Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Зеев Гринвальд, Еврейский закон, Еврейская молитва, Благословения, Еда
Благословения после еды и питья
1. После того как едят что-либо в количестве «кезаит» и больше, или пьют в количестве «ревиит» и больше, произносят соответствующее благословение. Эту браху говорят только, если пища в количестве «кезаит» была съедена за время, называемое ״תוך כדי אכילת פרס״ (см. таблицу мер в конце главы 15-й).
Если человек помещает в рот единовременно и съедает что-либо цельное (например, цельную виноградину с косточкой, зерно граната, горошину или сардинку), то есть мнения, что следует благословить после еды, несмотря на то, что не было съедено количество «кезаит». Поэтому, чтобы избежать сомнений, следует в таком случае дополнить еду до количества «кезаит».
Благословение ״מעין שלש״ — «мёэйн шалош»
2. После того, как едят мучные изделия из пяти злаков (пшеница, ячмень, полба, овес, рожь), иди фрукты из тех, которыми славится Эрец Исраэль (виноград, инжир, гранаты, маслины, финики), а также пьют вино, произносят браху «меэйн шалош» («наподобие трех» первых благословений, имеющихся в биркат амазон, так как в ней упоминается вкратце их основное содержание).
3. Начальная и заключительная части брахи изменяются в зависимости от вида продукта:
на мучные изделия из пяти злаков (пироги, вафли, вермишель, манка и т.д.) говорят:
״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם על המחיה ועל הכלכלה וכו׳״
на вино —
״ברוך אתה ה׳ אליקיני מלך העולם על הגפן ועל פדי הגסן וכו׳״
на плоды из «семи видов» —
״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלף העולם על העץ ועל פדי העץ וכו׳״
Полный текст этих благословений приводится в сидурах.
4. Если человек съел сразу несколько из перечисленных выше видов еды (например, мучные изделия и вино), он говорит общую браху на все.
Ее текст также приводится в сидурах.
В субботу, праздники и рош ходеш (первый день еврейского месяца) в благословении «меэйн шалош» произносят соответствующие добавления, текст которых приводится в сидурах. Но забыв их произнести, не повторяют благословение.
По мнению Гаона из Вильны, браху после мучных изделий надо сказать на том же месте, где ел, и сидя, как при биркат амазон. По мнению некоторых законоучителей, это относится и к плодам из «семи видов».
В любом случае правильнее не менять места, пока не будет сказано благословение.
Благословение ״בורא נפשות״
5. На все остальные виды еды и питья, на которые не говорят биркат амазон или браху «меэйн шалош», благословляют
״בורא נפשות רבות וחסרונן — על כל מהסברא להחיות בדזם נפש כל חי.
ברוך חי העולמים״
(если съедено хотя бы «кезаит» и выпито хотя бы «ревиит»). Лучше сказать браху прежде, чем покинул то место, где ел.
6. В этом благословении содержится благодарность Богу, создавшему все живое — ״נפשות״ и то, что необходимо для поддержания их существования —״חסרונן״, как вода и хлеб. В словах
״על כל מה שברא להחיות בהם נפש כל חי״ выражают благодарность Богу за то, что Он создал в дополнение к насущным вещам еще и все то, что доставляет удовольствие человеку, даже если дарованное не столь необходимо.
7. Брахот ״בורא נפשות״ и ״מעין שלש״ не заменяют друг друга. Однако тот, кто ел фрукты из «семи видов» и, кроме того, другие фрукты (например, яблоки), благословляет только ״מעין שלש״ и не говорит браху ״בורא נפשות״.
Есть правила, определяющие также, когда браха, сказанная на
вино (перед питьем и после него), освобождает от необходимости благословить другие напитки.
Если человек насытился едой и не произнес браху сразу по ее окончании, то он может благословить и позже, но до того, как проголодался снова.
Тот, кто поел немного и не насытился, может произнести браху лишь в течение 72 минут после окончания еды.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»