Израиль после его создания в 1948 году. Эти два события вызвали значительное сокращение числа евреев, проживающих в Балате.
Сиркеджи — последняя остановка знаменитого Восточного экспресса, который соединял Европу со Стамбулом.
Кстати, именно в нем был написан знаменитый детектив Агаты Кристи, и сейчас в ресторане «Восточный экспресс» можно увидеть ее портреты и фотографии сцен из фильма «Убийство в восточном экспрессе».
Сиркеджи, находясь недалеко от пирса, который был пунктом погрузки и выгрузки товаров и торговым центром, всегда был важен для торговцев.
В Византийскую эпоху евреи, как правило, жили на южном берегу Золотого Рога, особенно в районах между современными Бахчекапы и Софией (включая окрестности Сиркеджи сегодня).
Ворота района, которые открывались от османских стен к морю, назывались Porta Iudece или Porta Hebraica (еврейские ворота) — сегодня Бахчекапы.
Крестоносцы, вторгшиеся в Стамбул во время четвертого крестового похода в 1204 году, устроили большой пожар в этом районе. Огонь, усиленный порывами ветра, быстро уничтожил здания.
Сегодня синагоги Бейт-Авраам и Корапчи-Хан посещают евреи, работающие в Сиркеджи и торговом районе Махпутпаса, а также бывшие жители Сиркеджи и их дети.
С 1846 года, когда начались организованные морские прогулки, Принцевы острова стали любимым местом отдыха евреев Стамбула. В Буюкаде, Бургазаде и в некоторые периоды в Хейбелиаде еврейское население значительно увеличивалось в летние месяцы.
С другой стороны, Кыналыада не пользовалась большой популярностью среди евреев. Профессор-историк Авраам Галанте, живший на острове Кыналыада в течение 15 лет, после возвращения из Анкары в 1946 г., называл острова Кыналыада самым спокойным из всех островов.
Еврейские поселения в районе Хайдарпашак были созданы ко второй половине XIX века.
После уничтожения большей части района в пожаре 1922 года его жители переехали в другие места, и сегодня в районе осталось лишь 5-10 еврейских семей. После строительства мостов через Босфор 1500 семей, почти четверть еврейского населения города, проживают круглый год в анатолийской части города — от Кадыкой до Пендика.
На анатолийском берегу Мраморного моря еще функционируют две синагоги: Hemdat — израильская синагога и Бейт-Эль в Caddebostan.
Многие еврейские поселения, большинство из которых сегодня не существует, были построены на Анатолийском (Азиатском) побережье Босфора: Ускюдар, Daghamami, Baglarbas, Kuzguncuk, Selamsiz, Пашабахче и Бейкоз.
Считается, что евреи Ускюдара избежали галатской эпидемии чумы 1618/1625 гг., поселившись в этой местности.
После пожара 1756 года в Сибали многие еврейские семьи поселились в районах Ускюдар и Kuzguncuk.
Район Daghamami на холмах Uskudar был заселен семьями, которые пострадали меньше других. Однако после непрекращающихся пожаров, особенно катастрофических в 1921 году, когда сгорели 164 еврейских дома, школы и синагоги, все семьи покинули этот район и переехали в Kuzguncuk или Хайдар-паша.
В конце XIX века в Пасабахче и Бейкозе существовала постоянная община, кроме тех, кто жил там только летом.
Бейкоз с его синагогой, школой и талмуд-торой был небольшим, но хорошо оборудованным еврейским поселением. Одним из самых важных предприятий в области был стекольный завод под названием Fabbrica Vetramini di Constantinople, основанный в 1884 году раввином Шабтаем Леви. Позже он был продан семье Saul D. Modiano, родом из Италии. В годы, последовавшие за закрытием завода, еврейские семьи из этого района переехали в другие части города.
Европейское побережье Босфора, находясь ближе к центру города и к коммерческому району, экономически развивалось быстрее, чем Анатолийское. Еврейские поселения на Европейском побережье также были более многочисленны и росли быстрее, чем на Анатолийском.
Во второй половине XIX века и в начале XX в Буюкдере была построена небольшая синагога. Ее построила семья Камондо. Этот район был любимым местом летнего отдыха работников иностранных посольств и богатых еврейских семей.
Известно, что некоторые состоятельные евреи предпочитали проводить летние каникулы в Еникой. У графа Камондо в Еникой был особняк.
Согласно архивным записям, евреи селились в Арнавуткой с 1654 года. По данным Eremya Челеби, евреи, которые там жили, «имели утонченный вкус и обладали музыкальными способностями».
Евреи покинули этот район после пожара 1887 года, во время которого 264 еврейских дома сгорели дотла со всем имуществом. Синагога, действовавшая в Арнавуткой до 1950-х годов, была заброшена, так как общины там больше не существовало.
Ортакей и смежный с ним Kurucesme были известны как еврейские районы, начиная с эпохи Византии.
Челеби писал, что в XVII веке большая часть Ортакей была заселена евреями. Знаменитый особняк Дона Юзефа Наси — Бельведер — был построен в районе Ортакей. Ортакей был густонаселенным и важным еврейским районом, а главными еврейскими кварталами Ортакей были Тас Мердивен, Каракас и Дере.
Этот район с мечетью Ортакей, греческой церковью, армянской церковью и синагогой Эц Хаим — все в радиусе 500 метров — символизирует «межконфессиональную гармонию» в Османской империи, а также современной Турции.
Профессор Галанте, опираясь на информацию, почерпнутую из газеты «Эль Тиемпо», сообщает, что в 1910 году здесь была построена школа для 80 студентов (где было совместное обучение), а после Первой мировой войны евреи Куруцесме и Арнавуткой объединились в одну общину.
Известно, что в Бешикташе была создана еврейская община с бейт-дином. Во время «Большого Бешикташского пожара» 1891 года синагога сгорела; тогда из 1746 погибших 216 были евреями. После этого султан даровал еврейской общине большой участок земли для строительства новой синагоги и талмуд-торы.
Галата является важным торговым центром, и евреи, как известно, живут там с XIII века.
Изгнанные из Византии в V веке императором Феодосием, евреи были вынуждены поселиться в районе, известном как Стенум, или остаться на севере Золотого Рога, у подножия Галаты.
Район, где в 1894 году проживало около 500 еврейских семей, был популярен у тех, кто спасался от пожаров в городе, а также у тех, кто хотел жить в более современной части города, особенно у тех, кто прибыл из Хаской и Балата. Так продолжалось до 1950-х годов. Демография изменилась, когда многие семьи, особенно с низким уровнем доходов, переехали в Израиль (1947-1949). Более обеспеченные семьи переехали в северные части города, такие, как Таксим, Нисантаси и Шишли. Здесь было много синагог и благотворительных фондов, многие из которых действуют и поныне.
В истории Стамбула евреи, проживающие в Галате, сыграли особую роль. Они веками вносили заметный вклад в экономику империи, развивали банковское дело и торговлю. Султаны охотно брали на службу советников-евреев, поручая им важные дипломатические миссии и нередко — шпионаж.
Южная часть района Галата, от площади Топхане до Галатского моста, известна как район Каракёй, что в переводе с турецкого означает «Чёрная деревня». В Средние века здесь была община караимов, или, как их называли турки, «караев». Они и дали название нынешнему району.
Считается, что караимы появились в Стамбуле еще в IV веке. Согласно легенде, император Феодосий благоволил не только христианам, но и караимам, многие из которых приехали тогда в Константинополь. Впрочем, из более достоверных источников следует, что община караев возникла здесь в 9-ом веке.
При последних византийских императорах караимы составляли значительную часть горожан, в Каракёе действовало 7 караимских кенасс. После захвата Константинополя османами в 1453 году караимская община продолжала развиваться, однако, начиная с XVI века, большая часть караимов вынуждена была эмигрировать в Крым и Восточную Европу. К XIX-ому веку в Стамбуле осталась лишь одна караимская община, вытесненная турками в район Хаскёй. Там и сегодня проживает около 80 караимов. До турецкого завоевания константинопольские караимы говорили на особом диалекте греческого языка, а затем у них сформировался особый караимский язык, близкий к турецкому.
Евреи, жившие в Западной Европе с V века, изначально находились под защитой королей, которые желали с их помощью укрепить экономику и собственную власть. Но в Средние века, по мере роста влияния церкви, отношение к евреям становилось всё хуже.
Со временем Англия, Франция и Германия начали высылать евреев, «выталкивая» их на Восток. Евреи из Германии массово переселялись в Польшу, где создали около 60 различных общин. За короткий промежуток времени Польша стала центром еврейской «ашкеназской» учености и культуры.
Присутствие ашкеназских евреев в Османской империи стало значительным во второй половине XIV века. Некоторые из ашкеназских евреев, изгнанных из Венгрии в 1376 году и из Франции в 1394, нашли убежище в Османской империи во времена правления Султана Мурада II — сына Султана Мехмеда I. Ашкеназы выделялись своей одеждой и обычаями, говорили на идиш. Иммиграция ашкеназов в Османскую империю продолжалась и позже. Во время Крымской войны евреи, прибывшие из Керчи, также обрели мир и спокойствие на османских землях. Ашкеназы, прибывшие в конце XIX века из различных европейских стран, были освобождены от уплаты налогов — таковы были привилегии согласно соглашениям о капитуляции. Эти евреи были подотчетны только консульствам тех стран, из которых они прибыли. Они также не были подчинены власти главного раввина. Это вызвало раскол между ашкеназами и сефардами в Османской империи.
Материальное положение и образование новоприбывших не было однородным, поэтому они образовали различные общины. После долгих обсуждений под руководством д-ра Маркуса между ашкеназами и раввинатом было достигнуто соглашение. Это произошло 26 января 1912 года. Документ содержал восемь частей, регулирующих финансовые и религиозные отношения сторон. Это соглашение позволило создать общинную структуру, и было решено учредить «Ашгаху», общинный совет, связанный с раввинатом.
Первый президент этого совета Анри Рейсснер пользовался печатью: «Шул ун синагогэ Ахносэс Орхим (Aschkenasim) Constantinopel — Бейт-Сефер и бейт а-Кнесет Ahnasat Orhim (Ashkenazim) Constantinopel».
Название общины было изменено в 1962 году, с тех пор она известна как «Старый еврейский фонд ашкеназим».
В своей книге «Евреи Турции», изданной в 1925 году, Давид Трич пишет, что в Стамбуле проживает около десяти тысяч ашкеназов. В настоящее время их менее одной тысячи.
Из трех синагог, которые до недавнего времени принадлежали общине ашкеназим в Стамбуле, только синагога Йуксек Калдирим в настоящее время открыта для службы, а синагоги Ор Хадаш и Тофрей Бегадим закрыты. Натан Мидраш во дворе Ортакой Эц-Хаим продолжает вести службу по обычаю ашкеназов
Здание с тремя белыми арками на бледно-розовом фасаде, со всех сторон плотно окруженное городской застройкой, — это и есть ашкеназская синагога.
Синагога находится на правой стороне улицы, и её арки видны не сразу. Ориентируйтесь на ажурные металлические ворота при входе в синагогу.
Ашкеназская синагога расположена в Галате не случайно. Издавна этот район считался основным местом обитания стамбульских евреев. Большинство из них было сефардами; ашкеназы жили там отдельной общиной и основали собственную синагогу.
Миньян в синагоге собирается ежедневно.
Чтобы попасть в эту синагогу на службу, необходимо написать заранее письмо в общину ашкеназских евреев с приложением скана загранпаспорта и прийти с оригиналом.
Синагога находится рядом со станцией метро Сишанэ, а дальше надо идти по навигатору, т. к. найти ее самостоятельно мало реально. Я проходил мимо несколько раз, пока ее нашел.
Синагога построена в эпоху Византийской империи в 1427 г. евреями, которые приехали из македонского города Охрид (по названию которого и названа синагога).
Это одна из первых синагог в Стамбуле, ее выстроили в XV веке в районе Балат. В 1991 г. была проведена масштабная реставрация, но основные детали внутреннего оформления остались в прежнем ключе — например, бима (возвышение) выполнена в виде носа корабля, символизирующего Ноев ковчег. По другим толкованиям, эта деталь символизирует судно султана Баязида, доставившее опальных евреев из Испании в нынешний Стамбул. Особая гордость местных евреев — свитки Торы. Хотя синагога может вместить до 500 человек, не всякий желающий может туда попасть, сначала нужно получить одобрение раввината.
Это здание известно еще и тем, что здесь когда-то проповедовал лже-Мессия Шабтай Цви.
Сейчас эта синагога по будням не работает. Попасть туда очень сложно. Раз в неделю организуют экскурсии для групп. Мне пришлось писать письмо в главный раввинат, и мне выделили один час на посещение.
Синагога находится в 35 минутах ходьбы от станции метро Халик, а дальше по навигатору. Я дошел меньше чем за час пешком от Галатской башни: перешел Галатский мост и повернул направо в район Балат (Фатих).
Название этой синагоги переводится как «Оазис мира». В Стамбуле на протяжении его истории были и другие синагоги с таким названием. К концу 1937 года синагоги Кенесет (Аполлон) и Зюльфарис в районах Галата и Бейоглу уже не могли удовлетворить религиозные потребности быстро растущего еврейского населения. Для таких праздников, как Песах, Рош а-Шана и, особенно, Йом-Кипур, сдавались в аренду различные помещения. Это было разрешено специальным постановлением — только в эти дни и в качестве временной меры. В дальнейшем в актовом зале первой Еврейской начальной школы студенты стали проводить богослужения. В 1948 году лидеры общины решили построить синагогу на том же месте. Эли Вентура и Бернар Мотола, два молодых выпускника Стамбульского технического университета, утверждали, что такой проект может быть подготовлен только с великим энтузиазмом; поэтому они попросили дать им возможность разработать его. Через полгода руководители общин приняли проект, подготовленный Эли и Бернаром.
Самой большой проблемой для Эли и Бернара было спроектировать купол, который мог бы выдержать вес массивной и величественной люстры. Расчеты были выполнены известным архитектором Боденом, а литье — мастером Гарбисом. Рисунки для витражей были сделаны в Академии Художеств, а стекло для них завезено из Англии.
Синагога Неве-Шалом открыла свои двери в воскресенье, 25 марта 1951 года (17 Адара 5711) в 10:00 утра. Церемонию открытия и молитву вел рав Рафаэль Сабан, религиозный лидер общины.
Со дня открытия синагога Неве-Шалом видела много счастливых событий, но, к сожалению, не только…
Первое нападение террористов было совершено в субботу 6 сентября 1986 года, 22 еврея погибли во время субботней молитвы. Второе нападение было совершено в субботу 15 ноября 2003 года. Два автомобиля перед синагогами Неве-Шалом и Шишли Бейт-Исраэль взорвались одновременно, шесть человек, находившихся в синагогах, пять охранников, один полицейский и одиннадцать граждан, находившихся на улице, погибли.
В Стамбуле чтут память жертв террора.
Сейчас синагога работает по субботам и праздникам, а в будние дни в ней работает еврейский музей, где можно получить информацию об истории евреев Стамбула, знаменитых деятелях еврейской общины, обрядах и обычаях турецких евреях и современной еврейской жизни.
В музее имеются также интерактивные стенды. В частности, познавательный стенд о миграции сефардов и ашкеназов, начиная с эпохи разрушения Второго Храма, стенд, посвященный знаменитым евреям Турции, а также стенд с блюдами традиционной кухни турецких евреев; можно даже отправить себе рецепты по электронной почте и затем попробовать приготовить дома самостоятельно.
Для посещения музея необходимо принести паспорт и приобрести входной билет.
Синагога находится рядом со станцией метро Сишанэ, а дальше нужно идти по навигатору.
Это здание было построено в 1920-х годах как прядильная фабрика. В 1950-х годах еврейское население районов Нишанташи и Шишли быстро росло, поэтому было решено приобрести землю, на которой сейчас расположена синагога.
Исполнительный Совет общины Галата-Бейоглу-Касимпаша-Шишли (фонд Неве-Шалом) объявил конкурс на лучший проект для новой синагоги.
В 1951 году архитекторы Арам Дерегобян и Як Пардо получили заказ на строительство. После необходимых согласований, 25 января 1952 года была проведена церемония закладки фундамента синагоги.
В этом здании были проведены молитвы Рош а-Шана и Йом-Кипура, хотя дизайн интерьера еще не был завершен. Надпись «Kal Kadosh Beth Israel» на двери синагоги была написана Дарагобяном. Купол внутри и шестиконечная звезда были созданы известным мастером Онником Сезарлияном. Пять рельефных камней по обеим сторонам фасада здания символизируют Десять заповедей. Сверху — голубой свод. Миква начала работать в 1961 году. Она служила общине в течение недолгого времени.
15 ноября 2003 года возле синагоги был взорван грузовик, было убито множество людей и причинен значительный ущерб зданию. Синагога была вновь открыта для службы в январе 2004 года после ремонтных работ.
Миньян в синагоге собирается ежедневно рано утром.
Чтобы попасть туда на службу, необходимо написать заранее письмо в общину Неве-Шалом, приложить скан загранпаспорта и прийти с оригиналом.
Синагога находится рядом со станцией метро Османбей в районе Шишли.
Еврейское население в Кемербургазе росло, поэтому было принято решение построить в этом районе синагогу. После получения необходимых разрешений от Eyüp муниципалитета и других государственных органов в 2006 году синагога Şaar Aşamayim была открыта. Название синагоги переводится как «Врата Небес». Это помещение на 150 человек.
28 июля 2008 года руководство синагогой была передана фонду Неве-Шалом.
В 50-е годы еврейские семьи, проводившие лето на Бургазаде, собирали миньян у себя дома, т.к. людей было немного. В 60-ых годах население так выросло, что на острове понадобилось строить синагогу. Она была построена в 1968 году после получения соответствующего разрешения. Её назвали «Оэль Яаков» — «Шатер Яакова», чтобы почтить Яакова Мазона за его вклад в создание и развитие синагоги.
Эта синагога открыта для служб только в летнее время, как и другие синагоги, расположенные в районе Адалар.
Остров Бургазада (Burgazada) — третий по размеру из Принцевых островов. Площадь острова всего 1,5 км². Тем не менее, в настоящее время на нем проживают около 3-х тысяч человек. С апреля по октябрь (в туристический сезон) количество людей на острове, увеличивается почти вдвое.
Принцевы острова — архипелаг в Мраморном море, состоящий из девяти небольших островков, он относится к административному району Стамбула, называется Адалар (Adalar).
На сегодняшний день острова являются одним из самых популярных мест для однодневного отдыха и экскурсий в Стамбуле. Добраться до них можно только на пароме, а на самих островах нет автомобильного движения — только гужевые повозки и велосипеды.
Лучше всего посещать эти красивые живописные места в солнечную теплую погоду.
В разные времена Принцевы острова назывались по-разному, в том числе: Святые острова (Evliya adaları), Разделенные острова (Kesiş adaları), Острова духа/души (Ruh adaları), Общественные острова (Halka adaları) и т. д. Самое распространенное и известное во всем мире — Принцевы острова (Prens Adaları).
С чем связано это название? С Римского и до конца Византийского периода эти острова служили местом ссылки для аристократов, здесь их подвергали пыткам…
Из девяти островов четыре заселены и принимают гостей — Бюйюкада (Büyükada), Хейбелиада (Heybeliada), Бургазада (Burgazada), Кыналиада (Kınalıada), один — Седефадасы (Sedefadasi) — частично закрыт для посещения, два — Кашикадасы (Kaşıkadası) и Йассыада (Yassıada) — являются частными владениями, и еще два — Сивриада (Sivriada) и Тавшанадасы (Tavşanadası) — совсем необитаемы. Самый отдаленный из островов находится примерно в 35 км от центральной части города.
Самый большой по площади — остров Бюйюкада (Büyükada) — 5,4 квадратных километра.
Тысячу лет назад островов было 10, но один из них, Вордониси (Vordonisi) ушел под воду после сильного землетрясения. При съемке с воздуха видно этот затонувший остров.
С середины 19-го века на островах жили армянские, греческие, еврейские общины.
Начиная с 1846 года, между Стамбулом и островами было налажено паромное сообщение. С этого времени на островах стали селиться и турки, покупая дома как для постоянного проживания, так и для летнего отдыха.
В 1940-х годах, когда число еврейских семей, проводивших лето в Хейбелиаде, превысило 250, понадобилось строить синагогу. Для этого в 1947 году был приобретен земельный участок площадью 698 квадратных метров в районе Куюй. Синагога Бейт-Яаков была зарегистрирована в 1953 году в общине Галата-Бейоглу-Касымпаша-Шишли (фонд Неве-Шалом), необходимые разрешения были получены, и строительство началось при поддержке члена турецкого парламента Саламона Адато. Торжественное открытие синагоги состоялось в воскресенье, 10 июня 1956 года.
Остров Хейбелиада (Heybeliada) — один из Принцевых островов (Адалар). До захвата острова турками он принадлежал греческой общине и назывался Халки. На Халки отдыхали богатые греки, евреи и стамбульские предприниматели, строившие здесь свои дачи.
Израильская синагога Кнессета была открыта в арендованном перестроенном кинотеатре Союза, расположенном на улице Бююхендек в районе Бейоглу и Галата.
Здание было открыто для эксплуатации 18 марта 1923 года после капитального ремонта. Название синагоги было «Синагога Аполлона», так как, чтобы войти в нее, надо было пройти через здание под названием «Аполлон». Эта синагога часто использовалась специально для проведения похорон евреев, который эмигрировали из Эдирне в Стамбул во время балканских войн. Гимны и псалмы пели во время каждой субботней службы.
Синагога была закрыта из-за разногласий между собственниками земли в 1982 году, и на ее месте было построено офисное здание.
Дом престарелых Matan Baseter — Barinyurt был основан в Эдирне до 1917 года и работает в Стамбуле с 1928 года, продолжая предоставлять помощь нуждающимся, бездомным, больным и пожилым людям. Расходы этого учреждения покрывается за счет пожертвований различных организаций и частных лиц.
Для учреждения было использовано старое здание Еврейской начальной школы Karma в Стамбуле. Оно было торжественно открыто в воскресенье утром 1 декабря 1991 года. Сначала там было только 14 номеров.
Barinyurt Retirement Home был основан в 2003 году, и La Casa Catering, открытый на пожертвования, сделанные в Barınyurt Retirement Home, начал свою деятельность с 8 декабря 2003 года. Организация «Or Yom», связанная с Баринюртом, оказывает поддержку пожилым людям. Она работает с июня 2014 года. В настоящее время около 400 человек пользуются помощью Matan Baseter.
Дом престарелых Баринюрт принадлежит фонду синагог Неве-Шалом Сфаради.
«La Casa Catering с Вами в небе во время ваших рейсов, предоставляет вкусные кошерные блюда, когда вы путешествуете с Turkish Airlines» — девиз La Casa Catering.
Питание GLATT KOSHER стало доступно на рейсах в Тель-Авив с 31/10/2010.
La Casa Catering предлагает 20 различных вариантов блюд и меню специально для бизнес-класса, которые меняются каждые 15 дней.
Рейсы, во время которых можно получить кошерную пищу: Нью-Йорк (в одну сторону, из Стамбула), Чикаго, Гонконг, Сингапур, Тель-Авив; Станстед, Лондон, Копенгаген, Лиссабон, Ганновер, Хельсинки, Дублин, Гамбург, Будапешт, Берлин, Абу-Даби, Алматы, Амман, Бахрейн, Лион, Мадрид, Манчестер, Милан, Мумбаи, Мускат, Мюнхен, Нью-Дели, Нюрнберг, Осло, Париж, Прага, Рига, Эр-Рияд, Рим, Стокгольм, Штутгарт, Тегеран, Ташкент, Тунис, Варшава, Цюрих.
Культурный центр, состоящий из многофункциональных смежных залов, иногда используется для проведения мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию еврейской религиозной и социальной культуры, иногда — как галерея, где художники выставляют свои работы, а иногда — как банкетный зал, где устраиваются заповеданные трапезы.
Еврейское кладбище Арнавуткой — сефардское кладбище в Улусе действует с 1901 года.
Еврейское Кладбище Хаской — действует с 1583 года. Большая часть кладбища принадлежит сефардской общине, но есть место, принадлежащее общине караимов.
Еврейское кладбище Багларбаси — действует с 2002 года. Похороны и уход за могилами осуществляются фондом синагог «Неве-Шалом Сфаради». Выделено для использования фонда синагоги «Кузгунчук».
Еврейское ашкеназское кладбище Улус — это кладбище существует с 1900-х годов. Хотя оно выделено только для ашкеназской общины, иногда используется и сефардской — в рамках соглашения, заключенного по необходимости.
Килиосское еврейское кладбище — часть этого кладбища, выделенная еврейской общине в 1991 году, была открыта для погребения с 2010 года.
Эту информацию я получил во время своей поездки.
Если кто-то из посетителей сайта захочет посетить Стамбул, думаю, им будет также интересно узнать, что в городе есть сефардский и ашкеназский кошерный ресторан, кейтеринг, а тем, кто хочет задержаться здесь подольше и готовить самостоятельно, стоит связать с представителем Хабада, телефон которого мне сообщили в синагоге Бейт-Исраэль.
Читайте также: тема Еврейские кладбища
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»