Из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто», темы: РАМХАЛЬ, Месилат йешарим, Богобоязненность
Боязнь [греха] приобретается в размышлениях о двух истинах. Первая заключается в том, что Шехина (Б-жественное присутствие) находится в любом месте в этом мире. Он, благословенный, следит за каждой вещью, малой или большой, и ничто не скрыто от Его глаз, ни великое, ни ничтожное. Малое и большое, презренное и достойное, — все Он видит и понимает, без всякого различия между ними. Об этом сказано в Писании (Йешаяу 6:3): «…Полна вся земля славой Его», и еще сказано (Ирмеяу 23:24): «…Ведь небо и земля полны Мною…», и также (Псалмы 113:5-6): «Кто, как Г-сподь Всесильный наш, восседающий высоко! Склоняющийся, [чтобы] видеть — в небе и на земле». Еще сказано (там 138:6): «Ведь возвышен Г-сподь, но униженного увидит, а высокого узнает издалека»[1].
Когда человеку станет ясно, что всюду, в любом месте он находится перед Всевышним, благословен Он, тогда сами собой придут к нему боязнь и страх, как бы не ошибиться в поступках, чтобы не оказались они недостойными величия славы Его. Об этом сказано (Авот 2:1): «Знай, что над тобой, — глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои в книгу записываются». Поскольку провидение Всевышнего во всякой вещи, и Он все видит и все слышит, то нет сомнений, что все дела человека оставляют свой след, и все записывается в книгу, в заслугу ему или в обвинение.
Однако человеческий разум не в состоянии представить себе этого с должной ясностью без постоянного размышления и углубленного созерцания. Ведь подобные вещи далеки от наших чувств, и разум наш не может вообразить их без глубокого изучения и внимательного рассмотрения; но даже и после того, как вообразит, образ этот легко исчезает, если человек не возвращается к нему постоянно.
Выходит, что так же, как усиленные размышления — это путь приобретения постоянной боязни, точно так же отвлечение внимания от этого и отказ от размышлений — великий враг ее, и неважно, по какой причине это происходит, из-за занятости или из-за нежелания. Любое отвлечение отрицает боязнь как постоянное качество. Вот заповедь, которую дал Всевышний [еврейскому] царю (Дварим 17:19): «И будет с ним [Тора], и будет читать ее все дни жизни своей, чтобы научиться бояться Г-спода Всесильного своего…». Отсюда мы видим, что боязнь приобретается только постоянным чтением [Торы]. Следует обратить внимание, что сказано «ради того, чтобынаучиться бояться», но не сказано «ради того, чтобы бояться», — потому, что эта боязнь не постигается естественным путем; напротив, она далека от человеческой природы из-за материальности наших ощущений и приобретается только посредством учебы. Нет другого способа научиться боязни, кроме постоянных, непрерывных занятий Торой и исследования ее путей, при условии, что человек будет непрестанно размышлять обо всем этом, — сидя [дома], в дороге, ложась и вставая, — до тех пор, пока не утвердит в сознании истинность присутствия Всевышнего, благословен Он, в каждом месте, и то, что мы всегда предстоим перед Ним — в полном смысле этого слова. И тогда будет человек бояться Его по настоящему. Об этом молился царь Давид, говоря (Псалмы 86:11): «Укажи мне, Г-сподь, дорогу Твою, [путем] истины Твоей пойду! Соедини [воедино все силы] сердца моего, [чтобы] бояться [только] имени Твоего»[2].
[1] Т.е. с высоты Своей.
[2] Перевод согласно «Мецудат Давид», «Мецудат Цион».
Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?