Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Качество даат взвешивает и принимает решения, и тем самым объединяет все крайние точки в совершенство единства прямой линии

Даат исправляет материальные категории

Законы знаний, обязывающие приучение и привычку как исправление негативных качеств, показывают мощь исправления качеством даат, которое распространяется до этой, самой нижней и материальной части в структуре человека. Здесь имеет место соединение самых нижних мест с источником их жизненной силы.

«И будет, вследствие (עקב, тот же корень, что и “пятка”) того, что послушаете». Так мы находим и у Яакова: «Его рука держит за пятку Эсава»: это сила и способность руки Яакова исправить самые низкие места, находящиеся в категории «пятки». Это даат Торы, совершенство Яакова, обеспечившее вечность его существования до конца всех поколений, последнее из которых называется «пятками Машиаха».

Совершенство хода качества даат

«Прямой путь — срединная степень в любом качестве из всех качеств человека, которая одинаково удалена от обеих крайностей и не приближается к одной из крайностей более, чем к другой. Поэтому постановили мудрецы древности, чтобы человек постоянно взвешивал свои качества и измерял их, и направлял их по срединному пути, чтобы тело его было целым… И заповедано нам идти этими срединными путями, путями добрыми и прямыми, как сказано: “И будешь ходить Его путями”… И так как этими именами называется Творец, и они являются срединным путем, по которому мы обязаны идти, поэтому называется путь этот путем Б-га. И именно этому пути учил наш праотец Авраам своих сыновей, как сказано: “Ибо Я предопределил его на то, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после него следовать путями Б-га”» (Рамбам, Законы знаний 1).

Срединное качество — это атрибут Яакова, который уравновешивает два крайних качества Авраама и Ицхака. Это его имя Исраэль ישראל, тайна «прямой (ישר) линии», в которой заложена вечность существования.

В этом и сущность качества даат, которое взвешивает и принимает решения, и тем самым объединяет все крайние точки в совершенство единства прямой линии: «Одно из условий разума (даат) — чтобы был прямым. Ведь прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками, ибо разум может относиться к любому понятию, которое стало известно человеку через постижение органами чувств, или в качестве врожденных идей. И нужно, чтобы познание было направлено по наиболее краткой линии для постижения» (Мальбим, Притчи 8:9).

Конечно, только через Тору можно удостоиться такого постижения: «…и это очень сложно для познания человека, поскольку в большинстве случаев он ходит вокруг да около, и пробует, и испытывает, пока не дойдет до ясного знания. Но чистые знания тайн Торы прямы для обретших разум — тех, кто находят в своей душе божественное знание. Они найдут его через Тору и через помощь Всевышнего, прямым и коротким путем» (Мальбим, там же).


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»