Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Суббота, Зеев Гринвальд, 39 мелахот, Запреты в Субботу, Варка
6. Приведем некоторые подробности о наиболее важных и чаще всего встречающихся запретных действиях, входящих в описанные выше тридцать девять авот млахот. Многие запрещенные в субботу действия не упомянуты в этой книге, и в каждом сомнительном случае следует обратиться с вопросом к раввину.
Ниже указаны темы, на которых мы подробно остановимся:
* зажигание и тушение огня и варка;
* различные млахот, связанные с приготовлением пищи (выжимать, молоть, месить и т.д.);
* образ вскрытия консервов, бутылок и других упаковок;
* мытье посуды и запрещение готовить что-либо в субботу для будней;
* использование мыла и мазей;
* стирка белья и чистка обуви;
* пользование освещением и электроприборами;
* запрет писать, стирать написанное и клеить;
* запрет шить, кроить, рвать;
* запрет завязывать, развязывать, взвешивать и мерить;
* запрет строить, сооружать покрытие;
* уход за телом (стричь волосы и ногти, причесываться, накладывать косметику, мыться);
* законы, относящиеся к растениям и деревьям;
* запрет заниматься свойственными будням делами и разговорами;
* законы переноса с одной территории на другую — «эрувин»
* законы «мукце» — запрещенных для перемещения в субботу с места на место предметов.
7. Нельзя никоим образом зажигать или тушить, усиливать или уменьшать огонь в субботу. Это касается всех видов огня и всех горючих материалов.
Сняв кастрюлю с огня, нельзя тушить огонь.
Нельзя курить в субботу.
8. Запрет варить: запрещено в субботу варить продукты питания на огне или любом другом источнике тепла. Нельзя ставить их на огонь, на электроплитку, на прибор для варки на пару и т.д., даже если эти продукты сварились еще до субботы. Запрещено ставить их на огонь даже на самое короткое время, за которое они не могут свариться.
Запрет варить включает также запрещение печь и жарить. Запрещено также плавить на огне твердые тела, например воск или металл. Запрещено сушить дрова теплом огня.
9. Нельзя добавлять в уже стоящую на огне (или на другом источнике тепла) кастрюлю продукты, жидкости, приправы; нельзя помешивать пищу в стоящей на огне кастрюле.
Запрет варить обусловлен многими деталями: например, идет ли речь о твердом или влажном продукте, уже готовом или недоваренном и т.д.
Остановимся на наиболее часто встречающихся проблемах.
10. Как было уже сказано, нельзя ставить в субботу еду на огонь. Однако на кастрюлю, уже стоящую на огне (поставленную туда до субботы), можно поместить посуду с сухой (без супа, соуса и т.п.) едой, сваренной до субботы.
Посуду с несухим содержимым (с соусом и т.п.) можно поставить на стоящую на огне кастрюлю, только если оно не сможет нагреться там, находясь даже длительное время, до температуры ״יד סולדת״ — “яд соледет”, при которой рука чувствует ожег (или, более точно,может быть вызван легкий ожег на животе ребенка).
11. Запрет варить распространяется также на ״כלי ראשון״ — «кли ришон»— «первый» (стоявший на огне) сосуд, даже после того как его сняли с огня, пока он сохраняет температуру яд соледет\ нельзя вливать в него пищу, а также нельзя выливать его содержимое на продукты или напитки.
Сухую еду, полностью сварившуюся до субботы, можно поместить в кли ришон, снятый с огня, независимо от его температуры.
12. Есть виды продуктов, быстро варящихся (яйца, чайные листья и т.п.). Их запрещено помещать в субботу даже в ״כלי שני״ — «кли шени»— «второй» (не стоявший на огне) сосуд, если температура его содержимого остается выше яд соледет.
«Кли шени» — это сосуд, в который перелили пишу из стоявшего на огне сосуда (кли ришон).
Принято остерегаться помещать хлеб, мацу и т.п. в кли шени (например, в тарелку супа и т.п.), имеющего температуру яд соледет, тем более нельзя выливать на них содержимое кли ришон.
На сухую (без соуса) пищу, находящуюся в кли шени и имеющую температуру яд соледет, нельзя класть приправы и т.п.. так как есть мнение, что горячая сухая пища, если ее температура не опустилась ниже яд соледет, должна рассматриваться как кли ришон.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»